Цель: знакомство с основными группами животного мира.
Задачи: развитие умения находить отличительные черты животных, группировать их на основе анализа характерных признаков; расширить круг известных детям животных, развивать наблюдательность; прививать желание познавать мира животных; воспитывать внимательное отношение к природе.
Средства урока: слайды с изображением животных, таблицы для индивидуальной работы, изготовленные на уроке труда маски и вылепленные детьми зверята, карточки для групповой работы, презентации картин Шишкина, голоса птиц.
Подготовка к уроку: подготовка учащимся презентации по картинам Ивана Ивановича Шишкина “Сосновый лес”, “Дубовая роща”, изготовление масок и лепка фигурок зверей на уроках труда, подготовка презентации учителем “Многообразие животных”, разучивание физминутки “Звероробика”, изготовление и развешивание кормушек.
1. Психологический настрой
В процессе подготовки к уроку провели акцию “Покормите птиц” Развесили в школьном саду кормушки и каждое утро кормим птиц.
Учитель.
Покормите птиц зимой!
Чтоб без песен не пришлось вам встречать весну.
Дети.
- Мы покормили птичек! Мы согрели птах! Мы сделали доброе дело! Мы молодцы!
2. Анализ погоды
3. Проверка изученного материала. Обобщение о растениях
Работа в парах у доски по карточкам.
1 карточка
К предложенным группам растений привести несколько примеров и записать их.
Теплолюбивые -
Холодостойкие -
Засухоустойчивые -
Теневыносливые -
Влаголюбивые -
Укажи главный признак каждой группы.
2 карточка (слабым ученикам)
Соотнеси название растений и название их группы и соедини линиями.
Полевые - пшеница, молочай, рожь.
Злаковые - овес, вьюнок, осот.
3 карточка
(словарная работа, интеграция с русским языком)
К данным на доске картинкам подпиши соответствующие названия растений.
Работа с классом.
Игра “Доверяй, но проверяй”
- Малина живет 2 года. Это многолетнее растение.
- Тополь живет много- много лет, значит он вечное растение.
- К однолетнему растению относится помидор, огурец, морковь.
- У шиповника и смородины сухие плоды.
- Под ель приникает много солнца, поэтому там вырастает купена, вороний глаз, иван-чай.
- Мы гуляли за селом в степи и увидели верблюжью колючку.
- Растения, которые растут в хорошо освещенных местах, называются солнцелюбивыми.
- В березовой роще растет колокольчик, а в дубовой - ландыш.
- Растения создают друг другу благоприятные условия и образуют содружество.
- Рис, пшеница, кукуруза одуванчик - культурные растения.
- Лесопосадки способствуют накоплению влаги в земле.
- Белена, дурман - ядовитые растения.
- Из ромашки, календулы варите чай и пейте как лекарственное и укрепляющее растение.
Проверка работы по карточкам.
Работа с гербарием. Работает весь класс.
Познакомьтесь с растениями, которые лежат на вашей парте. (Хлопок, абрикос, ромашка, пшеница)
Какую часть этого растения использует человек? В каких целях?
Игра “Тюбетеечка”
В тюбетеечке лежат семена растений, спрятанные в мешочки. Определи на ощупь, по семенам, в попавшем тебе мешочке, название овощей. Мешочки пронумерованы для удобства. Если ученик не угадывает, дать возможность определить визуально.
4. Новый материал
Презентация двух картин Шишкина “Сосновый лес”, “Дубовая роща”.
Первую картину показывает без сопровождения, вторую под звуки птичьих голосов.
- Какой показ вам понравился больше, почему?
Красота леса ласкает глаз, звуки леса радуют душу. Безмолвный лес настораживает, пугает. В живом лесу нас встречают звуки, издаваемые множеством животных, насекомых, целый хор птиц. Без песен этого хора нам в лесу неуютно, плохо. Поэтому нам надо сохранить животный мир леса, а для того, чтобы сохранить сначала надо этот мир изучить. Прочитайте, как называется раздел, который мы начинаем изучать.
