Устный журнал "Мой край родной, мой край любимый…"

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Задачи:

  •  актуализация и расширение знаний детей о родном крае;
  • развитие любознательности, познавательного интереса к истории и культуре марийского народа;
  • коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе выполнения дидактических упражнений;
  • формирование чувства патриотизма, гражданского самосознания и любви к своей малой Родине.

Форма проведения: устный журнал.

Оборудование: плакаты с изображением флага, герба Республики Марий Эл, образцы национальных костюмов, конверты с геометрическими фигурами по количеству учащихся, презентация к занятию <Приложение 1>.

Музыкальное оформление: гимн республики Марий Эл, марийская, русская и татарская плясовые.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ученик читает наизусть стихотворение о Родине, сопровождающееся показом слайдов с изображением природы России (Приложение 1. Слайд 1)

У меня есть родной
Удивительный дом:
Нет стены ни одной
В этом доме моем.

Только есть потолок –
Голубой-голубой,
Только много дорог –
Знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –
От песков и до льдин!
Хорошо, что я в доме
Живу не один.

Мы семьею одной
В этом доме живем, –
Ведь Россией родной
Называется дом.

–  Необозримая ширь полей, развесистые белоствольные березы, разливы рек, необъятные просторы степей... Всё это Россия, удивительная страна, красивая и богатая.… Наша Родина! А что такое Родина? Что вы считаете своей Родиной?

(Ответы детей: Родина – это страна, где родился человек, Отечество, родная страна. Наша Родина – Россия.)

–  Но есть у каждого человека уголок, который кажется ему особенно близким, – это край, где он родился, где его отчий дом – край детства человека. Называется он «малой родиной».
Наша с вами малая Родина – удивительно красивая Республика Марий Эл. Даже название у неё необычное. Знаете ли вы, что оно означает?

(Ответы детей: Название — по самоназванию её коренного населения — мари («мужчина, муж»). Марий «марийский», эл «страна, край».)

–  Сегодня мы с вами попробуем ещё раз всмотреться в красоту природы родных мест, поговорить об уникальности и самобытности народной культуры, о выдающихся людях республики, развернув страницы устного журнала «Мой край родной, мой край любимый». (Приложение 1. Слайд 2)

Страница «Здесь родина моя, здесь я живу» (Приложение 1. Слайд 3)

На доску вывешивается дата – 4 ноября 1920 года

–  Перед вами дата, говорит ли она вам о чем-то? Если да, то о чем?

(Ответы детей: 4 ноября 1920 года, 90 лет назад, образовалась наша республика.)

–  У каждого государства, каждой республики, области, края есть свои знаки, символы, которыми они отличаются от других государств, республик, областей. Какие это символы?

(Ответы детей: Это герб, флаг, гимн)

–  Имеются ли такие символы у нашей республики?

(Ответ детей: да, у нашей республики есть такие символы)

–  Как вы считаете, зачем республике нужна символика?

(Ответы детей: марийские гимн, герб, флаг говорят о самостоятельности, независимости нашей республики)

Словарная работа: Гимн – (в переводе с греческого означает  «хвалебная песнь») торжественное музыкальное произведение, мелодия которого помогает сплотить людей, живущих в государстве, вызывает чувство гордости за свою Родину и вдохновляет на её защиту.

–  Знаете ли вы, как должен вести себя гражданин, когда звучит гимн его страны, края, республики?

(Когда звучит гимн, граждане страны всегда встают.)

–  Гимн нашей республики исполняется на русском языке и на двух диалектах марийского — луговом и горном. Молодые граждане Республики Марий Эл, встаньте.

Дети стоя слушают куплет гимна.

–  Гимн, как правило, исполняется при подъеме флага.

–  Перед вами изображения флагов. Вам необходимо найти среди них  флаг нашей республики.

Дети выбирают флаг Республики Марий Эл из нескольких предложенных.

– Как вы определили?
– Где можно увидеть флаг Республики Марий Эл?

