Простые и составные числа. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями простых и составных чисел, с таблицей простых чисел, познакомить с историей развития простых чисел.

Развивающие: развитие мышления, внимательности, умения сравнивать, выдвигать гипотезы.

Воспитательные: формирование познавательных мотивов деятельности, умения осуществлять само- и взаимоконтроль, воспитание сознательной дисциплины и норм поведения, формирование представления об условиях успешности человека.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент

Настраивает учащихся на урок.

Записывают число, классная работа
Постановка учебной задачи. - Ребята, вспомните, какие числа называются делителями данного числа?

- Назовите делители числа 5, 12, 40, 1. Сколько всего делителей могут иметь числа?

- В зависимости от количества делителей ещё в Древней Греции все натуральные числа разделили на группы. Сколько таких групп и как они называются, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

“Открытие” детьми нового знания - На доске записаны 3 столбика чисел. Задание: какой ряд быстрее и правильнее запишет все делители указанных чисел?

На доске:

Д(16) Д(24) Д(5)

Д(2) Д(4) Д(20)

Д(14) Д(18) Д(8)

Д(15) Д(17) Д(30)

Д(28) Д(9) Д(21)

Д(6) Д(33) Д(12)

- Какое из чисел в каждом столбике лишнее? Почему?

- А есть ещё другие числа, которые имеют только два делителя? Назовите их.

- Числа, которые делятся только на себя и на единицу, называются простыми числами. А как бы вы назвали числа, которые имеют больше двух делителей?

- Очень интересные у вас получились названия. В действительности же, числа, которые имеют больше двух делителей, называются составными числами.

Итак, тема сегодняшнего урока: “Простые и составные числа”. Запишите в тетрадях тему урока.

- Так какие две группы чисел мы получили?

- Все ли числа входят в эти группы? Не забыли ли мы какие-нибудь числа?

- Так на сколько же групп можно разбить все натуральные числа по количеству делителей?

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию на тему “Простые числа”, из которой вы сможете познакомиться с историей открытия простых чисел.

Приложение 1

Учащиеся каждого ряда по одному выходят к доске и выполняют задание, остальные в это время проверяют правильность выполнения заданий.

 

 

 

 

- 2, 9, 5. Эти числа имеют только два делителя.

Называют числа, имеющие только два делителя.

Придумывают свои названия чисел.

 

 

 

Записывают в тетрадях тему урока.

 

- Числа, имеющие только два делителя – простые числа.

Числа, имеющие больше двух делителей – составные числа.

- Число 1 имеет только один делитель, значит, число 1 не является ни простым, ни составным).

- Простые, составные и число 1

Смотрят презентацию.

Первичное закрепление Устная работа по учебнику (авт. Л.Г.Дорофеев, Л.Г.Петерсон) № 414 – 417

Устно выполняют задание по учебнику.

Физкультминутка   Выполняют физкультминутку с заданиями на внимание.
Решение тренировочных упражнений - Решите примеры, записанные на доске, выберите из ответов простые числа, расположите их в порядке возрастания, у вас получится какое-то слово.

На доске:

  1. 450 : 5 : (3* 6) П
  2. 540 : 60 + 7 + 9:3 Х
  3. + + 1 У
  4. 2 + 5 – 2 А
    ( 4–2)+(1+311) Е
  5. (68 – 12 – 26):10 С

- Какое слово у вас получилось?

- Все ли достигают в жизни успеха? Что нужно делать для того, чтобы быть успешным?

Итак, чтобы достичь успеха, помни:

- Любой человек талантлив!

- Не бойся пробовать, рисковать, принимать решение!

- Доводи начатое дело до логического завершения!

- Не останавливайся на полпути, как бы трудно тебе ни было!

- Не будь самонадеянным, изучай опыт других!

- Прислушивайся к чужому мнению, не теряя своего!

- Прислушивайтесь к себе, ищите возможные ситуации приложения своих сил и умений!

- Любите себя, ищите в себе достоинства и боритесь с недостатками!

- Радуясь успехам других, вы достигните и своего успеха!

- Сейчас мы с вами немного поиграем. Желающие по очереди будут называть простые числа в порядке возрастания. Победит тот, кто назовёт самое большое простое число.

Решают примеры и отгадывают зашифрованное слово.

 

 

 

- Успех.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Играют в игру “ Лучший знаток простых чисел”.

Решение задач на повторение

№ 430.

- Какие типы задач на движение вы знаете?

- Какому типу задач соответствует каждая схема в этом номере?

- Устно решите задачи.

Отвечают на вопросы учителя.

Устно решают задачи.

Дом. задание № 441, 444, сообщение о Пифагоре или Евклиде (желающие).

- Откройте учебник на стр. 100 и прочитайте домашние задачи. Что не понятно? С каким новым понятием вы встретились, прочитав задание? Приведите примеры чисел-близнецов.

Записывают д.з в дневник.

- С понятием “числа-близнецы”.

Приводят примеры чисел-близнецов.

Итог урока - Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Кто сегодня работал на “5”? Поднимите руки.

- Кто немножко не дотянул до “5”?

- Ребята, в заключении урока я предлагаю вам отправится вместе с автором книги “Арифметика натуральных чисел” профессором И.К. Андроновым в воображаемое путешествие по бесконечной дороге простых чисел. Закройте все глазки и представьте, что мы отправляемся в космическое путешествие.

(Звучит музыка, учитель читает рассказ И.К.Андронова).

Приложение 2

- Спасибо за урок!

Осуществляют рефлексию собственной деятельности.

 

“Отправляются” в воображаемое путешествие

Литература

Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 класс. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.