“И пошёл дождь, и разлились реки,
и подули ветры, и устремились на дом тот;
и он не упал, потому что основан был на камне”.
Евангелие от Матфея
Двадцатый век сделал всё от него зависящее для искоренения духовности и нравственности в человеке. И в двадцать первом столетии этот процесс продолжается. Кто может поставить заслон на этом гибельном пути, кто призван укреплять молодых людей в поисках надёжных оснований жизни? Конечно, учитель, а так же священники, деятели культуры, науки, и искусства.
Общая цель работы нашей школы направлена на формирование образовательной среды, способствующей духовно-нравственному становлению личности.
Цель работы классного руководителя: способствовать воспитанию здоровой, трудолюбивой и любознательной личности ребёнка, знающего историю и традиции своего народа и уважающего живущих рядом людей.
Что же такое духовность и нравственность? Обратимся к словарю С.И. Ожегова: нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Можно добавить, что нравственность – это так же умение общаться и строить отношения, умение отстаивать свою точку зрения, умение принимать решения, умение брать на себя ответственность и т.п.
Исходя из этого, определим основные задачи классного руководителя, направленные на развитие духовно-нравственных качеств учащихся:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (потребность быть здоровым);
- создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе (потребность в защищённости и безопасности);
- создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения (потребность в самоуважении, уважении и признании);
- организация разнообразной деятельности детей в классе, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников (потребность в творческой деятельности, потребность в общении);
- создание условий, оказание помощи в поиске и обретении ценностей и смысла жизни (потребность в смысле жизни);
- психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, приемам саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как важнейшим условиям благополучной социализации человека в грядущей взрослой жизни (потребность в самореализации).
Все эти задачи направлены на формирование вторичных или высших потребностей человека. Почему высших потребностей? Согласно исследованиям американского психолога А. Маслоу, низшие (первичные) потребности возникают (сформированы) у всех людей на уровне инстинкта. А высшие (вторичные) формируются в процессе развития и воспитания человека.
Расскажу об основных направлениях воспитательной работы, способствующих духовно-нравственному становлению личности ребёнка. Мои ребята, которых я взяла в 5-м классе, заканчивают уже 8-й. Дети пришли ко мне в 5 класс несформированным коллективом. В классе наблюдалось деление на враждебные группы; перемены сопровождались ссорами, драками, порчей чужого имущества.
Поэтому начала я свою воспитательную работу в классе с формирования культуры общения (между одноклассниками, между учеником и учителем, между родителями и детьми), расширения представлений учеников о речевом этикете - вежливость (спасибо, пожалуйста, здравствуйте; поведение в общественных местах, хорошие манеры).
Наиболее удачными методами и способами воздействия на учащихся считаю внеклассные мероприятия – трудовые десанты, конкурсы, походы; индивидуальные беседы с детьми и их родителями, труд по уборке и благоустройству закреплённого кабинета и др. Совместные дела дают возможность сплотить учеников, воспитать коллективную ответственность. Все дети принимают участие в работе органов самоуправления. Однако не стоит забывать, что основная воспитывающая роль принадлежит семье, поэтому все внеклассные мероприятия мы планируем и проводим совместно с родителями. Родительский патруль участвует в проведении школьных дискотек, праздников, наблюдая за внешним видом и поведением подростков. Совместно с родителями готовим и проводим классные часы о вредных привычках, болезнях века, молодёжных субкультурах; стараемся обратить внимание ребят на основные человеческие ценности, большие возможности юношеских лет и одновременно ответственности за будущую жизнь.
Рисунок 1
В школе ребята овладевают не только навыками культуры общения и культуры поведения, но и культурой организации досуга. В связи с этим большое внимание уделяю организации досуговой деятельности детей. Все ученики класса занимаются в учреждениях дополнительного образования (см. рис. 1). В выходные и каникулярные дни планируем экскурсии, походы в театр, кино, музей, картинную галерею. Считаю, что занятость ребят во внеучебной деятельности приучает их ценить и организовывать своё время, отвлекает от дурных мыслей и компаний, ухода в “виртуальную реальность”.
На втором месте – воспитание толерантности (толерантный – терпимый, снисходительный к кому-чему-нибудь). Но как быть вежливым с тем, кого терпеть не можешь? Решению этой задачи могут способствовать классные часы, совместное чтение и обсуждение художественной литературы и позиция классного руководителя. Для меня все дети в классе равны, стараюсь не выделять любимчиков и быть справедливой при разрешении любых конфликтных ситуаций. На сегодняшний день могу сказать уверенно, что в моём многонациональном классе нет изгоев, нет враждующих группировок, все дети относятся друг к другу уважительно. Учителям приятно работать в моём классе.
