Цель: формирование экологически грамотного отношения к лесу.
Задачи:
- раскрыть значение леса и причин его исчезновения;
- развивать логическое, образное мышление и память;
- воспитывать потребность бережного и ответственного отношения к лесу.
Методы и приёмы:
- установочная беседа;
- “мозговой штурм”;
- создание схемы;
- объяснительно-иллюстрированный;
- частично-поисковый;
- работа с тетрадью;
- обобщающая беседа.
Оборудование.
- Иллюстрации: лес, пожар, естественное восстановление леса после пожара, насекомые вредители и защитники леса, выращивание леса, кислотный дождь.
- Напечатан заголовок: “Значение леса”.
- ТСО для просмотра видеофильма “Лес и причины его исчезновения”, аудиозапись “Звуки природы”.
- Карта Кемеровской области.
- Карточки “Значение леса”.
- Самостоятельная работа “Причины исчезновения лесов”.
- Проверочный тест “Поход в лес”.
План занятия.
1. Сообщение темы и цели занятия детям.
2. Беседа “Лес - природное сообщество”.
3. Значение леса.
а) мозговой штурм по карточкам “Значение леса”;
б) составление схемы “Значение леса”.
4. Причины исчезновения лесов.
а) просмотр видеофильма “Лес и причины его исчезновения”.
б) обсуждение причин исчезновения лесов (вырубка, пожары, бури, вредители, болезни, загрязнение воздуха).
в) самостоятельная работа “Причины исчезновения лесов”.
5. Пути сохранения леса. Проверочный тест “Поход в лес”.
6. Подведение итогов.
Ход занятия
1. Сообщение темы и цели занятия детям
Здравствуйте ребята!
Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом.
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
Большая часть территории России занята лесами. Посмотрите на карту нашего родного края – Кемеровской области. Знаете, какие у нас растут леса? В основном это тайга, есть также лиственные леса и хвойные (демонстрация). Лес – это ценный дар природы. К сожалению, ребята, леса исчезают на планете. Это большая экологическая катастрофа, беда. Сегодня на занятии мы поговорим о значении леса, узнаем, по каким причинам гибнет лес и что делать людям, чтобы сохранить леса. Тема нашего занятия “Исчезновение лесов”. Запишем в тетради.
2. Беседа “Лес – природное сообщество”
Ребята, давайте вспомним:
- Что такое экология? (Это наука о связях живых организмов со средой обитания)
- Какие живые организмы вы знаете? (Растения, животные, бактерии, человек, вирусы)
- Что такое среда обитания? (Вода, воздух, почва)
- Везде ли на нашей планете одинаковый климат? (Нет)
На экваторе теплее, чем в полярных областях. С севера на юг климат меняется, и вместе с ним меняется живая природа. Например, на севере России - в тундре - климат холодный. Весна там наступает поздно, а лето короткое и прохладное. Деревьев мало, они прячутся в местах, защищённых от мороза и ветра. На юге России – в степи - климат, наоборот, более тёплый. Весна там наступает рано, лето долгое и засушливое. Деревьев тоже мало, их можно встретить только по берегам рек. А вот климат Центральной России благоприятен для многих древесных растений: он умеренно тёплый и влажный. Поэтому здесь преобладают леса. Живые организмы объединяются и строят свои природные дома – степи, тундры, леса. Эти природные дома называются природными сообществами (педагог читает определение природного сообщества). Давайте в тетради запишем определение:
Природное сообщество – это совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они чувствуют себя как дома.
Мы живём в лесной зоне. На месте городов и сёл раньше шумели леса. Люди выкорчевали деревья, распахали землю, застроили её домами и заводами, затопили водой водохранилищ. Чтобы добраться до настоящего леса, иногда надо ехать на поезде. Лесов становится всё меньше. А между тем лес имеет огромное значение.
3. Значение леса
Какое значение имеет лес для планеты Земля и для нас? Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно разделиться на 6 групп (по 2-3 человека). Каждой группе я дам карточку, по которой нужно будет определить значение леса. Затем командиры групп по очереди будут выходить к доске, показывать карточку, объяснять, что на ней изображено и формулировать вывод о значении леса (см. приложение 1).
(В тетради, под музыкальное сопровождение звуками природы, в виде схемы записываем значение леса исходя из высказываний ребят).
Значение леса
|
Дом для живых организмов
|
Источник кислорода
|
Источник питания
|
Место отдыха для человека
|
Зелёная аптека
|
Источник древесины
Обсудив значение леса, мы можем сказать, что лес - это ценное природное богатство. Без леса невозможна жизнь на Земле. Он является домом для многих живых организмов, а мы гости в нём. Лес доставляет нам огромную радость.
Давайте ещё раз все вместе повторим значение леса.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, листья встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки -
Плавно. Помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложим назад.
