Охрана природы – дело чрезвычайно важное, которое требует принятия срочных мер по защите редких и исчезающих видов растений и животных.
Экологическое воспитание - одно из самых глобальных проблем современности. Поэтому учебные учреждения должны обращать внимание на вопросы экологического воспитания. Для формирования бережного отношения к родной природе у обучающихся в школе можно организовать предметную экологическую неделю. Где обучающиеся могут узнать в каком состоянии находится окружающая среда и природа. Для этого необходимо организовать внеклассные мероприятия разнообразные по форме, также несущие и практический характер.
Неделя экологии в школе
План недели:
Понедельник
Викторина “Охраняемые территории нашей республики”. Презентация к викторине: “Заповедные зоны Республики Татарстан”.
Вторник
Экскурсия к “речным инженерам” реки Аксинка. (8 класс). Приложение 1
Среда
Игра с обучающимися 10 класса “Изучаем родной край”. Приложение 2
Четверг
КВН с обучающимися 7 класса “Пернатые друзья”. Приложение 3
Пятница
Конкурс презентаций. Презентация 1, 2
Суббота Подведение итогов недели и награждения.
Викторина “Охраняемые территории нашей республики”
1. Что называется фауной? (Совокупность всех видов животных какой-либо местности)
2. Что называется флорой? (Совокупность всех видов растений какой-либо местности)
3. Сколько видов растений насчитывается на территории Татарстана? (Около 1300)
4. Сколько видов животных насчитывается на территории Татарстана? (Около 432)
5. Какие охраняемые территории вы знаете? (Заповедники, заказники, национальные парки и ботанические сады)
6. Какая территория называется заповедником? (Часть природы, где нельзя вести хозяйственную деятельность)
7. Есть ли на территории Татарстана заповедники? (Есть. Волжско-Камский заповедник)
8. Что вы знаете о составе Волжско-Камского заповедника? (Состоит из 2-х участков: Раифский (Зеленодольский район) и Сармовский ( Лаишевский район)
9. В каком году основан Волжско-Камский заповедник? (1960 г.)
10. Какую площадь занимает Волжско-Камский заповедник? (10091,2 га)
11. Когда возникла идея создания Волжско-Камского заповедника? (1917 год)
12. На какой природной зоне находится этот заповедник? (На сопке природных зон – южной тайги и лесостепи)
13. Цель создания заповедника. (Охрана сохранившихся ненарушенных лесных и лесостепных экосистем среднего Повольжья)
14. Какой тип климата характерен для Волжско-Камского заповедника? (Умеренно-континентальный)
15. Как называется самое обширное, глубокое и полноводное озеро заповедника? (Раифское)
16. Основная река Раифского участка. (Сумка)
17. Сколько высших растений растет на территории этого заповедника? (844)
18. Сколько высших растений этого заповедника включены в Красную книгу РТ? (65)
19. Сколько видов млекопитающих обитает на территории заповедника? (55)
20. Сколько видов птиц проживает на территории заповедника? (195)
21. Сколько видов рептилий проживает на территории заповедника? (11)
22. В каком году основан Казанский государственный университет?
23. Ботанический сад Казанского государственного университета в каком году основан? (1806)
24. Казанский зооботанический сад в каком году создан? (1931)
25. Где расположен Казанский зооботанический сад? (На берегу озера Кабан)
26. Какую площадь он занимает? (8 га)
27. Что вы знаете о памятниках природы на территории Татарстана? (На 1998 год насчитывается 132 памятника природы)
28. Какие памятники природы знаете? (Водные, ботанические, зоологические, геологические, природно-исторические)
29. Что называют памятником природы? (Это особо охраняемые объекты природы, обычно небольшой площади)
30. Какие природные памятники Волжско-Камского заповедника вы знаете (“Берсутские пихтарники” в составе Камского леспромхоза, заповедные кварталы Большого бора и Кызыл-Тау в Елабужском лесхозе и Борковская Лесная дача на левом берегу реки Камы)
31. Какой памятник природы находится на территории нашей местности? (“Киреметь”)
32. Что называется заказником? (Это участки, в пределах которого запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны одного или многих видов живых существ.)
33. Какие выделяют заказники? (Природные, охотничьи, специальные)
34.Сколько заказников насчитывается на территории Татарстана? (Около 30)
35.Назовите природные заказники Татарстана. (Лобач-гора, лондшафтный заказник на правом берегу реки Волги; Ивановский сосновый бор - остров в Куйбышевском водохранилище; склоны Корнимского – это участки каменистой степи Новошишминского района)
36. Когда утверждена Красная книга РТ? (Постановление № 615 от 25.10.93 г.)
37. В каком году была издана Красная книга РТ? (1995)
38. В настоящее время в издании Красной книги сколько категорий используются для регионального списка охраняемых растений и грибов РТ? (От 0 до 5)
39. Сколько процентов Куйбышевского водохранилища находится на территории Татарстана? (50,7%)
40. Максимальная глубина водохранилища. (41 м)
41. Какие птицы Куйбышевского водохранилища занесены в Красную книгу? (Лебедь – шипун, цапля большая белая)
42. На территории Куйбышевского водохранилища отмечены _?_ видов водоплавающих птиц? (31)
43. Что собой представляет национальный парк “Нижняя Кама”? (Организован в 1991 году с целью сохранения уникальных природных территориальных и водных комплексов на востоке Татарстана и создание условий для отдыха жителей республики и ознакомление их с природой родного края)
44. Какую площадь занимает национальный парк “Нижняя Кама”? (261.1 кв.км.)
45. Какие территории включены в состав национального парка “Нижняя Кама”? (Лесные массивы: Большой Бор, Кызыл-Тау, Малый Бор; Танайская Дача, Татайские и Елабужские луга с озерами на Каме)
46. Какие редкие виды растений и животных обитают на территории национального парка “Нижняя Кама”? (Плауны, ковыли, орхидные; орлан-белохвост, беркут, скопа, сизоворонка, серый журавль; серая жаба, Веретеница, медянка и другие)