Цель: продолжить развитие устной и письменной речи учащихся.
Задачи:
- научить учащихся письменному изложению текста;
- развивать экспрессивную сторону речи (воспроизведение речи);
- формировать последовательность и полноту воспроизведения словесного материала;
- воспитывать уважительное отношение к труду почтальона.
Оборудование:
- доска;
- мультимедийный проектор, экран, компьютер;
- выставка газет и журналов;
- карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Какое домашнее задание вам было задано? (Составить I и II вариантам по 2 предложения, III варианту – 1 предложение со словами “новости”, “события”)
Выборочная проверка работ учащихся по вариантам.
III. Постановка цели
<Приложение 1, слайд 1>
- Сегодня на уроке мы будем писать изложение по рассказу. Давайте вспомним, что такое изложение? (Письменный пересказ)
IV. Подготовка учащихся к письменной работе
1. Вступительная беседа.
- Что такое событие? (Это то, что произошло вообще)
<Приложение 1, слайд 2>
- В чём отличие событий от новостей? (Новости – это события, происшедшие в течение одной недели, т.е. новые события.)
- Из каких печатных изданий мы узнаём о событиях и новостях? (Из журналов и газет.)
Во время библиотечных часов, внеклассных занятий с воспитателем и на уроках чтения мы с вами работали с периодическими печатными изданиями, т.е. с газетами и журналами.
- Вспомните и назовите детские газеты и журналы, которые мы можем встретить в нашей области?
<Приложение 1, слайд 3>
(Газеты: “Мальчишки и девчонки”, “Класс!” и т.д.
Журналы: “А почему?”, “Миша” и т.д.)
- А какие газеты и журналы читаете вы? Какие разделы в современных газетах и журналах вас привлекают больше всего?
Учитель обращает внимание учащихся на подготовленную выставку газет и журналов.
2. Работа с текстом изложения
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, который так и называется “Газета и журнал”. Откройте учебник с. 157, упр. 212.
а) Первичное восприятие текста.
- Каково назначение газет и журналов?
Чтение текста учителем.
Газета и журнал
Наступает раннее утро. В дома почтальон приносит свежие газеты и журналы. Какие там новости?
Ты смотришь газету. Из газет узнаёшь, что происходит в нашей стране, как живут люди в других странах. Назначение газеты – новости одного дня или одной недели.
В журнале ты читаешь о событиях месяца или года. В нём всегда можно найти интересную статью, рассказ, стихотворение. В России издаются различные журналы. Они выпускаются для взрослых и детей.
- Каково назначение газеты? (Новости одного дня или одной недели.)
- Каково назначение журнала? (События месяца или года.)
- А кто приносит газеты и журналы в наши дома? (Почтальон.)
<Приложение 1, слайд 4>
- Когда он это делает? (Ранним утром.)
Трудовой день почтальона начинается очень рано. Он идёт на почтовое отделение за свежими газетами и журналами, чтобы вы первыми узнали новости, были в курсе всех событий. Вот какой нелёгкий, но такой необходимый труд почтальона, вызывающий уважение.
- Что можно прочесть и узнать из газет и журналов? Подтвердите словами текста.
Чтение учащимися про себя.
3. Работа с планом.
- Что вам поможет последовательно передать содержание текста? (План.)
Откройте тетради, запишите дату, “изложение”, название текста и план (план дан в учебнике).
- В чём отличие вступительной и заключительной частей текста от основной по объёму? (Основная часть по объёму больше.)
- А по содержанию? (По содержанию в основной части заключена главная мысль текста.)
Проводится физминутка для глаз.
Прочтите ещё раз текст и разделите его на части по плану
Вторичное чтение учащимися про себя.
Прочтите вступительную часть.
- Какое слово является опорным?
<Приложение 1, слайд 5>
(Слово “почтальон”) ПОЧТАЛЬОН
- Прочтите основную часть текста. Перечислите глаголы, встречающиеся в главной части?
- На какие две группы их можно разделить? (Первая группа – глаголы “смотришь”, “узнаёшь”, “читаешь” – глаголы 2 лица единственного числа,
вторая группа – глаголы “издаются”, “выпускаются” – это глаголы 3 лица)
- Как пишутся данные глаголы?
Опорные слова появляются на экране. Учащиеся повторяют правописание глаголов.
СМОТРИШЬ ИЗДАЮТСЯ
УЗНАЁШЬ ВЫПУСКАЮТСЯ
ЧИТАЕШЬ
- О чём говорится в заключительной части текста? (Эта часть отсутствует.)
- Но после текста есть вопросы, которые помогут закончить его. Прочтите их.
Учащиеся читают вопросы и отвечают на них.
4. Устное изложение текста по плану.
- С чего начнёте пересказ?
Учитель обращает внимание учащихся на выставку газет и журналов.
Учащиеся устно передают содержание вступительной части, используя опорные слова.
- О чём расскажите в главной части?
- Чем закончите изложение?
Физминутка.
Заключительное чтение текста учащимися, подготовка к самостоятельной работе.
V. Письменная работа учащихся по изложению текста
Учащиеся работают по вариантам:
I и II вариант – по плану (в тетради) и карточке с вопросами к заключительной части изложения;
III вариант – по плану и вопросам (на карточках);
Индивидуальная работа – по индивидуальным карточкам. <Приложение 2>
VI. Подведение итога урока
1. Чему мы учились на уроке? (Письменно излагать свои мысли, полно и грамотно отвечать на вопросы, различать назначение газет и журналов.)
Но на этом работа по теме не заканчивается. На уроках внеклассного чтения мы будем учиться раскрывать содержание новостей и событий.
2. Проверка работ учащихся.
Выборочное чтение изложений.
3. Выставление оценок.