Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями простых и составных чисел, с таблицей простых чисел, познакомить с историей развития простых чисел.
Развивающие: развитие мышления, внимательности, умения сравнивать, выдвигать гипотезы.
Воспитательные: формирование познавательных мотивов деятельности, умения осуществлять само- и взаимоконтроль, воспитание сознательной дисциплины и норм поведения, формирование представления об условиях успешности человека.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | Настраивает учащихся на урок. |
Записывают число, классная работа |
Постановка учебной задачи. | - Ребята, вспомните, какие числа
называются делителями данного числа? - Назовите делители числа 5, 12, 40, 1. Сколько всего делителей могут иметь числа? - В зависимости от количества делителей ещё в Древней Греции все натуральные числа разделили на группы. Сколько таких групп и как они называются, нам и предстоит узнать сегодня на уроке. |
Отвечают на вопросы учителя. |
“Открытие” детьми нового знания | - На доске записаны 3 столбика
чисел. Задание: какой ряд быстрее и правильнее
запишет все делители указанных чисел? На доске: Д(16) Д(24) Д(5) Д(2) Д(4) Д(20) Д(14) Д(18) Д(8) Д(15) Д(17) Д(30) Д(28) Д(9) Д(21) Д(6) Д(33) Д(12) - Какое из чисел в каждом столбике лишнее? Почему? - А есть ещё другие числа, которые имеют только два делителя? Назовите их. - Числа, которые делятся только на себя и на единицу, называются простыми числами. А как бы вы назвали числа, которые имеют больше двух делителей? - Очень интересные у вас получились названия. В действительности же, числа, которые имеют больше двух делителей, называются составными числами. Итак, тема сегодняшнего урока: “Простые и составные числа”. Запишите в тетрадях тему урока. - Так какие две группы чисел мы получили? - Все ли числа входят в эти группы? Не забыли ли мы какие-нибудь числа? - Так на сколько же групп можно разбить все натуральные числа по количеству делителей? - Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию на тему “Простые числа”, из которой вы сможете познакомиться с историей открытия простых чисел. |
Учащиеся каждого ряда по одному
выходят к доске и выполняют задание, остальные в
это время проверяют правильность выполнения
заданий.
- 2, 9, 5. Эти числа имеют только два делителя. Называют числа, имеющие только два делителя. Придумывают свои названия чисел.
Записывают в тетрадях тему урока.
- Числа, имеющие только два делителя – простые числа. Числа, имеющие больше двух делителей – составные числа. - Число 1 имеет только один делитель, значит, число 1 не является ни простым, ни составным). - Простые, составные и число 1 Смотрят презентацию. |
Первичное закрепление | Устная работа по учебнику (авт. Л.Г.Дорофеев, Л.Г.Петерсон) № 414 – 417 | Устно выполняют задание по учебнику. |
Физкультминутка | Выполняют физкультминутку с заданиями на внимание. | |
Решение тренировочных упражнений | - Решите примеры, записанные на
доске, выберите из ответов простые числа,
расположите их в порядке возрастания, у вас
получится какое-то слово. На доске:
- Какое слово у вас получилось? - Все ли достигают в жизни успеха? Что нужно делать для того, чтобы быть успешным? Итак, чтобы достичь успеха, помни: - Любой человек талантлив! - Не бойся пробовать, рисковать, принимать решение! - Доводи начатое дело до логического завершения! - Не останавливайся на полпути, как бы трудно тебе ни было! - Не будь самонадеянным, изучай опыт других! - Прислушивайся к чужому мнению, не теряя своего! - Прислушивайтесь к себе, ищите возможные ситуации приложения своих сил и умений! - Любите себя, ищите в себе достоинства и боритесь с недостатками! - Радуясь успехам других, вы достигните и своего успеха! - Сейчас мы с вами немного поиграем. Желающие по очереди будут называть простые числа в порядке возрастания. Победит тот, кто назовёт самое большое простое число. |
Решают примеры и отгадывают
зашифрованное слово.
- Успех. Отвечают на вопросы учителя.
Играют в игру “ Лучший знаток простых чисел”. |
Решение задач на повторение | № 430. - Какие типы задач на движение вы знаете? - Какому типу задач соответствует каждая схема в этом номере? - Устно решите задачи. |
Отвечают на вопросы учителя. Устно решают задачи. |
Дом. задание | № 441, 444, сообщение о Пифагоре или
Евклиде (желающие). - Откройте учебник на стр. 100 и прочитайте домашние задачи. Что не понятно? С каким новым понятием вы встретились, прочитав задание? Приведите примеры чисел-близнецов. |
Записывают д.з в дневник. - С понятием “числа-близнецы”. Приводят примеры чисел-близнецов. |
Итог урока | - Ребята, что нового вы сегодня
узнали на уроке? - Кто сегодня работал на “5”? Поднимите руки. - Кто немножко не дотянул до “5”? - Ребята, в заключении урока я предлагаю вам отправится вместе с автором книги “Арифметика натуральных чисел” профессором И.К. Андроновым в воображаемое путешествие по бесконечной дороге простых чисел. Закройте все глазки и представьте, что мы отправляемся в космическое путешествие. (Звучит музыка, учитель читает рассказ И.К.Андронова). - Спасибо за урок! |
Осуществляют рефлексию
собственной деятельности.
“Отправляются” в воображаемое путешествие |
Литература
Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 класс. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.