Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.
В современной жизни существенно изменилось отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Пересматриваются цели, задачи, методы воспитания современного поколения.
Умственная отсталость – это нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного поражением центральной нервной системы.
Необходимо всегда помнить, что все дети с ограниченными возможностями здоровья в процессе жизни развиваются, даже при самых тяжелых степенях умственной отсталости. Динамика развития зависит в первую очередь от биологических причин, но на нее большое влияние оказывает адекватность коррекционного обучения и воспитания, которое обеспечивается педагогами. Умственная отсталость – это не просто “малое количество ума”, это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившихся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Эти дети имеют довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом. Для детей с интеллектуальным нарушением характерно недоразвитие познавательных интересов. В результате эти дети получают неполное, а порой искаженное представление об окружающем мире, их опыт крайне беден, восприятие дефектно. Рассмотрим коррекционную работу воспитателя на примере Детского дома интерната для умственно отсталых детей – VIII вида, с применением методики Экологическая сказка “Про маленькую капельку”.
Цель: познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.
Подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек.
То есть создать условия для познавательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, доставить им эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.
Предварительная работа.
- Наблюдение за рыбками в аквариуме и за комнатными растениями.
- Купание куклы, стирка белья.
- Игры с игрушками в воде.
Материалы.
- Аквариум с рыбками.
- Капитошка: капелька- игрушка.
- Два тазика с водой, игрушки для купания и игр.
- Лейка с водой, комнатные растения.
- Фонтанчик с водой, чашки с водой, пустые чашки, губки (для каждого ребенка).
- Маска-солнышко.
- Банка с грязной водой.
Ход занятия
Воспитатель: Я вам, дети, сейчас расскажу сказку про маленькую водяную капельку. Хотите? Слушайте.
- Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и цветы. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку.
Дети зовут Солнышко: Солнышко, отзовись! Красное, появись!
Появляется Солнышко-маска.
Солнышко:
Здравствуйте, детки.
Зачем меня звали, маленькие друзья?
Или какая случилась беда?
Воспитатель: Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения, люди не могут без воды.
Солнышко: Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.
Солнышко танцует, кружится, и появляется капелька.
Капелька: Здравствуйте, ребята, я водяная капелька, я очень вам нужна, покапаю, покапаю - получится вода. А вы знаете, как я капаю?
Дети: Кап, кап, кап…
Воспитатель: Капелька, пойдем с нами, послушаешь, как журчит водичка.
Дети наблюдают как, журчит вода в фонтанчике.
Воспитатель: А сейчас поспешим на помощь рыбкам. Посмотрим, если у них вода?
Дети подходят к аквариуму.
Воспитатель: Правильно ли мы пришли, здесь ли рыбки живут? (Наблюдает вместе с детьми, как рыбки плавают в аквариуме). Что рыбки делают?
Дети: Плавают.
Воспитатель: Правильно. Плавают в воде. А вода какая?
Дети: Чистая, прозрачная.
Воспитатель: А можно у рыбок водичку забрать?
Дети: Нет, они умрут.
Воспитатель: (показывает банку с грязной водой). Могут ли рыбки жить в грязной воде?
Дети: Нет.
Капелька: Это грязная вода, она никому не нужна.
Воспитатель: Поспешим, ребята, дальше, на помощь растениям и цветам.
Подходят с лейкой к растениям.
Воспитатель: Как здесь растения поживают?
Капелька: Пить хотят.
Воспитатель: Что же нам нужно сделать, ребята?
Дети: Полить их.
Капелька: А где же водичка?
Дети: В лейке.
Воспитатель (поливает растения). А растения что делают с водичкой?
Дети: Они ее пьют.
Воспитатель: Видишь, Капелька, без тебя погибли бы все растения: и деревья, и цветы.
Все подходят к столу, где стоят чашки с водой.
Капелька: А вы знаете, для кого эта водичка?
Воспитатель: Рыбки пьют в аквариуме. А кто пьет из чашечки кипяченую водичку?
Дети: Мы.
Воспитатель: Спасибо, Капелька, это для наших ребят. Попробуйте, ребята, водичку. Что вы делаете?
Дети: Пьем воду.
Воспитатель: Какая водичка? Можно ли пить грязную воду?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Капельке, что мы еще делаем с водой.
Под музыку воспитатель показывает движения, имитирующие процесс стирки, а дети повторяют эти движения: стирают платочки, намыливают мылом, поласкают и стряхивают.
Воспитатель: Вот видишь, Капелька, что дети умеют делать с водичкой. (Подводит детей к тазикам с водой. Предлагает потрогать воду сначала в одном тазике, потом в другом). Какая водичка?
Дети: Теплая.
Воспитатель: А в этом тазике?
Дети: Холодная.
Воспитатель раздает детям разноцветные губки. Они обмакивают губки в воду, потом отжимают.
Воспитатель: Что это капает с губки?
Дети: Водичка.
Воспитатель: А как она капает?
Дети: Кап, кап…
Воспитатель предлагает перевивать воду из чашки в чашку и наблюдать, как она льется.
Капелька: Молодцы, дети. За то, что вы все про меня знаете, я подарю вам вот эти игрушки. (Плавающие)
Капелька предлагает детям поиграть, а сама прощается и уходит. Дети играют, погрузив игрушки в воду (Свободная деятельность).