Приоритетным направлением в музейной педагогике в настоящее время является создание системы, ориентированной на целенаправленное приобщение детей к музею и воспитание у них музейной культуры, предполагающей сформированность музейного отношения к действительности и выражающейся в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного значения.
Уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка предметов. Музей же способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире.
Поэтому в нашем детском саду уже на протяжении 7 лет (с 2004 года) работает интерактивный детский музей. Наш музей имеет свое яркое, открытое, ни на кого не похожее лицо: доброжелательное, улыбающееся, загадочное. Наш интерактивный детский музей – “это не покрытые пылью экспонаты, это пространство взаимодействия”. Детский музей “Землянички” предусматривает познавательную, речевую, эмоциональную и тактильную активность детей. Его отличительными особенностями являются:
- адресность - ориентация на ребенка и его семью;
- направленность на формирование ключевых компетентностей ребенка: информационной, коммуникативной, технологической;
- интерактивность.
За время работы нашего музея было создано 14 тематических экспозиций:
- “Коллекция изобретений” - 2004 г.
- “Книга и я – лучшие друзья” - 2004 г.
- “Мы – дети природы” - 2005 г.
- “С чего начинается Родина” - 2005 г.
- “Игрушка – мой друг” - 2006 г.
- “Без друзей меня – чуть-чуть, а с друзьями – много” - 2006 г.
- Валентина Осеева и ее книги – наши друзья” - 2007 г.
- “Юбилей Землянички – праздник для всех” - 2007 г.
- “Музей Времени” - 2008 г. Приложение 1
- “Лето – это маленькая жизнь” - 2008 г. Приложение 2
- “Дорожная азбука” - 2009 г.
- “Музей Земляничкиных языковедов” - 2009 г.
- “Наши деды – славные победы” - 2010 г.
- “Школьные годы чудесные” - 2010 г.
Работа по созданию выставки - процесс творческий. Каждая музейная экспозиция - это выставка – проект. Она включает в себя три основных этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На первом этапе определяется тема, цель и задачи, ключевые идеи будущей выставки. Создается сценарий будущей экспозиции.
На втором этапе организуется практическая работа:
- по сбору и созданию экспонатов выставки;
- по раскладке экспонатов и монтажу выставки;
- по обучению детей в “Школе экскурсоводов” к поведению экскурсий.
На третьем, заключительном этапе проводится открытие выставки.
Для детской интерактивной выставки, адресованной детям и семье, обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление активности и самостоятельности посетителя. Посетителями нашего музея являются дети и их родители. Они участвуют в создании выставок, получают возможность “работать” с предметом (трогать, исследовать, ставить опыты), выполняют различные задания (отвечают на вопросы, разгадывают ребусы, мини-кроссворды, загадки), делятся своими мыслями, воспоминаниями, занимаются творчеством (мастерят, рисуют, играют на музыкальных инструментах, готовят по старинным рецептам).
Игра и путешествие – два неизменных спутника детства. Именно они определяют основные формы занятий в “Школе экскурсоводов” и помогают детям овладеть ценными качествами, знаниями, умениями и навыками, такими как:
- свободное, непринужденное общение со сверстниками и взрослыми;
- умение грамотно и лаконично строить свою речь;
- усвоение этических норм поведения;
- обогащение знаниями в самых разных областях жизни.
Организуя интерактивные выставки, мы ориентируемся на создание особого пространства, ситуаций, для которых ключевым являются проявление активности и самостоятельности детей и их родителей, позиция “я сам”: действую, думаю, принимаю решения. Поэтому для каждой музейной экспозиции в нашем детском саду мы составляем путеводитель по выставке, который является главным помощником в осуществлении этой цели. Путеводитель содержит краткую информацию о каждом блоке экспозиции с конкретными заданиями, вопросами, является указателем последовательного осмотра выставки. Он оформляется в виде книжечки формата А-8. Это новый способ общения, связующее звено между посетителями и музеем. Работая со специальными путеводителями во время экскурсии в музее, ребенок и взрослый самостоятельно осваивают музейные коллекции, отвечая на вопросы и выполняя самые различные задания.
