Цели урока:
- совершенствование знаний детей о значимых частях слова;
- развитие умения находить в тексте однокоренные слова, образовывать новые слова, разбирать слова по составу;
- введение новых понятий, обогащение словарного запаса детей;
- активизация познавательно- мыслительной деятельности учащихся.
- воспитание бережного отношения к слову.
Оборудование: мультимедийная презентация, “Школьный словообразовательный словарь” А.Н.Тихонова, карточки для работы в минигруппах, сигнальные карточки, наглядный материал к уроку.
Ход урока
Учитель: Ребята, как сделать так, чтобы наш урок сегодня прошел плодотворно? Надо полностью посвятить себя работе на сегодняшнем уроке, и, когда вы увидите результат своего труда, вы поймете, какой сегодня замечательный день.
Есть такие замечательные слова: “Язык – наш учитель. А каждое слово – урок”. Начнем наш урок со словарной работы. Повторим некоторые слова, изученные нами в 3 классе. Приготовьте лист в широкую линию, начинаем писать.
Город, капуста, малина, север, лесок, растение, трактор, комната, квартира, деревня.
Подчеркните безударную гласную в корне каждого слова. Что вы заметили?
Дети: Слово лесок не относится к словарным словам, так как безударную гласную в этом слове можно проверить: лес – лесок.
Учитель: Да, я согласна с вами. Поменяйтесь листами, проверьте работу соседа по парте. (Слайд 2. Презентация) Верните листы обратно. Нарисуйте улыбку на полях той работы, где нет ошибок. Давайте посмотрим, сколько улыбок нам сегодня улыбнулось. Я надеюсь, что остальным тоже улыбнутся улыбки, надо только очень-очень постараться и быть в работе внимательными.
Ребята, может, кто-нибудь из вас догадался, для чего нам сегодня на уроке понадобится слово лесок?
Учитель: Да, сегодня у нас урок, который проходит в лесу, но не в том, в котором вы привыкли бывать, а в Словесном. Лес – наш друг, он многому нас учит. А чему же может научить нас Словесный лес?
Может, кто-нибудь сможет сказать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Сегодня мы обобщим некоторые знания, умения и навыки, которые приобрели при изучении темы “Состав слова” (Слайд 3)
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.
Хорошо мы погуляли и немножечко устали!
Учитель: В гостях сегодня у нас лесная птица – сова. Что вы знаете об этой птице? (Слайд 4)
Дети: Сова – это хищная птица. У нее острый слух, цепкие когти и клюв. Охотится она чаще ночью. Ее добычей являются грызуны, лягушки, мелкие птицы, насекомые.
Учитель: А вы знаете, что сова считается мудрой птицей? Из-за своей глазастости, невозмутимого философского спокойствия, с которым она смотрит на мир, она прослыла еще у древних греков символом мудрости и познания. Не зря в сказках сова учит, часто дает умные советы. Именно сова является символом многих интеллектуальных игр.
Прочитаем шёпотом с экрана, а сейчас дружно хором: (Слайд 5)
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
Прочитайте еще раз внимательно стихотворение. Какие слова встретились вам в этом стихотворном тексте?
Дети: Однокоренные слова.
Учитель: Назовите их.
Дети: Совята, совушки, совушкин.
Учитель: Какие слова мы называем однокоренными?
Дети: Слова, которые имеют общий корень и сходны по смыслу, называются однокоренными.
Учитель: Почему слово совет нельзя причислить к этой группе слов?
Дети: Это слово не сходно по смыслу с данными словами.
А сейчас помогите мне вспомнить, из каких частей состоят слова? И что мы знаем об этих частях слова? (Слайд 6)
Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием и дали понятие каждой части слова.
Я зачитаю определение понятия “корня”, которое дается в толковом словаре русского языка: “Корень – это подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами”.
Выскажите мнение, почему ученые выбрали слово “корень” для названия главной части слова?
Дети: Слово не может существовать без корня также как и растение.
Учитель: (Слайд 7) Посмотрите на дерево, которое выросло в нашем Словесном лесу. Прочитайте вместе со мной слова, которые будут появляться на слайде. Как называются эти слова? А сейчас назовите слово, которое бы вы хотели поместить в корне этого дерева. Почему?
Дети: это слово ЛЕС, потому что от него образованы родственные слова. (Слайд 8)
Учитель: Посмотрите на запись, которая использована в школьном словообразовательном словаре А. Н. Тихонова. Вот таким образом размещены слова в словаре по гнездам. (Слайд 9)
лес – ок | |
лес – ник | |
лес | лес – н – ой |
пере – лес – ок | |
лес – ист – ый |
Учитель: Подумайте, почему именно так записаны однокоренные слова в словаре? Почему слово ЛЕС стоит слева, отдельно от других слов?
