Цели:
1. Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой; прививать любовь к родному краю.
2. Формировать нравственную экологическую позицию учащихся; эстетическое отношение детей к окружающей среде;
3. Создавать условия для социального становления и развития личности через осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде; воспитывать экологическую культуру.
Задача. Рассмотреть некоторые экологические проблемы на примере нашего поселка, района. А самое главное – ответить на вопрос, почему возникли эти проблемы? Что нужно сделать нам, каждому из нас, взрослым и детям, чтобы решить эти проблемы, сохранить Землю и выжить на ней.
Предварительная работа
Класс разбивается на группы по интересам - математики, словесники, литераторы, ботаники, зоологи, художники. Каждая группа готовит свое задание:
- Математики решают задачи, высчитывают ущерб нанесенный пожарами в 2004 году в Любинском районе.
- Словесники пишут сочинение на тему “Дом, где мы живем”.
- Литераторы готовят стихи собственного сочинения или стихи Любинских поэтов о природе родного края.
- Ботаники готовят презентацию о редких растениях Любинского района.
- Зоологи готовят презентацию о животных Любинского района.
- Художники готовят выставку рисунков, плакатов на тему “Береги природу!”
Ход занятия
“Что может быть милей
Бесценного родного края?”.
Н. Языков
Ведущий 1: Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Наша Родина - Россия - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами. Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, цветущие луга.
Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с природой родного края. Она ведь красивая, загадочная, щедрая! И в то же время – хрупкая, легко ранимая. Научиться выполнять правила поведения в природе, быть заботливым хозяином земли.
Ведущий 2: В мае 2004 года в Любинском районе произошло большое количество пожаров. Какой ущерб они нанесли району, нам расскажет одна из групп, которые дома решали задачи по данной проблеме. Приложение 1
(Выступает группа математиков)
Ведущий 1:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
(Зачитывают сочинения группа словесников)
Ведущий 2: Мы с вами сейчас заслушали сочинения на тему “Дом, где мы живем”, а сейчас давайте посмотрим какие растения растут в нашем районе.
(Показ презентации группы ботаников)
Ведущий 1: А сейчас давайте заслушаем стихотворения о природе. Приложение 2
(Чтение стихов группы литераторов)
Ведущий 2: А какие животные живут в наших лесах, нам расскажут зоологи.
(Показ презентации группы зоологов)
Ведущий 1:
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто, же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы, отнимая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – ЖИВАЯ!
Приложение 1
- Решить задачу. Во время сильных пожаров весной 2004 года в Любинском районе сгорели леса на площади 1447,9 га. Сколько процентов леса было уничтожено пожаром?
- Ущерб от незаконной вырубки леса в 2004 году составил 1115056 рублей. Вычислить ущерб от незаконной вырубке леса в 2007 году.
Приложение 2
Мой край сибирский
Конечно, есть места и лучше,
Но я люблю сибирский край.
Прошли и детство, юность тут же.
Сибирь - судьба моя, мой рай.Природа наша небогата.
И гор здесь нет, и нет морей
Земля скудна, солонцеватая,
Но все же мне Сибирь милей.Красивы звезды в небе ночью,
Закаты алые вдали.
Грибов так много, знаю точно,
Поляны ягодой полны.А зимы здесь порой суровы
Наш климат теплым не назвать.
Гостей от всей души встречать.Поездить мне пришлось немало.
Секрет раскрою вам я свой
Я почему-то тосковала,
И так хотелось мне домой.Светлана Белозерова
Бабочка
Я в своей ладошке бабочку держу.
Яркую, красивую скоро отпущу.
Пусть порхает бабочка, милая моя.
В голубое небушко, в дальние края.
С травкой пусть пошепчется
И расскажет ей,
Что играла с девочкой,
Подружилась с ней.Светлана Белозерова