Тема урока. Правописание слов с сочетаниями ЧА-ЩА
Цель: закрепление знаний учащихся о правописании сочетаний ЧА-ЩА.
Задачи:
- Формирование навыка правописания гласных после шипящих ( ЧА-ЩА).
- Уточнить представления учащихся о звуках [ Ч’], [Щ’], как всегда мягких.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память.
- Патриотическое воспитание на материале содержания урока, экскурсии по Москве.
- Обогащение словарного запаса и развитие речи.
Оборудование: ИКТ (мультимедиа), веера согласных звуков( на каждого учащегося), индивидуальные карточки для самостоятельной работы , наглядный материал «карточки букв», рабочая тетрадь, учебник.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Посмотрите все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Учитель объявляет начало урока. Дети записывают число в тетрадях.
– Сегодня мы с вами отправимся в поход по стране ОРФОГРАФИИ. Перед вами карта нашего пути. (На экране карта сказочной страны «Орфографии»). На каждой остановке вы будете получать задание, а выполнив его – пропускную карточку-букву к следующему этапу. В конце нашего похода вам необходимо составить слово. Это слово является пропуском к следующему уроку.
2. Актуализация знаний
– Прежде чем начать путешествие, необходимо получить карту нашего маршрута. А для этого выполните следующее задание – разминку.
На доске записаны буквы: А У Ч О Я Щ Ш
– Ребята, прочитайте буквы. На какие 2 группы
можно их разделить ? (Гласные и согласные)
– Какую особенность вы заметили в согласных
звуках ? (Все согласные обозначают шипящие
звуки)
– Какой из согласных звуков лишний? (Ш)
– Почему? Что вы можете сказать об оставшихся
буквах?
– Дайте им характеристику.
Чистописание: буквы ч, щ и соединения с ними.
– Составим слоги этих согласных с данными
гласными. Какой слог нельзя составить ? (Слог-слияние
с гласной Я)
– Почему? (Ответы детей)
На экране появляется тема урока.
– Это и будет названием вашего маршрутного листа . Получайте карту и смело отправляйтесь в дорогу.
3. Работа по теме урока
1) Первое задание – «Тайны звуков» (фонетический разбор слова).
– Отгадайте слово, которое состоит из первых звуков слов (кадр 3): СОЛОВЕЙ ЧАЙКА АИСТ (час) и выполните его фонетический разбор.
Ч
А
С
2) Второе задание – работа в парах. Кто больше
соберет слов с сочетаниями ЧА-ЩА?
– Составьте слова, на правило, используя
предложенные слоги (кадр № 4), и запишите в
тетрадь.
Проверка учащимся у доски.
3) Третье задание – «Все умею делать сам» (самостоятельная работа каждого учащегося по вариантам с использованием индивидуальных карточек с разноуровневыми заданиями)
Физкультминутка
Зарядка для глаз.
4) Четвертое задание – «словарная работа».
– Запишите в столбик словосочетания с теми
словами, что вы увидите на экране (слайд №5).
Задание: выделить орфограммы, которые встретятся
в словах. Объяснить их правописание.
Тетрадь рабочая тетрадь
Класс дружить с классом
Карандаш цветные карандаши
Город чудесный город
.Беседа с учащимися
– О каком городе можно сказать ЧУДЕСНЫЙ ГОРОД?. (Ответы
детей. Составление рассказов учащихся о Москве
по картинке (слайд № 6) или с опорой на свои
впечатления после проведенной экскурсии)
– Какая главная достопримечательность нашего
города? (Ответы детей) (слайд № 7)
– Что вы можете рассказать о ней? Составьте
предложение со словосочетанием Красная
площадь.
Главная достопримечательность нашего города – Красная площадь.
Запись на доске предложения с комментированием
Задание: разделить на слоги, поставить ударение.
Физкультминутка (музыкальная)
4. Повторение пройденного материала
1) Пятое задание – «Загадка слов»
– Какие орфограммы прячутся в словарных
словах?
– Расскажите правило правописания парных
согласных, подтверждая его своими примерами.
Работа с веерами согласных. Учитель называет слова, а дети показывают букву – парную согласную.
Слова: лёд, снег, снеговик, сугроб, след, дед , мороз, снежок, снегокат.
2) Шестое задание – «Бег с препятствиями» (работа с учебником). Самостоятельное списывание текста после его анализа и объяснения написания орфограмм.
5. Итог урока
– Вы успешно справились с трудными заданиями.
– Какие знания помогли вам выполнить задания
сегодняшнего урока?
– Давайте теперь составим слово из полученных
букв. (Чудеса)
– Догадались ли вы о теме следующего урока? (Правописание
слов с сочетаниями чу-щу)