Цель: развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника.
Задачи:
- дать понятие обиды;
- развитие умения детей справляться с жизненными трудностями, управлять своими эмоциями;
- знакомство детей со способами того, как справиться с обидой;
- гармонизация личности ребенка, повышение его уверенности в себе, своих возможностях.
Оборудование: демонстрационный материал “Беседы по картинкам. Чувства. Эмоции” Фесюковой Л.Б., Курбатовой З.А. (или картинки с ситуациями, демонстрирующими проявление обиды, злости, грусти), бумажная копилка, бумага для рисования, цветные карандаши (краски, фломастеры), коробочка “Я справился”, стеклянные камешки, воздушные шары, маркеры, памятки “Уходи, обида, прочь!”, музыкальное сопровождение.
Методические приемы:
- Беседа.
- Закрепление знаний в играх, упражнениях.
- Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
- Релаксационная техника.
- Рисование.
- Работа с текстом.
Инсценировка и анализ психологических этюдов.
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Ритуал приветствия “Передай улыбку”.
(Дети стоят в круге. По часовой стрелки, начиная с ведущего, по очереди поворачивают голову к стоящему рядом и улыбаются.)
2. Мини-викторина “Угадай эмоции”.
(Работа по картинкам №3, №6, №12 демонстрационного материала “Беседы по картинкам. Чувства. Эмоции” Фесюковой Л.Б., Курбатовой З.А.)
- Отгадайте, о какой эмоции идёт речь?
Как грустно мне что-то сегодня,
На улице дождик идет.
Мелодия песни далеко
О чем-то печальном поет…
Грущу в наслажденье привольно.
Меня вам никак не понять.
Нет настроенья сегодня,
И капает дождик опять. (Лариса Касимова)
- Это грусть.
От злости не видишь неба,
Злость застилает глаза,
Не надо воды и хлеба,
Найти б побольней слова…
И сон убежал твой напрочь,
Злость не даёт уснуть
И думаешь думу на ночь,
Ну как бы больней кольнуть.
- Это злость.
Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде я не видел
Ни цветочка, ни куста...
И в обиде я обидел
И щеночка, и кота... (Эмма Машковская)
- Это обида.
II. Основная часть
1. Вводная беседа.
- Хороши ли такие эмоции как грусть, злость?
- А именно они часто являются спутниками обиды. Значит, мы должны уметь справляться с такими негативными эмоциями. И сегодняшнее занятие поможет нам в этом.
- Когда вы обижаетесь? Вспомните случаи, когда вы обижались. На кого?
- Так, что же такое обида?
- Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. Обида – острая боль. Обида – горечь, направленная внутрь человека.
- Можно ли разделить обиды на справедливые и несправедливые?
- Как мы реагируем на обиду?
2. Упражнение “Поведение обиженного”.
(На доске записаны слова, определяющие поведение: уверенное, неуверенное, грубое, безразличное, трусливое, справедливое. Выбирается ведущий, который изображает поведение обиженного. Остальные отгадывают, выбирая из этих слов.)
- Какая реакция была убедительна?
- Как нужно реагировать на обиды?
- Как вы считаете, нужно ли копить обиды?
- Мы можем сделать вывод о бесполезности накопления обид.
3. Упражнение “Копилка обид”.
- Нарисуйте свои обиды. (На работу дается 8-10 минут. Дети рисуют под музыку.)
- Чем похожи рисунки?
- Сложим ваши “обиды” в копилку.
- Кто может нам помочь избавиться от обиды?
- Всегда ли стоит обижаться во время споров?
- Удается ли вам самим справиться с обидой?
- А что лучше самому себе помочь или ждать помощи?
- Что же нам делать с обидами? Что мы сделаем с копилкой обид? (Рисунки рвём, копилку с обрывками сминаем и выбрасываем в мусорную корзину.)
- Как нам быть с нашими обидами в жизни?
- Прощать.
- Как относиться к обидчику?
- Прощать.
4. Упражнение на расслабление.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют.
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно:
Расслабление – приятно. (Звучит релаксационная музыка.)
- Сядьте удобнее... Закройте глаза… Устроитесь так, чтобы каждая часть тела была расслаблена. Руки и ноги отдыхают... Лицо спокойно, челюсть разжата... Сделайте несколько глубоких вдохов через нос — и сильных выдохов через рот... Дышите в такт с музыкой...
- Представьте перед собой человека, который вас обидел. Он сидит один в большой комнате… Он совсем один… Мысленно подойдите к нему. Простите его… Избавьте себя от груза обиды… Вам стало легче…
5. Работа с памяткой “Уходи, обида, прочь!”
(Каждому ребенку раздаются памятки “Уходи, обида, прочь!”)
- Прочтём памятку.
Памятка “Уходи, обида, прочь!”
- Отойти от обидчиков и быстро походить, пробежаться, попрыгать на одной ноге, размяться на спортивных снарядах.
- Умыть лицо, руки, шею холодной водой.
- Не обращать внимания на глупого дразнилку, ведь умный ребенок такого бы не сказал.
- Зимой выйти на улицу и побросать снежки.
- Если рядом есть деревья, - прислониться к дереву позвоночником, лицом или ладонями. Какое дерево для этого лучше? Определить “свое” дерево можно в прохладное время года. Поздней осенью, ранней весной поднесите раскрытые ладони к дереву на расстоянии 3-5 см. Если почувствуете тепло, это дерево – ваш друг. Чаще всего это береза, дуб, каштан, тополь.
- Если есть талисман, можно пошептаться с ним.
6. Игра “Я справился”.
- Вы можете дополнить памятку своими способами того, как справиться с обидой.
(Дети формулируют свои предложения. Если предложенный способ признается приемлемым, то ребёнок кладёт стеклянный камешек в коробочку “Я справился”. Лучшие варианты можно записать в памятку.)
7. Упражнение “Лопни шар”.
- Надуйте воздушный шарик и напишите маркером на нем свою обиду. А теперь лопните шар!
- Нет шарика – нет обиды!
- Вот таким “салютом” в честь нашей победы над обидой мы заканчиваем наше занятие!
III. Заключительная часть
1. Итог занятия.
- Человек, не умеющий прощать, разрушает себя изнутри. Обиды копить бессмысленно. Их можно мысленно пускать на ветер, по воде и представлять, как она исчезает.
2. Ритуал прощания “Уходи, обида, прочь!”
Все участники встают в круг, держатся за руки и хором говорят: “Уходи, обида, прочь! Я себе смогу помочь!”.
Литература
1. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006.
2. Фесюкова Л.Б. Курбатова З.А. Чувства. Эмоции. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во “Ранок”, 20 0. – 20 отдельных листов в папке. – 2006.