5. Работа над новым материалом
Тема нашего урока “Многообразие животного мира”
(У детей на партах лежат маски различных животных, изготовленных на уроках труда)
- Я взмахну волшебной палочкой, а вы превратитесь в животных.
(1 пара - лев, барс; 2 пара - голубь, беркут; 3 пара - щука, карась; 4 пара - кобра, уж; 5 пара - лягушка, жаба; 6 пара - комар, пчела.)
- Скажите, кем вы стали?
- Найдите себе в классе пару, возьмитесь за руки. Охарактеризуйте свою пару, дайте общее название, обоснуйте ваш ответ.
Словарная работа.
Зоология, зоосад, зоолог. Зоо - животные, логос - наука.
Зоологи разбили всех животных на группы по их признакам. Мы сейчас составим кластер, где отобразим самые известные группы, о которых уже говорили. Таблица 1
Я прочитаю отрывки текста, а вы продолжите мое высказывание. Это и будет ключевое слово из кластера, которое будет внесено в кружочки кластера.
Дикие звери, их тело покрыто шерстью. Родившихся детенышей вскармливают молоком,
Это … млекопитающие.
Тело этих животных покрыто перьями. Детеныши появляются из яйца. Одни из них питаются растениями, другие мясом. Это… птицы.
Их тело покрыто чешуёй. Дышат они жабрами, потому что живут в воде. Мечут икру, из которой появляется потомство. Это… рыбы.
Без ног. Всем телом ползают по земле. Потомство появляется из яиц это … пресмыкающиеся.
Могут жить в воде и на суше. Мечут икру, из которой появляются головастики Они вырастают в воде, а потом выходят на сушу. Это … земноводные
Есть крылья, 6 ног. Бывают куколкой, гусеницей, бабочкой. Это … насекомые. У нас получился кластер. Скажите, может быть, вы знаете еще другие группы. Правильно. Это не все группы животных, например, нет здесь пауков, у которых 8 ног, нет червей и других.
6. Физминутка “Звероробика”
Молодцы, поработали, а теперь отдохнем.
Дети выходят парами и ведут разминку.
Рыбки. Наши хвостики и плавники работают непрерывно. Вот так!
Насекомые. А мы крылышками машем. Вот так!
Земноводные. У нас ножки сильны, мы толкаемся и прыгаем дальше всех!
Птицы. Мы летаем и, широко расставив крылья, парим в воздухе.
Звери. Мы крадемся, прижавшись к земле, а потом прыжок и мы у цели.
Звери. Мы несемся по степи, как ветер!
7. Работа с учебником
Самостоятельно прочитаем новый материал, отмечая карандашом то, о чем сегодня еще не шла речь. Проверка.
Работа по вопросам.
- Какую группу мы сможем добавить в наш кластер? (Моллюски)
Обведите красным карандашом те группы, которые мы называем позвоночными.
На что зоологи делят группы животных? (Виды)
Какая группа имеет больше всего видов? (Насекомые). Сколько всего видов животных обитает на Земле?
- Как вы думаете, как я написала слово Земля в данном предложении? Почему?
- Какие из групп живут в нашей местности, приведите примеры.
8. Рефлексия
Работа в таблице №2.
Показ животного на слайде, запись его в первую колонку таблицы 2, отметка крестиком к какой группе относится данное животное.
- Как вы думаете, почему перед показом некоторых животных появлялась красная страница?
Правильно, эти животные занесены в Красную книгу. А что это значит?
- Где сохраняют таких животных. Какие вы знаете заповедники?
Работа с картой.
На карту Казахстана заранее прикрепила название заповедников. Давайте ребята поселим животных из Красной книги в их заповедник.
А сейчас сюрприз для гостей. Ребята подарят вам поделку с урока труда, зверька из пластилина на память об уроке.
Дома надо будет составить кластер, который будет характеризовать нашу местность, как вы думаете, о ком он будет? Почему о группах животных?
Домашнее задание. Вопрос 4 после текста на странице 88-89.
Всем спасибо за старанье.
Всем спасибо за урок.
До свиданья, до свиданья!
Ждем на следующий урок.
Таблица №1
Таблица №2
Насекомые | Млекопит. | Птицы | Пресм. | Земнов. | Рыбы |