Школьная биология была и остается важным звеном в системе общего образования. Она довольно прочно удерживает свои позиции, несмотря на многочисленные попытки объединить ее в одно “Естествознание”. Действительно, трудно представить себе, скажем, врача, изучавшего в школе вместо биологии какой-нибудь интегрированный курс.
Однако за последнее десятилетие личность ученика существенно изменилась. С прежним “советским” школьником, современных роднит разве что возраст. Отсутствие общественных организаций в школе, контроля за развитием общественной деятельности ребенка привело к тому, что учащиеся зачастую, не представляют себе, как можно работать в группе сверстников. Каждый стремиться выполнить всю работу самостоятельно. В результате такая перспективная, отвечающая современным требованиям форма учебной деятельности, как индивидуально-групповая познавательная деятельность, натолкнулась на неожиданное препятствие: детей надо специально учить работать друг с другом. Поэтому в школе ее используют реже, чем можно было бы.
Другим отличием современного школьника от учащихся предыдущих поколений можно считать отсутствие интереса к учебе. Она перестала быть самоцелью и часто рассматривается исключительно с меркантильных позиций: имеют ли получаемые знания ценность на рынке труда? Особенно ярко эта позиция проявляется в старших классах.
В младших классах мы видим стихийный интерес ребенка к познанию мира – он открыт новым знаниям. Но и здесь ситуация меняется не в лучшую сторону. За последнее десятилетие мир разительно переменился: количество информации возросло в десятки раз. И если у взрослого человека имеются “информационные фильтры” - его мировоззрение, убеждения позволяют отбрасывать ненужные сведения, то у младшего школьника этого нет. Он как губка впитывает в себя любые знания, пока может воспринимать информацию. Однако возможности ребенка не беспредельны, а источников информации становится все больше – помимо школы это телевидение, радио, газеты, журналы и, конечно, Интернет. От перегрузки сведениями организм спасается привычным способом – лишняя информация не воспринимается, быстро забывается.
В результате современные школьники плохо запоминают, мало знают, слабо читают, быстро утомляются. Ученик привык получать информацию из разных источников. При этом выбор носителя знаний осуществляется, как правило, по одному критерию – чем меньше усилий нужно сделать, чтобы добыть сведения, тем лучше источник. Учитель в этой ситуации перестает быть “вещателем истины”, главным источником знаний, а становится одним из дающих сведения. Более того, учитель с его требованиями часто может восприниматься даже как надзиратель.
Как же учителю преодолеть все перечисленные трудности? Готовых рецептов нет, да и не может быть. Однако есть педагогический опыт, переосмысление которого помогает в работе.
В современной школе ученик чаще выступает в роли пассивного участника обучения, сосуд, который нужно наполнить знаниями в строго определенной последовательности. Это очень опасная тенденция. Необходимо сделать ученика активным участником процесса обучения, соратником и коллегой учителя по учебному процессу. ребенок будет активно развиваться и осознанно потреблять знания. Основа обучения – активная познавательная деятельность учащихся.
Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Но ее нельзя понимать упрощенно и однобоко, так как обычный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества.
На уроках во всех классах использую индивидуально-групповую форму организации познавательной деятельности школьников. Это помогает включить ребят в деловое общение, здесь все имеют право на оценку работы своих товарищей, помогают им выступать в роли лаборантов, консультантов, экзаменаторов, помощников учителя. Состав группы чаще гетерогенный, так как именно в таких группах, на мой взгляд, ярко проявляются чувства коллективизма, ответственность и требовательность к себе и к своим товарищам, взаимопомощь и стремление не подвести других. Групповую форму работы чаще использую на заключительных уроках по теме, цель которых – обобщение и систематизация материала, оценка знаний учащихся. Используя блочно-модульную технологию обучения, реализую принцип уровневой дифференциации, что дает учащимся возможность усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень обучения. На таких уроках учащиеся работают или индивидуально или в парах по технологическим картам, которые включают алгоритм работы ученика. Кроме технологической карты, каждый ученик имеет лист контроля, в котором сам выставляет себе оценку с учетом количества набранных баллов. В зависимости от оценки школьники получают различные домашние задания.
Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре.
Реализация идеи духовного и творческого развития личности требует пересмотра не только содержательной, но и методической стороны урока. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежат сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.
Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершаться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Стремительные темпы научно- технологического прогресса предъявляют новые требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения.
Многие учителя придерживаются мнения, что на уроках дети должны работать строго по инструкциям. Однако подобная методика позволяет только без ошибок и отступлений сделать работу, но не формирует познавательных процессов и не развивает ученика, не воспитывает такие качества, как самостоятельность, инициативу. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике.
Проектное обучение рассматривается как тип развивающегося обучения, базирующегося на последовательном выполнении учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. В основе системы проектного обучения - творческое усвоение в процессе самостоятельной поисковой деятельности, т.е. проектирования. Продукт проектирования - учебный проект. Цель проекта: создавать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта. Важно, что проектное обучение самомотивируемо, личностно-ориентировано, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно, любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Виды проектов, которые мы можем предложить учащимся:
- исследовательские;
- информационные;
- практико-ориентированные.
В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.
Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?” Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
Учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера - как обучающихся, так и творческих. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер
Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.
