Цели урока:
- Сформировать знания учащихся о машинных иглах применяемые в швейной машине, их устройстве, подбора в зависимости от ниток и ткани, правилами установки в игловодителе. Закрепить знания основных частях и правилах работы на швейной машине с электрическим приводом. Научить вставлять машинную иглу в швейную машину и выполнять пробные машинные строчки по бумаге.
- Формирование устойчивого внимания через
интерес к заданию.
- Коррекция и развитие моторики, точности выполнении работы.
- Коррекция и развитие памяти.
- Воспитать мотивацию к обучению.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: беседа, объяснение с демонстрации, диалог, сравнение, анализ, обобщение, инструктаж, упражнения, самостоятельная работа, работа с инструкционной картой, самоконтроль.
Оснащение: швейная машина, машинная игла, лоскуток ткани, нитки, иллюстрированные карточки, названия деталей швейной машины, изображение швейной машины, инструкционная технологическая карта.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Сообщение темы урока, целей урока.
- Объяснение нового материала.
- Физминутка.
- Вводный инструктаж
- Самостоятельная, практическая работа учащихся и текущее инструктирование.
- Итоговый инструктаж (подведение итогов и урока в целом).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие учащихся и учителя. Проверка готовности к уроку.
II. Повторение пройденного материала
– На предыдущем урока по теме: «Устройство и назначение швейной машины» учащиеся изучали термины, новые понятия, устройство швейной машины и на этом этапе необходимо закрепить полученные знания путем предложенных учителем карточки с изображением основных частей швейной машины.
Необходимо карточку с изображением детали швейной машины соответствовать с названием детали швейной машины (Приложение 1):
Шпульный колпачок | Пускорегулирующая педаль |
Нитепритягиватель |
Маховое колесо | Игловодитель с машинной иглой |
Моталка |
Платформа | Стойка рукава | Рукав |
Шпулька | Прижимная лапка | Катушечный стержень |
Регулятор натяжения верхней нити |
Регулятор длины стежка | Регулятор вида декоративной строчки |
Рычаг обратного хода | Челночное устройство |
Вопросы учащимся:
– Как вы думаете, какие части имеет машинная
игла?
– Для чего необходимо ушко иглы?
– Для чего служит длинный желобок на машинной
игле?
– Как подбирают иглу и нитки при пошиве изделий?
III. Сообщение темы урока, целей урока
Учитель сообщает тему и цель урока.
IV. Объяснение нового материала
Игла – один из самых важных рабочих органов швейной машины. Машинная игла прокалывает ткань и проводит через неё нитку.
4.1. Устройство машинной иглы
Машинная игла состоит из колбы, лезвия, и острия –
На колбе есть лыска.
На лезвии иглы расположены два желобка –
короткий и длинный. При проколе ткани лезвием
иглы нитка заходит в длинный желобок. Это
предохраняет её от обрыва.
На конце лезвия находится остриё с ушком. Остриё
служит для прокалывания ткани. В ушко иглы
вдевают нитку.
Остриё иглы всегда должно быть острым.
Затупившуюся иглу необходимо немедленно
заменить.
4.2. Виды машинных игл. Машинные иглы различают по номерам: № 75, 90, 100, 110, 120. Чем больше номер, тем толще игла. Номер иглы ставится на лыске.
4.3. Подбор машинных игл и ниток.
Качество работы на швейной машине во многом
зависит от правильного подбора иглы и швейных
ниток.
При пошиве изделий надо учитывать толщину и
плотность ткани. Для толстых тканей применяют
более толстые иглы и нитки. Для тонких тканей
подбирают тонкие иглы и нитки. При пошиве изделий
из хлопчатобумажных тканей используют иглы № 75,
90, а нитки № 40, 50.
4.4. Установку машинной иглы осуществляют в следующей последовательности:
- Повернув маховое колесо, поднять игловодитель в верхнее положение.
- Ослабить винт иглодержателя.
- Ввести иглу в иглодержатель до упора, так чтобы длинный желобок находился со стороны нитенаправителя.
- Закрепить винт иглодержателя.
- Проверить установку иглы: поднять и опустить иглу в отверстие игольной пластины.
5. Физминутка
Мы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайцы,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись, и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули.
6. Вводный инструктаж
Повторение техники безопасности при работе на швейной машине. Объяснение хода работы самостоятельной практической работы учащихся. Проверка готовности учащихся к работе, наличие раздаточного материала.
Правила техники безопасности при работе на швейной машине
– При работе на швейной машине надо соблюдать осторожность.
Перед началом работы:
- Спрятать волосы под косынку.
- Проверить, не осталось ли в изделии булавок или игл.
- Проверить, нет ли посторонних предметов на платформе машины.
Во время работы:
- Следить за правильным положением рук, чтобы не проколоть пальцы иглой.
- Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.
- Не производить чистку и смазку машины на рабочем ходу.
По окончании работы:
- Отрывать нитки с помощью нитепритягивателя или обрезать их ножницами.
7. Самостоятельная, практическая работа учащихся
7.1. С помощью инструкционной карты № 1 (Приложение 2) учащиеся устанавливают машинную иглу в игловодитель.
7.2. Затем с помощью инструкционной карты № 2 (Приложение 3) пробуют проложить машинные строчки. Учащиеся работают на швейной машине с электрическим приводом (без ниток).
Учитель объясняет, помогает, показывает, проверяет правильность выполнения задания.
7. Итоговый инструктаж (подведение итогов и урока в целом).
– Ребята! Назовите основные части машинной иглы?
- Колба
- Лезвие
- Остриё
- Лыска
- Длинный желобок
- Ушко
- Короткий желобок
– Запомните новые термины: машинная игла, колба, лезвие, остриё иглы, лыска, желобок, ушко иглы, номер иглы.
– Скажите чему вы сегодня научились?
– Что узнали нового на уроке?
– Что было для вас трудное, сложное?
– А что легко?
– Спасибо за работу.
Учитель оценивает работу учащихся по результатам работы на швейной машине.