Благодаря путеводителю детский музей реализует себя не только в форме “витринных” экспозиций, но и способствует организации эффективного взаимодействия детей и родителей с экспозицией.
Пример путеводителя по выставке“Игрушка – мой друг”
Страничка 1. “Дети, идите в свой музей!”
Так называлась музейная афиша, которая приглашала посетить первый в России музей Игрушки. Это было почти 100 лет тому назад, в далеком и суровом 1919 году.
Его создателем был Николай Дмитриевич Бартрам. Это был талантливый, энергичный организатор, энтузиаст своего дела. За юмор, доброту и отзывчивость его любили и взрослые, и дети. Они так и называли его “Дядя музей”, потому что в их представлении музей был неотделим от личности Николая Дмитриевича.
В нашем детском саду тоже открылся Музей игрушки. И как много-много лет назад мы говорим вам: “Дети, идите в наш музей!” (стенд-афиша).
Страничка 2. Из всемирной истории игрушек.
Знаете ли вы, когда и где впервые появились:
- куклы – неваляшки?______________________
- русские матрешки?_______________________
- детские площадки для игр?________________
- кубики с алфавитом?_____________________
Знаете ли Вы, кто и когда изобрел:
- говорящую куклу?________________________
- трехмерного бумажного змея?______________
- Микки-Мауса____________________________
- Винни-Пуха ____________________________
- Чебурашку?_____________________________
Обо всем этом и еще о многих других изобретениях в области игр и игрушек можно узнать из Всемирной истории игрушек. (Детям и родителям предлагается книга-самоделка “Из всемирной истории игрушек”).
Страничка 3. Игрушки наших бабушек и дедушек.
Каждая эпоха оставила свой след в истории не только в произведениях искусства, книгах. Игрушки тоже в разное время были разными.
В нашем музее собраны игрушки наших бабушек и дедушек.
Знаете ли вы, какие игрушки были у ваших бабушек и дедушек, когда они были маленькими?
В какие игры любили они играть?_________________________________
В какие из этих игр вы тоже умеете и любите играть?______________
(Стенд с игрушками и фотографиями 40–60-х годов)
Страничка 4. Игрушки наших родителей.
Кажется, совсем не так давно ходили в детский сад родители наших детей. У них тоже были свои игрушки.
В какие игры и игрушки играли сегодняшние мамы?__________________________
А папы?________________________________
Назовите самую популярную игрушку (игру) Вашего детства:
У мальчиков_____________________________. У девочек ____________________________
Как Вы полагаете, это важно рассказывать своему ребенку о своих детских играх?_____
Почему? ___________________________________
(Стенд с игрушками и фотографиями 70–80-х годов)
Страничка 5. Какие они, эти современные куклы?
У современных кукол все как в жизни:
Пупсы выглядят как настоящие младенцы. Они кушают, плачут, смеются, говорят.
У Барби и Кента есть дом, в нем все необходимое, а также машина, дети и животные.
Куклы Братц – похожи на Барби, только у них обычно огромные накрашенные глаза и губы и ультрамодная, разнообразная одежда.
Много кукол - трансформеров (человек-динозавр, человек-робот, человек-паук).
Появились куклы-манекены – им можно делать макияж, прическу.
Куклы-роботы - микрозвери, микробэби, микродансеры.
А самая современная кукла – робот называется“My Real Baby”. Ее даже можно научить разговаривать.
Какую из современных кукол Вы хотели бы купить своему малышу?____________
(Стенд с современными куклами и игрушками)
Страничка 6. Как выбрать игрушку.
Достоинствами игрушки сегодня являются:
- Простота и доступность.
- Увлекательность и привлекательность для ребенка.
