Урок окружающего мира "Использование и охрана воды". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи урока:

  • Создать условия для формирования у учащихся бережного отношения к природе.
  • Уточнить представления детей о взаимосвязи между элементами живой и неживой природы.
  • Закреплять навыки работы в группе.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний (фронтальная беседа)

– Посмотрите на глобус. Какой цвет на нем преобладает? Что он обозначает? Как называется вся вода на планете Земля? Что составляет Мировой Океан? (Назвать и показать океаны, перечислить известные крупные реки)
– Какой особенностью обладает вода в природе? (три состояния воды)

– Человек связан с водой постоянно. А всегда ли эта связь приносит пользу? 

III. Постановка проблемы (работа в 4 группах)

– Каждой группе предложен текстовый материал. Прочитайте его. О чем ваш текст?

Текст №1. Великим бедствием для людей всегда были катастрофические наводнения. Они затопляют огромные территории. А это оборачивается многочисленными жертвами, разрушенными жилищами, погубленными посевами. Только за последние годы такие наводнения случались в Испании и Марокко, Италии и Англии, Индии и Ираке, в различных районах нашей страны.

Текст №2. Опасными могут быть и осадки. Длительные ливневые дожди могут вызвать наводнения. А если вода падает в виде града? В Индии градина весом в 3 кг убила слона. В Кисловодске град покрыл землю слоем 75см! Крупный град может привести к человеческим жертвам, к разрушению домов, повреждению транспорта.

Текст №3. Немалую опасность представляют и ледники. В жаркую погоду они начинают таят. Водные потоки с огромной скоростью устремляются вниз, смывая на пути грязь, камни, песок, глину, снег, лед. Образуется грязекаменный поток (сель). Все, что встречается на пути этого потока, бывает снесено. Уничтожаются целые горные селения, страдают населенные пункты у подножия гор.

Текст №4. Зимой в горах иногда скапливается так много снега, что он обваливается и соскальзывает вниз по склонам. Снежная лавина – грозное природное явление. В лавиноопасных районах не строят дорого, жилых домов. Скопление снега расстреливают из артиллерийских орудий. Сход снега с гор в больших количествах может привести и к человеческим жертвам.

(Все тексты взяты из энциклопедии «Вода» издательства «Слово»)

Вывод: все тексты рассказывают о том, какой вред может принести вода человеку (на доску прикрепляются карточки: наводнения, осадки, сель, снежная лавина, шторм на море, цунами)

Вопрос: Нужна ли вода человеку, если она для него может быть опасна и приносит вред?

IV. Выдвижение гипотез и поиск решения проблемы

1. Беседа с опорой на домашнее задание предыдущего урока «Зачем человеку вода» и работа с дополнительным текстом

Текст. Человек может прожить без еды около месяца, а без воды не проживет и трех суток. Человек почти на две трети состоит из воды. Вода у нас и в крови, и в мышцах, и даже в костях. Без воды нельзя приготовить пищу. Вода нужна человеку для душа и прачечной, для плавательного бассейна и моечных машин. А сколько воды требуется для заводов и фабрик (для производства стали, и ткани, и бумаги, и электроэнергии)! Водой человек может наслаждаться. Вода – краса природы. Самые красивые уголки в природе – берега водоемов. В воде можно купаться, а, значит, укреплять свое здоровье.

В ходе беседы на доске заполняется схема №2.

Вывод: Вода – это жизнь человека.

2. Вопрос: Человек «заставил» воду работать на себя, использует ее в неограниченных количествах. Вернемся к первой схеме: только ли человек зависит от воды? (Человек, в свою очередь, оказывает влияние на воду)

(в схеме №1 добавить обратную стрелочку)

– Всегда ли человек разумно использует воду? Можете ли вы назвать ошибки, которые допускает человек? (Ответы детей)

– Только ли человек связан в природе с водой? (Дополнить схему №1 значками «животные» и «растения»)

Вывод: загрязнение водоемов приносит вред и самому человеку, и растениям, и животным.

V. Охрана воды (работа в группах)

– Человек задумался о своих ошибках: ученые создают системы по очистке воды, принимаются специальные законы, открываются водные заповедники и др.
– Какую помощь школьники могут оказать взрослым в охране воды? (Обсудить варианты в группах и предложить для обсуждения)

VI. Итог урока

Работа с учебником. Прочитать вывод на стр. 79.

Домашнее задание: нарисовать знаки по охране воды (работа в группах)