Смена социокультурной парадигмы требует перехода педагогического процесса от познавательного к личностно ориентированному образованию. Т.е. перехода от обеспечения информированности учащихся к овладению обобщенными способами деятельности, раскрытию собственного потенциала ученика.
В ст. 14 Закона РФ “Об образовании” сказано: “Содержание образования должно быть ориентированно на: обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее саморазвития”.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет цели образования как формирование социально-значимых качеств личности, одно из которых способность к самореализации.
Однако, человек-личность, не может полностью раскрыть человекотворческую сущность, если не приобретет навыки “стереотипы” полоролевого поведения. Поэтому, в современной педагогике существует проблема необходимости учета в образовательном процессе фактора становления гендерного “я” ученика.
В новой редакции ГОС НРК особое внимание уделено ценностно-ориентационной составляющей образованности, которая формируется в процессе воспитания. Так же в ГОС НРК отмечена необходимость сотрудничества на основе развития партнерских отношений между всеми субъектами образовательного процесса.
Поэтому, особое внимание хотелось бы обратить на роль родителей как участников образовательного процесса, в формировании навыков социально-личностного поведения.
Издавна ведутся споры, дискуссии о том, что важнее для растущего человека, что в большей степени определяет его развитие, формирование наиболее значимых качеств – семейное воспитание или воздействие общественных факторов.
Разрешить их однозначно просто невозможно, ибо приоритет отдельных факторов воспитания неодинаков в разные периоды жизни ребенка и зависит от индивидуальных и гендерных особенностей детей.
Существенно то, что семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работы школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности.
Одной из задач классного руководителя является работа с семьями учащихся, а именно аспект правильного ориентирования родителей на формирование “гендерных стереотипов” ребенка, идеальных представлений культуры семейных отношений, о семейной роли мужчины и женщины, на социально-психологические проблемы материнства и отцовства. Таким образом, психолого-педагогическое просвещение родителей неотъемлемая часть деятельности педагога.
В педагогической практике накоплен богатый опыт педагогического всеобуча родителей. Просветительская деятельность может быть представлена такими формами:
- школьный лекторий;
- классные конференции для родителей;
- родительские лектории по микрогруппам (матери, отцы и др.);
- индивидуальные консультации и т.д.
Хотелось бы особое внимание обратить на такую форму как родительское собрание.
Тематика родительских собраний может носить конкретный узкий характер. Например, родительское собрание для отцов “В моей семье растет сын”. Цель такого общения заключается в актуализации проблемы воспитания мужчины в семье, побудить отцов задуматься о собственной роли и ответственности в воспитании сыновей, наметить пути, средства и приемы воспитания мальчиков в семье, поделиться опытом отцовского воспитания. Круглый стол “Мы воспитываем дочь”, на котором определяются проблемы осознания роли родителей в воспитании девочек, выработка условий успешного семейного воспитания девочки. Также интересной формой для родителей может стать диспут на тему “Мой дом – моя семья”, в ходе которого расширяются психологические знания родителей, родители получают возможность поделиться своим опытом в воспитании, рассматриваются способы налаживания наиболее комфортных для детей и родителей отношений в семье.
И конечно, родители, не должны быть пассивными слушателями. Только активная позиция родителей, через участие в разрешение проблемных ситуации, участие в анкетировании, внеклассных мероприятиях, делах класса, сможет принести результаты. Родители, учащихся нашей школы, зачастую сами просят педагогов и администрацию рассмотреть наиболее важные для них вопросы, т.е. запрос идет от родителей.
И конечно, залогом успеха в работе с родителями, является уровень взаимоотношений педагогического коллектива и родительской общественности. Мы стараемся, чтобы родительские собрания не сводились к банальному обсуждению успеваемости и поведения тех или иных учащихся, а такому стилю общения, чтобы родители почувствовали себя союзниками, партнерами в общении с педагогами школы.
Таким образом, активная работа с родителями, повышение уровня знаний о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми учитывая их половозрастные особенности будет способствовать формированию правильного “гендерного стереотипа” поведения в ребенка будущем.