Цель урока: развить представление учащихся о значении воды и необходимости ее сбережения через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в природе, жизни и деятельности человека.
Оборудование: проектор, экран, слайдовая презентация (приложение); фильм “Урок чистой воды”; мультипликационный фильм “Путешествие Капельки”; фишки, конверты и настольные таблички с изображением: дельфина, морского конька, медузы, морской звезды, кита, краба, осьминога; костюмы Царицы Чистой Водицы и помощниц Капелек; разрезные пословицы; тексты загадок; таблица “Расход воды на различные нужды”; бумага формата А3; фломастеры; цветные карандаши; музыка со звуками моря.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Распределение учащихся по группам в соответствии с изображением на фишке (Фишки и настольные таблички с изображением дельфина, морского конька, медузы, морской звезды, кита, краба, осьминога.). Приветствие учащихся.
2. Определение темы.
Учащиеся разгадывают ребус (отгадка: вода), на экране появляется картина с изображением воды. Они хором зовут в гости Царицу Чистую Водицу: “Царица Вода! Выйди сюда!”.
Входят Царица Чистая Водица и две её помощницы Капельки, которые читают стихи о воде.
Слова Царицы:
Я – Царица – чистая водица,
К вам не просто я пришла,
Хочу показать вам и рассказать
О том, как меня нужно оберегать.
Поэтому всех приглашаю я в путь,
В водное царство мое заглянуть.
3. Показ фрагмента фильма “Урок чистой воды”. Фрагмент фильма “Урок чистой воды” http://waterforum.ru/urok/
Царица предлагает ребятам поближе с ней познакомиться и посмотреть про неё фильм.
После просмотра – рефлексия.
4. Физминутка.
Подвижная игра “Рыбаки и рыбки”. Учащиеся делятся на 2 группы. Одни – рыбаки, другие-рыбки. Рыбки говорят: “Рыбки плавают в пруду, не поймаешь ни одну” и с этими словами, поставив руки конусом впереди себя и, поворачивая ими вправо, влево, разбегаются, а рыбаки их ловят. Затем группы меняются ролями.
5. Работа в группах. Составление пословиц.
Учащиеся получают от Капелек конверты с заданиями: составить из предложенных слов пословицу о воде, прочитать её и объяснить смысл.
Ребята работают в группах определённое время, затем по сигналу (на слайде появляется изображение их фишки) озвучивают результат задания, после чего правильный вариант ответа появляется на слайде.
Пословицы:
- Как в мае дождь, так будет рожь.
- Без воды зима не станет.
- Вода разольется – сено наберется.
- Тише воды, ниже травы.
- Вода студена – тепло ядрено.
- Вода путь найдет.
- Вода камень точит.
6. Физминутка.
Игра малой подвижности “Море волнуется”. Все игроки вместе с ведущим делают плавные движения руками и говорят слова: “Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется три. Морская фигура, на месте, замри!” Игроки замирают, изображая морскую фигуру, а ведущий выбирает наиболее удачную. Затем этот ребёнок становится ведущим и игра продолжается.
7. Работа в группах. Отгадывание загадок про воду.
Учащиеся получают от Капелек конверты с заданиями: прочитать и отгадать загадку. Ребята работают в группах определённое время, затем по сигналу (на слайде появляется изображение их фишки) озвучивают результат задания, после чего правильный вариант ответа вместе с изображением появляется на слайде.
Загадки:
Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (болото)
Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (ручей)
Я очень добродушная, я мягкая, послушная,
Но когда я захочу, даже камень источу. (вода)
С высоты большой срываясь, грозно он ревёт.
И о камни разбиваясь, пеною встаёт. (водопад)
По ней кораблики пускают, когда уходят холода.
Жаль только мамы отпускают туда побегать не всегда. (лужа)
Кругом вода, а с питьём беда. (море)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (озеро)
8. Просмотр мультипликационного фильма “Путешествие Капельки” (Анимационный фильм "Путешествие Капельки". Фильм размещен на сайте МГУП "Мосводоканал" www.mosvodokanal.ru в разделе "О предприятии/Музей воды")
Царица Чистая водица предлагает учащимся узнать о том, как её помощницы Капельки стали такими чистыми и красивыми.
После просмотра – рефлексия.
9. Работа в группах. Рисование и защита плаката.
Царица Чистая Водица, после предоставления информации о её расходе в бытовых целях, предлагает учащимся нарисовать плакат в её защиту. Ребята работают в группах определённое время (под звуки моря), затем представляют продукт своей деятельности. После представления плакаты всех групп вывешиваются на доску, где написана тема мероприятия.
10. Итог.
Царица Чистая Водица и Капельки благодарят ребят за интересную и плодотворную работу, прощаются и уходят.
Слова Капелек:
Вода – это жизнь!
За неё ты держись!
Говорим мы Вам, друзья!
Берегите воду, люди,
И она прекрасна будет!