Дети: Слева дается слово, от которого образованы родственные слова.
Учитель: А какие части выделены жирным шрифтом?
Дети: В каждом слове выделены те части, с помощью которых образованы слова.
Учитель: Но в таком случае здесь допущена небольшая ошибка, Может, кто-нибудь из вас найдет её? (Жирным шрифтом надо также выделить приставку -пере).
Учитель: А может вы еще сможете вспомнить другие однокоренные слова с корнем - лес-?
Позднее вы познакомитесь с такими словами, которые образуются при помощи соединения двух основ. Например, слова: лесостепь, лесовод, лесовоз, лесопарк, лесопосадка, лесоруб, лесопильня, лесозавод и многие другие, которые также являются однокоренными данным словам. Оказывается, в “Школьном словообразовательном словаре” 29 однокоренных слов с корнем - лес- ! Вот как богат наш язык!
Учитель: Мы вспомнили состав слова, а
теперь вспомним порядок разбора по составу. Но
прежде давайте напомним алгоритм разбора слова
по составу. Перед вами лежат листочки. Работаем в
парах. Расставьте цифры в пустые клетки так,
чтобы восстановить последовательность операций.
(Слайд 10)
Выдели основу слова.
А сейчас проверьте правильность своей работы и покажите при помощи сигнальных карточек (Слайд 11)
Знание алгоритма вы показали, а сейчас докажите, что умеете применять его на практике.
Назовите ответы на вопросы одним словом.
- Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик) (Слайд 12)
- Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик)
- Как называется лекарственное растение, растущее по обочинам дорог? (Подорожник)
- Как называется снег, который ветер гонит по земле? (Поземка)
- Как называются легкие утренние морозы осенью или весной? (Заморозки)
Предлагаю вам поработать в парах. Помните, что при разборе надо всегда обращаться со словом бережно, не спеша, шаг за шагом выделяя в нем части слова. Пообщайтесь, поделитесь своими мыслями с соседом по парте, постарайтесь прийти к единому мнению.
У кого из вас разбор соответствует такой схеме? (Слайд 13)
А сейчас для закрепления я предлагаю практическую работу в группах. Выслушайте предложения всех ребят в группе, придите к единому мнению. А также помните пословицу “Умеешь сам, научи другого”.
Каждая группа получает один и тот же текст, но выполняет разные задания. (Слайд 14) Перед каждой группой один и тот же текст, но задания каждой группе разные.
Задания для групп:
1 группа: Найдите группы однокоренных существительных, обозначьте корни.
2 группа: Найдите все прилагательные, выделите окончания.
3 группа: Найдите однокоренные глаголы, выделите в них приставки
Выходят ученики от каждой группы, отвечают по карточке, сопоставляют с правильными ответами. (Слайд 15)
Я предлагаю следующее задание: записать слова в три столбика (Слайд 16)
1 столбик: состоящие из корня,
2 столбик: состоящие из корня и суффикса,
3 столбик: состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания.
Сад, пенёк, моряк, посадка, ключик, засолка, цветок, дом, стол, подрезка, нож, подписка.
Учитель: Проверьте свою работу. (Слайд 17) Покажите правильность выполненной работы при помощи сигнальных карточек.
Учитель: Мы завершаем сегодня путешествие по Словесному лесу. Как вы считаете, принесло ли оно нам пользу? Надо ли заниматься изучением темы “Состав слова”? Для чего?
Дети:
- Чтобы правильно находить части слова.
- Научиться разбирать слова по составу.
- Уметь образовывать однокоренные слова.
- Отличать приставку от предлога.
- Одинаково писать корень в однокоренных словах.
- Правильно переносить слова.
Я довольна сегодня вашей работоспособностью. Мы справились со всеми заданиями, которые были мной намечены. Я думаю, что вы также довольны своей работой.
Об этом еще скажут ваши оценочные листы.
В правом верхнем уголке листа нарисуйте:
Круг - если вы поняли и можете самостоятельно разбирать слова по составу;
Квадрат - если поняли, но сомневаетесь в своих силах;
Треугольник - если не поняли, как разбирать слово по составу.
Довольны ли вы своей работой на уроке? Я хочу, чтобы вы отразили это в своих оценочных листах. Как вы сегодня сами себя оцениваете? Что выполняли с удовольствием? А над чем бы вы хотели еще поработать?
Спасибо за урок. (Слайд 18)