Цели урока:
I. Образовательная:
1) проверить и углубить знания учащихся о формах
поверхности Земли и их условных обозначениях на
физической карте;
2) дать понятие о Мировом океане и представление
об океанах и морях;
3) расширить знания учащихся о многообразии
организмов, населяющих воды Мирового океана.
II. Развивающая:
1) развивать память, логическое мышление;
2) способствовать формированию умения
устанавливать причинно-следственные связи,
объясняя приспособленность к среде обитания.
III. Воспитательная:
1) воспитывать любовь к растительному и
животному миру;
2) воспитание любви к Родине.
Учащиеся должны знать, что такое море и океан, а также уметь распознавать моря и океаны на физической карте.
Оборудование: мультимедийный проектор, для опыта: стаканчики, палочки, соль, учебники О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс; рабочие тетради О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс.
ХОД УРОКА
I. Орг момент.
Проверь, дружок,
Всё в порядке:
книжки, ручки и тетрадки?
II.
Повторение ранее изученного материала по разделу “Формы поверхности Земли”.– Мы живём на планете Земля. (Слайд № 2 )
– Назовите основные формы поверхности Земли. (Слайд № 3)
– О какой форме поверхности земли идет речь?
Отгадайте загадку:
Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака. (гора) (Слайд № 4)
– Есть ли в нашей области горы? (Слайд № 5)
– Отгадайте загадку:
Это ровная поверхность,
Есть леса, но нету гор. (равнина) (Слайд № 6)
– Какие бывают равнины? (плоские и холмистые) (Слайд № 6)
– Назовите сходство гор и холмов. (Слайд № 7) (Это возвышенности. Различают части: подошва, склон, вершина).
– Определите холм и ли гора? (Слайд 8) В чём их отличие?
– Каким цветом на карте обозначают горы и равнины? Покажите на карте. (Слайд № 9) (Горы – коричневым, а равнины – зелёным)
– А почему тогда нашу землю называют “ Голубой планетой?” (Слайд № 10)
III.
Работа по теме урока.Сегодня мы продолжим изучение нашей планеты. Вы уже, наверно, догадались, что будем изучать?
Тема урока “Вода на Земле. Океаны и моря”. (Слайд №11)
1) Вводное слово учителя: Да на нашей планете больше воды, чем суши. (Слайд № 12)
(Посмотрите диаграмму в рабочей тетради с.4)
– Что можете сказать о соотношении воды и суши на земле? (Если всю поверхность Земли изобразить в виде круга и разделить его на 10 частей. То 3 части займёт суша и 7 частей вода.)
Нашу Планету можно было назвать планетой ОКЕАНОВ. Вся Вода на земном шаре называется Мировым океаном.
2) Работа по карте полушарий. (Слайд № 12)
– Весь Мировой океан делится на пять частей, то есть пять океанов. Океаны – это огромные пространства воды.
– Какие мы знаем океаны? (показ)
Учитель: Часть океана, которая расположена вдоль берега материков, называется морем.
(Показ)
Сравнительные размеры морей и океанов и количественное соотношение:
– А что больше по площади поверхности океан или море?
– А по количеству? (морей много, их 50, а океанов – 5).
(Закрепление понятий – океан, море.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Показать, как вода движется в океане – волнами).
3) Работа по карте РОССИИ: (Слайд №13) Россия большая держава, омывают её 3 океана. (Показ)
– Особенно много морей вдоль северных берегов России (назвать и показать).
– Какие моря ещё знаете?
– Какой русский художник любил изображать море? (Айвазовский) (Слайд № 14, 15)
4) Исследовательская работа.
Морей много. И вода в них МОРСКАЯ.
– Кто был на море? Какая на вкус морская вода? А почему? Есть соль в воде, а мы её не видим. (проблемн. ситуация)
Давайте проведём исследование.
Опыт. В стаканчики с водой добавим немного морской соли, размешаем. (Работа в паре)
– Что заметили? (соль растворилась) Сделайте вывод. (Вода – растворяет соль, поэтому морская вода солёная)
– А как нам обратно получить соль? (проблемн. ситуация)
(Опыт описан в рабочей тетради с. 4.)
– А вы на море пили морскую воду? (Нет, морскую воду пить нельзя!)
– А вы в море купались?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы на море живём
Мы по морю плывём.
Раз взмах, два взмах.
Хорошо вот так!!!
– Стойте, стойте, далеко нельзя заплывать!
– Какие правила поведения на море знаете?
– А что нам советует учебник.
Работа по учебнику с. 5. Правила поведения на море.
5) О роли воды и богатств морей и океанов в жизни человека.
Вся жизнь на нашей планете связана с водой. (Слайд №16)
Учитель: Почему так говорят “ Кругом вода, а с питьем беда”? Ответ: это о морской воде так говорят, потому что она соленая.
Солёная, а как же там обитают различные животные? (предположения детей)
– Многие живые существа приспособились жить в морской воде.
– Каких морских обитателей знаете? (Слайд №17)
– Как люди используют богатства морей и океанов? (Слайд №18)
– Рыба — один из главных продуктов питания жителей морских побережий? (Слайд №19)
Из морских водорослей тоже делают продукты питания и лекарства. Добывают из них йод, красящие вещества. Из некоторых морских моллюсков достают жемчужины для бус и колец. Раковины идут на изготовление перламутровых пуговиц и украшений. (Показ раковин)
На побережье строят санатории, дома отдыха. (Слайд № 20, 21)
По морям и океанам перевозят разные грузы и товары. Путешествуют на морских судах и люди. Рассматривание рис. На 7 стр. учебника.
– НО! ВНИМАНИЕ! Морю угрожают опасности. Как вы думаете – какие? (Ответы)
– Да, морю угрожают 2 опасности – загрязнение различными отходами и избыточная добыча рыбы. (Слайд № 22, 23)
Учитель: Какой же вывод из этого следует? (Ответы)
Вывод: не мусорить, не загрязнять, а охранять моря и океаны. (Слайд № 24)
IV. Подведение итогов урока.
Самостоятельная работа. (Слайд №25)
Учитель: Давайте выясним, что же мы узнали сегодня на уроке. Для этого каждый из вас заполнит карточку – тест. (Вывод-итог зачитывается вслух). См. приложение № 1.
Домашнее задание: (Слайд № 26) с.7 учебника. Сочинить “Сказку о рыбаке и рыбке” на новый лад.
Любознательным: найти в энциклопедиях ответы на вопросы:
- Какие “цветные” моря есть на Земле?
- В каком море охотятся, судя по его названию.
- Какое море есть “среди земли”?
- Есть ли “неживое” море?
Рефлексия. – Что нового узнали? – Что было интересно на уроке?
Если на уроке вы узнали достаточно, всё было понятно – то прикрепите на доску голубую капельку, а если хотите узнать больше – то белую. (Дети прикрепляют и получается “ручеёк”)
– Что у нас получилось? (ручеёк, речка) А о них мы узнаем на следующем уроке.