(Над правительственными зданиями, в торжественные и праздничные дни этим флагом украшают дома, улицы)

– Герб – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
Перед вами изображения гербов нашей Республики старого и нового образца.

–  Новый Государственный герб Республики Марий Эл утвержден в  2006 году. Давайте попробуем определить, что изменилось.
Как называется столица нашей с вами малой родины?

(Ответ детей: Столица Республики – город Йошкар-Ола)

–  А знаете ли вы, как она назвалась раньше?

(Царевококшайск, Царев город, Краснококшайск – прежние названия столицы)

–  Таким образом, флаг, герб, гимн – символы нашей республики, вобравшие в себя честь, гордость, историческую память народов Республики Марий Эл. И научиться почитать эти символы – наша главная задача.

Страница «Марий Эл – край мастеров» (Приложение 1. Слайд 4)

–  Народ мари сохранил до сегодняшнего дня обычаи, религию, обряды, песни и танцы. Из далекой древности дошло до наших дней замечательное национальное искусство вышивальщиц, резчиков по дереву, ткачих, плетельщиков.
Одной из самых интересных разновидностей марийского народного искусства является вышивка.
–  Предлагаю рассмотреть старинный марийский национальный костюм. (Приложение 1. Слайд 5)

– Скажите, чем украшаются костюмы?
(Костюмы украшены узором-вышивкой)
– А как по-другому называются узоры?

(Орнамент, рисунок)

– Кто из вас может объяснить значение слова «орнамент»?
В толковом словаре даётся такое толкование слова «орнамент»:
Словарная работа: Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов
На ваших партах конверты. Что внутри? (геометрические фигуры). Внимание на экран – перед вами марийский орнамент – рассмотрите его внимательно, постарайтесь запомнить его.

(Слайд 6) (изображение скрывается)

–  А сейчас вам предстоит из имеющихся фигур по памяти собрать аналогичный орнамент.

Работа детей.

–  А теперь сравните с оригиналом. У всех получилось? Сложно ли было?
–  Молодцы! Ребята, посмотрите на свои руки. Они у вас «золотые», а вы – настоящие мастера! А значит, в будущем вы принесете большую пользу народу и Отечеству, не забывая при этом национальных традиций.

Динамическая пауза

–  Ответьте, пожалуйста, на вопрос – только ли народ мари живет в нашей республике?
Какие еще народности проживают в республике помимо мари?

(Ответы детей: русские, татары, чуваши, другие национальности живут в Марий Эл)

–  Каждая из них – носитель самобытной культуры – каждой присущи своя музыка, свои песни, свои танцы, с которыми вы, несомненно, знакомы.
–  Сейчас зазвучат мелодии. Ваша задача – определить к культуре какого народа в составе республики она относится. (К каждой музыкальной композиции воспитателем предлагается исполнить определенные движения. Дети должны самостоятельно выполнить данные движения под соответствующую музыку).

Попеременно включаются русская, марийская, татарская мелодии. Дети выполняют танцевальные движения.

Страница «Жемчужины природы Марийского края» (Слайд 7)

–  Наш Марийский край необычайно красив… Необычайно красив он летом и зимой, ранней весной и золотой осенью. Прекрасны леса, реки и озера, многообразны животный и растительный мир. Республику Марий Эл называют «марийской тайгой», «родниковым краем».
– А сейчас хочу рассказать вам об одном из самых удивительных уголков природы нашей малой Родины – озере Мушыл, более известном как Морской глаз. Это озеро находится у села Шарибоксад Волжского района.
–  Посмотрите на фото этого озера и попробуйте определить, почему его называют Морской глаз? (Приложение 1. Слайд 8)

(Ответы детей: Окрестили его так за правильную круглую форму, напоминающую глаз, и удивительный, изумрудный цвет воды, как в море.)

Об этом волшебном месте сложено немало легенд.