Вежливость и терпимость – качества замечательные, однако без умения сочувствовать, сопереживать, могут привести к лицемерию, цинизму. Заметную роль в решении этого вопроса играют коллективные творческие дела, упор в которых делается на воспитание активного, неравнодушного человека, нацеленного на преобразование себя и окружающей среды. Так как основная роль в воспитании принадлежит семье (все семейные ценности становятся привычкой на всю жизнь), то и начинать нужно с семьи. Совместно с родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками мы подготовили и провели классный час “Семейные традиции. Праздники”. Его важнейшие цели - воспитание чувств любви и гордости за свою семью, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям, родословной, формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников - были достигнуты. При подготовке к классному часу, ребята провели большую исследовательскую работу, составили свои генеалогические древа, узнали о семейных реликвиях, ценностях.
С классного часа “Семейные традиции” началась работа по формированию классных традиций, направленных на воспитание неравнодушного человека. Каждый год 9 Мая мы поздравляем ветеранов ВОВ, собираем для них продуктовые наборы, помогаем с уборкой квартиры; в сентябре собираем игрушки, канцелярские товары, одежду, продукты питания и отвозим в приют г. Талнаха для пожилых людей и детей-сирот. Конечно, не все ребята сразу проявили доброту и отзывчивость. Много классных часов, индивидуальных бесед, родительских собраний пришлось посвятить теме “Добро и зло”, “Жадность и щедрость”. Реализация социальных проектов позволила сформировать ключевые компетенции учеников классного коллектива. В 8-м классе в различных акциях милосердия приняли участие 95% детей класса.
Много внимания уделяю воспитанию у детей уважительного и ответственного отношения к труду. Речь идёт не просто об уборке кабинета, а о воспитании уважения к людям труда, самоуважении, самостоятельности (Приложение – кл. час “Умелые руки”). С целью ранней профилизации школьников, знакомства с миром профессий, ежегодно организую посещение моими учениками Центра образования, участие в профессиональных пробах. Знакомство с профессиями, экскурсии на производство, классные часы и беседы с представителями разных профессий помогли большинству ребят определиться с профилем будущего обучения уже к концу 8 класса.
Необходимость самовоспитания была обозначена, как проблема, на одном из родительских собраний в 5 классе. Родители жаловались на то, что дети ничего не успевают, поздно ложатся спать, много времени тратят на выполнение домашних заданий. Много классных часов, бесед с медработником школы, родительских собраний было посвящено научной организации труда, приёмам самовоспитания, здоровому образу жизни. Я занимаю активную позицию в вопросах здорового образа жизни и вместе с детьми участвую в школьных Днях здоровья, корпоративных соревнованиях “Лыжня Норильского никеля”, походах в тундру, на каток. Разработала и применяю программу факультативных занятий “Здоровый образ жизни” с привлечением фельдшера школы. Непрерывный процесс воспитания здорового образа жизни позволяет выработать у детей устойчивые валеологические привычки. Благодаря целенаправленной и системной работе, дети имеют хорошую физическую форму, редко болеют.
Здоровый образ жизни и ответственное отношение к вопросам личной безопасности стали особенно актуальными после гибели на пожаре девочки из нашего класса. Этот трагический случай заставил детей быть более внимательными к правилам безопасного поведения в школе, на улице и дома.
Патриотическое воспитание детей начинается с любви к маме, семье, родному дому, городу, краю. Каждый год к 8 Марта мы готовим концерт для мам и бабушек, в котором принимают участие все 28 учеников класса; а 9 Мая поздравляем ветеранов ВОВ, слушаем их рассказы о войне и послевоенном времени, поём вместе песни, пьём чай. Классные часы к 9 Мая провожу после совместного с детьми просмотра спектакля или художественного фильма о Великой Отечественной войне, что позволяет пополнить духовные накопления ребят, подготовить их к разговору о чести и долге.
Если говорить о развитии творческих способностей школьников, то позволю себе повториться и напомнить о коллективных творческих делах – подготовка классных часов, концертов для мам, внеклассных мероприятий. Всё это развивает творческие способности ребят, помогает сплочению классного коллектива, поднимает дух учащихся, создаёт оптимистичный, радостный настрой.
Благодаря целенаправленной и системной работе в классе отсутствуют учащиеся, имеющие правонарушения. Уровень воспитанности класса – 4,7 (см. рис.2). Как классный руководитель, руковожу деятельностью учащихся, предоставляя им свободу и самостоятельность в выполнении классных и школьных дел; помогаю ребятам, поддерживаю их инициативу, замечаю и поощряю маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле.
Конечно, результаты воспитательной работы не появляются мгновенно, нельзя провести один классный час, или пару бесед с учениками и ждать перемен. Воспитание ребёнка – это своего рода долгосрочный педагогический проект с негарантированным результатом. Говорить о его эффективности можно, но критерии размыты, а оценки субъективны.