Развитие познавательной деятельности у умственно отсталых детей

Разделы: Коррекционная педагогика


Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.

В современной жизни существенно изменилось отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Пересматриваются цели, задачи, методы воспитания современного поколения.

Умственная отсталость – это нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного поражением центральной нервной системы.

Необходимо всегда помнить, что все дети с ограниченными возможностями здоровья в процессе жизни развиваются, даже при самых тяжелых степенях умственной отсталости. Динамика развития зависит в первую очередь от биологических причин, но на нее большое влияние оказывает адекватность коррекционного обучения и воспитания, которое обеспечивается педагогами. Умственная отсталость – это не просто “малое количество ума”, это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившихся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Эти дети имеют довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом. Для детей с интеллектуальным нарушением характерно недоразвитие познавательных интересов. В результате эти дети получают неполное, а порой искаженное представление об окружающем мире, их опыт крайне беден, восприятие дефектно. Рассмотрим коррекционную работу воспитателя на примере Детского дома интерната для умственно отсталых детей – VIII вида, с применением методики Экологическая сказка “Про маленькую капельку”.

Цель: познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.

Подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек.

То есть создать условия для познавательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, доставить им эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Предварительная работа.

  • Наблюдение за рыбками в аквариуме и за комнатными растениями.
  • Купание куклы, стирка белья.
  • Игры с игрушками в воде.

Материалы.

  • Аквариум с рыбками.
  • Капитошка: капелька- игрушка.
  • Два тазика с водой, игрушки для купания и игр.
  • Лейка с водой, комнатные растения.
  • Фонтанчик с водой, чашки с водой, пустые чашки, губки (для каждого ребенка).
  • Маска-солнышко.
  • Банка с грязной водой.

Ход занятия

Воспитатель: Я вам, дети, сейчас расскажу сказку про маленькую водяную капельку. Хотите? Слушайте.

- Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и цветы. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку.

Дети зовут Солнышко: Солнышко, отзовись! Красное, появись!

Появляется Солнышко-маска.

Солнышко:

Здравствуйте, детки.
Зачем меня звали, маленькие друзья?
Или какая случилась беда?

Воспитатель: Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения, люди не могут без воды.

Солнышко: Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.

Солнышко танцует, кружится, и появляется капелька.

Капелька: Здравствуйте, ребята, я водяная капелька, я очень вам нужна, покапаю, покапаю - получится вода. А вы знаете, как я капаю?

Дети: Кап, кап, кап…

Воспитатель: Капелька, пойдем с нами, послушаешь, как журчит водичка.

Дети наблюдают как, журчит вода в фонтанчике.

Воспитатель: А сейчас поспешим на помощь рыбкам. Посмотрим, если у них вода?

Дети подходят к аквариуму.

Воспитатель: Правильно ли мы пришли, здесь ли рыбки живут? (Наблюдает вместе с детьми, как рыбки плавают в аквариуме). Что рыбки делают?

Дети: Плавают.

Воспитатель: Правильно. Плавают в воде. А вода какая?

Дети: Чистая, прозрачная.

Воспитатель: А можно у рыбок водичку забрать?

Дети: Нет, они умрут.

Воспитатель: (показывает банку с грязной водой). Могут ли рыбки жить в грязной воде?

Дети: Нет.

Капелька: Это грязная вода, она никому не нужна.

Воспитатель: Поспешим, ребята, дальше, на помощь растениям и цветам.

Подходят с лейкой к растениям.

Воспитатель: Как здесь растения поживают?

Капелька: Пить хотят.

Воспитатель: Что же нам нужно сделать, ребята?

Дети: Полить их.

Капелька: А где же водичка?

Дети: В лейке.

Воспитатель (поливает растения). А растения что делают с водичкой?

Дети: Они ее пьют.

Воспитатель: Видишь, Капелька, без тебя погибли бы все растения: и деревья, и цветы.

Все подходят к столу, где стоят чашки с водой.

Капелька: А вы знаете, для кого эта водичка?

Воспитатель: Рыбки пьют в аквариуме. А кто пьет из чашечки кипяченую водичку?

Дети: Мы.

Воспитатель: Спасибо, Капелька, это для наших ребят. Попробуйте, ребята, водичку. Что вы делаете?

Дети: Пьем воду.

Воспитатель: Какая водичка? Можно ли пить грязную воду?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Капельке, что мы еще делаем с водой.

Под музыку воспитатель показывает движения, имитирующие процесс стирки, а дети повторяют эти движения: стирают платочки, намыливают мылом, поласкают и стряхивают.

Воспитатель: Вот видишь, Капелька, что дети умеют делать с водичкой. (Подводит детей к тазикам с водой. Предлагает потрогать воду сначала в одном тазике, потом в другом). Какая водичка?

Дети: Теплая.

Воспитатель: А в этом тазике?

Дети: Холодная.

Воспитатель раздает детям разноцветные губки. Они обмакивают губки в воду, потом отжимают.

Воспитатель: Что это капает с губки?

Дети: Водичка.

Воспитатель: А как она капает?

Дети: Кап, кап…

Воспитатель предлагает перевивать воду из чашки в чашку и наблюдать, как она льется.

Капелька: Молодцы, дети. За то, что вы все про меня знаете, я подарю вам вот эти игрушки. (Плавающие)

Капелька предлагает детям поиграть, а сама прощается и уходит. Дети играют, погрузив игрушки в воду (Свободная деятельность).