Сообщение обучающегося 1: По одной из них здесь когда-то был холм, на вершине которого стояла деревня. В ней жили юноша и девушка. Полюбили они друг друга и решили пожениться. И жить бы им долго и счастливо, но накануне свадьбы местная знахарка поведала влюблённым страшную тайну о том, что приходятся они друг другу родными братом и сестрой. Потрясённые молодые погоревали, поплакали, но любовь оказалась сильнее, и свадьбу всё же сыграли. Разгневались духи на нечестивцев. В самый разгар свадебного пира небо заволокло тучами, раздался страшный грохот, откуда ни возьмись, хлынула вода, и холм вместе с деревней провалился сквозь землю. А на месте холма появилось озеро. И вода его цвета, как глаза у невесты. Говорят, что в глухую полночь над водой до сих пор слышатся грустные свадебные песни и плач невесты.

Сообщение обучающегося 2: На самом деле необычный изумрудный сине-зелёный окрас воде придают мелкие зелёные водоросли. При небольшом размере озеро Морской глаз очень глубокое – более 35 м, поэтому вода в нем очень холодная. А на дне находятся подводные пещеры, которые до сих пор не изучены.
Этот живописный уголок марийской природы вошел в число победителей конкурса "Семь чудес России".

– А сейчас проверим, как вы знаете природу родного края. Перед вами географические названия. Если вы вдумчиво прочтете их, то увидите, что есть одно название, которое является "лишним". Ваша задача – определить его в предложенных рядах.
На экран выводятся
– названия рек: Большая Кокшага, Илеть, Амур, Кундыш; (Приложение 1. Слайд 9)
– названия озер: Яльчик, Байкал, Кичиер, Карась; (Приложение 1. Слайд 10) – названия заповедников: «Прикамский», «Астраханский», «Большая Кокшага».(Приложение 1. Слайд 11)
– Молодцы, с заданиями справились. Вы хорошо знаете, и значит, любите родную природу и всегда будете бережно относиться к ней.

Страница «Край наш славится людьми» (Приложение 1. Слайд 12)

– Наша с вами малая родина – чудесный край. Край золотых хлебных полей, привольных лугов и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди. Все они стремятся сделать наш край ещё лучше, богаче, красивее.
– Каких выдающихся людей Марийского края знаете вы? (Приложение 1. Слайды 13-15)
– Перед вами изображение памятника. Кому он посвящен? (Памятник – Йывану Кырля) Чем знаменит этот человек? (Снялся в первом звуковом фильме «Путевка в жизнь», его перу принадлежит большое количество стихотворений)
– Какое здание на слайде? (Это Марийский национальный театр драмы им. Шкетана) Какой вклад в марийскую культуру внес Яков Павлович Майоров – Шкетан? (Это один из классиков марийской литературы. Он был также журналистом, одним из деятелей марийского национального театра)
– Кому установлен этот памятник? (Он посвящен Сергею Григорьевичу Чавайну) Что вам известно о жизни и деятельности С.Г. Чавайна? (Он – марийский поэт и драматург. Один из основоположников литературы народа мари. Автор стихов, рассказов, повестей, пьес, многочисленных переводов из русской классики (А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н. В. Гоголь, М. Горький и др.))

Страница «Наследники земли марийской» (Приложение 1. Слайд 16)

Учитель. Следующая страница называется «Наследники земли марийской» 

Шумят, шумят желтеющие нивы,
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля.(Приложение 1. Слайд 17)

Учитель.А эту страницу предстоит написать вам, ребята. Ведь именно вы – наследники нашей прекрасной марийской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Обильна и плодородна её земля, уникальна и самобытна народная культура. Вам, наследникам, бережно сохранять щедрые нивы и луга, звонкие песни, память о защитниках нашей малой Родины. Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудиться на полях и заводах, славить родную землю.

Итог занятия

– Вот и перелистнули мы последнюю страничку нашего устного журнала. Пора подводить итоги.
– Какие страницы «прочтены» нами?
– Какая из страниц вам понравилась больше других?
– Что нового вы узнали сегодня?
– О чём расскажете своим родным, друзьям?

Детям вручаются памятные подарки – закладки с изображениями достопримечательностей города Йошкар-Олы.