4. Причины исчезновения лесов
К сожалению леса исчезают. Каждый год на Земле площадь лесов сокращается на 13 млн. гектар, больше всего страдает тропический лес. По каким причинам это происходит, мы увидим, посмотрев видеофильм “Лес и причины его исчезновения”. После просмотра вам надо будет ответить на два вопроса.
1. Какие причины привели к уничтожению леса?
2. Кто пострадал от этого?
(После просмотра видеофильма ребята вместе с педагогом обсуждают и закрепляют причины исчезновения леса с использованием наглядности).
Давайте повторим причины исчезновения леса, которые вы увидели в видеофильме. Это вырубка и пожары. Но кроме этих причин, существуют ещё и другие.
В нашем городе есть много заводов. Какой они вред причиняют нам? (Загрязняют атмосферу). А что ещё загрязняет атмосферу? (Автотранспорт). Может ли загрязнение воздуха привести к гибели лесов? (Может. Лес – это живой организм, ему также необходим чистый воздух).
Загрязнение атмосферы может вызвать кислотный дождь (демонстрация). Он наносит огромный вред деревьям: листья желтеют и преждевременно опадают. Эта и другие болезни уничтожают лес.
Когда вы у себя дома очень долго не убираетесь, кто может завестись? (Тараканы, клопы и др.). А если люди будут оставлять после себя мусор в лесу, то защитников леса станет меньше, а вредителей больше (демонстрация). Вредители могут уничтожить лес.
Есть ещё одна причина уничтожения лесов – это сильные бури, смерчи и ураганы. Но раны, нанесённые бурей, природа может сама залечить, восстановить лес. А вот раны, нанесённые деятельностью человека, не так легко залечить.
Давайте ещё раз повторим все причины исчезновения лесов (спросить 1-2 учеников). Посмотрите, что будет с лесами, если сохраняться все перечисленные нами причины (Демонстрация самостоятельной работы “Причины исчезновения лесов”)
Запишите в тетради предложение: причины исчезновения лесов. Их вам надо будет записать самостоятельно (объяснение задания). В контурах облаков над местом, где когда-то был лес, указаны причины его исчезновения, но буквы в словах перемешаны. Попробуйте расставить буквы правильно, и вы узнаете, почему исчез лес (см. приложение 2).
5. Пути сохранения леса
Подумайте, как лично каждый из вас поможет сохранению лесов.
Как ваши действия в школе, дома помогут уменьшить вырубку лесов?
Если вы будете экономно использовать тетради, альбомы и бережно обращаться со всем, что сделано из древесины, значит, реже будете покупать это в магазинах. На фабриках меньше станут изготовлять таких предметов. Следовательно, меньше понадобиться вырубать деревьев.
Например, сломался деревянный стул. Как поступить, выбросить или нет?
А если сломался карандаш, как мы поступим?
Зимой бывает замечательный праздник Новый год, и каждый из нас хочет видеть в доме ель. Как же поступить? Люди нашли решение. На свободной земле они стали сами выращивать ели. Таким образом, человек заботиться о деревьях наших лесов?
В нашем городе есть организация, которая называется “Зеленстрой”. Само название подсказывает нам, какую она работу выполняет в городе? Как вы думаете? (Озеленяет город).
Она закладывает парки, аллеи, клумбы. Гуляя в парке “Победы”, мы можем увидеть посаженные маленькие деревья, саженцы.
Когда дерево превращают в доски на пилорамах, от него остаются остатки-опилки. Из них люди делают парты путём прессования.
Живые организмы, которые поселились в лесу, смогли бы жить в другом природном доме? (Нет). Поэтому лес необходимо беречь.
Ребята, предлагаю вам сейчас пройти тест “Поход в лес” (см. приложение 3), чтобы проверить насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу (результаты теста обсуждаются с педагогом, делаются соответствующие выводы).
6. Подведение итогов
Общая для нас всех окружающая среда и леса как её часть – это наше богатство. И в наших силах сберечь это богатство, строго выполняя правила поведения в природе, делясь своими знаниями с друзьями, с окружающими нас людьми. Ребята, вы хорошо работали. Сами определили значение леса и выявили причины его исчезновения. Открыли пути сохранения леса. И у меня есть уверенность, что вы будете беречь нашу планету.
На этом наше занятие закончено. Всего вам доброго!
Список литературы
- Кашлев С. С. Игры-путешествия с экологическим содержанием: Пособие для учителя. - Мн.: НМЦ, 1997. –127 с.
- Лес и человек: Ежегодник, 1992.-М.: Лесная промышленность, 1991. – 192 с.
- Миронов А. В. Преподавание экологии в школе / А. В. Миронов.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. –223 с.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост., авт. вступ.ст., коммент. и слов Ю. Г. Круглов. - М.: Просвещение, 1990. –335 с.
- Экология в общеобразовательной школе (Интегрированный вариант). / Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Тайдекс Ко, 2004. –108 с.
- Энциклопедия окружающего мира. Экология, Ричард Спарюджен, М.: “Росмен”, 1997.