Использовать ИКТ я стала сравнительно недавно – с сентября 2004 года. В мае 2005 года я прошла курсовую подготовку “Интернет технологии….”. Полученные на курсах знания я стала применять на уроках. Сначала использовала мультимедийные энциклопедии на уроках. Затем стала включать фрагменты своих презентаций – иллюстраций некоторых этапов урока введение нового материала, закрепление материала.
Я думаю, все прекрасно знают, что тот, кто владеет информацией, тот и правит миром. И естественно, что тот, кто наиболее умело использует в работе современные информационные технологии, никогда не останется в накладе. Как правило, дети только к 9-11 классу начинают сами осознавать, что современный мир будущего невозможен без компьютеров. Тем более, если ученик планирует учиться далее в вузе и уже в школе он должен знать, с каким багажом знаний его ждут в том или ином вузе.
В зависимости от программы вуза эти требования различны. В техническом вузе от него ждут знания современных языков программирования, алгоритмических принципов решения задач, умения работать с графикой и т.п. В гуманитарных вузах в первую очередь необходимы знания и умения работать с прикладными программами. В частности это DOS, Windows, программы пакета Microsoft Office и т.д.
Чтобы заинтересовать ребят, помочь им заняться тем, что, возможно, поможет им уже в будущем, мне пришлось организовать свою работу достаточно интересно и с достижением конкретных практических результатов, дать возможность в своё свободное от уроков время заинтересованным школьникам работать на компьютере. Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу. Перед собой я поставила цели и решала следующие задачи:
- занятости детей во внеурочное время;
- развития интереса к творческой и исследовательской работе;
- привития навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения.
Человек - изменчивая и постоянно обновляющаяся личность. В природе каждого заложен огромный потенциал внутренних возможностей для саморазвития. Любой индивид неисчерпаем, предугадать его будущее нелегко Ученик – строитель собственной жизни, и он творит ее ежедневно, ежеминутно. Миссия учителя – помогать каждому ребенку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание, и вместе восходить на новый уровень развития.
Меняется школа, но остается неизменной роль учителя. От него ждут помощи в труде познания, в постижении логики бытия, в умении правильно оценить действия и их последствия (скажем курение и здоровье, наркомания и преступность, гигиена и СПИД и т.д. ) кто как не он может увлечь приохотить к своей науке, ярко и доходчиво объяснить сложное и щепетильное, духовно поддержать, найти тот прием, который сделает труд познания радостным и счастливым?
Мы все разные и это то, что делает нас всех личностями – добрыми и не очень, талантливыми и просто способными, красивыми и обаятельными, целеустремленными и разбросанными, трудоголиками и вальяжными лентяями, коммуникабельными, компанейскими и замкнутыми, эмоциональными и равнодушными.
Сейчас, когда в стране идет реализация Приоритетного национального проекта “Образование”, роль учителя является ведущей в образовательном процессе школы.
Глобализация экономики, революция информационных технологий, ускорение научно-технического прогресса требуют создания качественно новых условий жизнедеятельности общества, формирования принципиально новых социальных отношений.
Подрастающее поколение, как особая социальная группа, является чутким индикатором происходящих перемен, и определяет в целом потенциал развития российского государства.
Принципиальное значение в педагогической науке и практике приобретает поиск образовательного пространства для единого процесса социализации подрастающего поколения, непрерывного развития личности в новых социокультурных условиях.
Содержание предмета биологии позволяет ребенку в содружестве с учителем познать мир природы, себя, закономерности развития органического мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами окружающего мира, осознать, что человек (и сам ребенок) – это его малая часть. Проблемы природы – это проблемы человека. Научиться разрешать их – задача наших учеников. Поэтому обучение должно проходить под девизом: “Живя в мире, будь его полноценной частью! ”
Итак, мы вступили в 21 век. Каким он будет? Что потребует от школы? Перед какими проблемами окажется наш сегодняшний первоклассник, а в 2015 г. выпускник школы? Какими качествами он должен обладать, чтобы достойно жить и трудиться в 21 веке?
Думаю, что век грядущий не станет менее проблемным, время востребует нового человека – исследователя проблем, а не просто исполнителя.
Среди огромного многообразия форм и процессов жизнедеятельности иногда встречаются настоящие чудеса. И все это надо познать, объяснить, использовать на благо людей. Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру. К таким технологиям относится овладение учащимися приемами исследовательской работы. Успешность в овладении исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения. Умения подобного рода, как показывает практика, значимы и в дальнейшем вузовском обучении учащегося. Формированию позитивной мотивации к познанию структуры и правильному написанию учебного исследования способствует постоянно стимулируемый учителем интерес к предмету и способам его изучения. Поэтому цель кружка “Юный исследователь”, который я веду вот уже несколько лет, состоит в том, чтобы способствовать овладению учащимися умениями и навыками написания учебного исследования.
Научно-исследовательская деятельность учащихся – одна их прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.
Представив систему своей работы, хочу вновь подчеркнуть, что вся моя деятельность направлена к одной цели: дать моим ученикам полноценное современное образование. Как все наше учительство, я выполняю социальный заказ нашего общества. Стремлюсь к хорошему результату: выпускать из стен нашей школы человека, способного к саморазвитию, самостоятельному принятию решений, к самосовершенствованию. Подводя итог, хотелось бы сказать, что новое время всегда диктует новые условия. Современный ученик сегодня должен уметь учиться по любому учебнику, добывать знания, необходимые сведения из любого источника. Значить учитель обязан научить школьника этому.