- Возможность разнообразно действовать с ней.
- Поощряет ребенка к самостоятельности.
- Вызывает добрые, гуманные чувства.
- “Современность”, связь игрушки с окружающей общественной жизнью.
- Связь игрушки с культурными традициями своего народа.
- Технические качества игрушки, прочность и безопасность.
Назовите игрушку, которая на ваш взгляд соответствует всем перечисленным требованиям_________________ .
Страничка 7. Игрушка – друг ребенка.
Психологи считают, что кукла для ребенка - идеальный друг, тот, с кем можно говорить обо всем, кто всегда имеет время выслушать, не будет перебивать, поймет и никогда не осудит. У кукол, в отличие от взрослых, всегда есть время для ребенка.
У ребенка разные куклы имеют разные черты характера, которыми он сам их наделяет. Все это - проекции его собственной личности. Через кукол он как бы общается с разными сторонами самого себя.
Мальчики не играют в куклы, но у них, как правило, есть плюшевые игрушки, которые становятся такими же близкими друзьями и собеседниками. Детский писатель Виктор Драгунский замечательно описал эти взаимоотношения ребенка и игрушки в “Денискиных рассказах”: повзрослевший мальчик решает сделать из друга детства - плюшевого мишки - боксерскую грушу для тренировок и вдруг чувствует, что это невозможно, что мишка для него по-прежнему живой.
Расскажите об игрушке, ставшей Вашим другом.
(Альбомы с сочинениями родителей о своих любимых игрушках. Аудиозаписи рассказов детей о своих любимых игрушках.)
Страничка 8. Это Вам пригодится.
Информационные знаки на упаковке игрушек
Этот знак - своего рода паспорт для игрушки. Обычно он ставится рядом с названием фирмы производителя (или поставщика) и ее адресом. | |
Маркировка “Лев” означает, что покупатель может быть уверен в соблюдении производителем игрушки, носящей этот знак, всех правил безопасности игрушки. | |
Этот знак удостоверяет покупателей что все игрушки прошли через тесты на Стандарт Безопасности Игрушки. | |
Этот знак обозначает предостережение о попадании игрушки в руки ребенка моложе 3 лет, но при этом с данной игрушкой ребенок может играть в присутствии родителей. | |
Здесь вы можете нарисовать свой знак для производителя игрушки |
(Плакат с информационными знаками)
Страничка 9. Кукольные разности
Столетия назад жесточайшие войны останавливались для того, чтобы пропустить из одной враждующей страны в другую корабли с ценнейшим грузом, стоящим над политикой и религией — КУКЛАМИ, одетыми в роскошные наряды тех времен. В наше время куклы популярны не только среди детей, но и среди взрослых. Многие люди коллекционируют куклы. Например, в США коллекционеров кукол уже больше, чем филателистов.
Есть ли у Вас коллекция каких-либо игрушек? ____
Как давно Вы их коллекционируете?__________
Познакомьтесь с коллекцией игрушек нашего детского сада и поделитесь своими впечатлениями о нашей выставке.
Страничка 10. Наша игротека
Попробуйте вспомнить и закончить пословицы:
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы__________
У нашего молодца нет______________________
Играть не устать, не ушло бы _______________
Игрушки да смешки, шутки да _______________
Играть играй, да ___________________________
Вспомните и скажите, о каких игрушках написала в своих стихах А.Барто?__________
Чтобы лучше узнать своего ребенка, понаблюдайте за ним, когда он играет.
Чтобы лучше воспитать своего ребенка находите время для совместных игр с ним.
Играйте чаще со своим малышом!
Играйте прямо сейчас!
Используемая литература:
- Материалы Галигузовой Л.Н., Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А.
- Журнал "Тысяча и Одна Игрушка" № 10, 2002 г., №01, 04, 05 – 2005 г.
- Ж. “Ребенок в детстком саду” №12.2001 г., Е Соловьева “Куклы минувшего века”.