При РДА мы видим выраженную эмоциональную незрелость. Поэтому, вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями; что он часто действительно не может подождать обещанного; что его нельзя ставить в ситуацию выбора, в которой он беспомощен; что ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию – поэтому характерны отсроченные реакции, что он стремится стереотипизировать взаимодействие с окружающим.
Как любой малыш, аутичный ребенок очень чувствителен к интонации, с которой к нему обращаются; крайне чуток к эмоциональному состоянию близкого человека – особенно легко ему передается его тревога, неуверенность, он страдает от его дискомфорта, но часто выражает это не сопереживанием, а ухудшением собственного состояния, усилением страхов агрессивным поведением.
Поэтому, одной из первой рекомендации, которую можно порекомендовать родителям, является: «вспомните, как вы разговаривали с малышом, когда он был младенцем…» (Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг, 2001).
Оказание коррекционной помощи невозможно без точного определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением, превышение, которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление нежелательных протестных реакций – негативизма, агрессии или самоагрессии и фиксацию негативного опыта общения.
Параметры определения уровня сформированности коммуникативных навыков с окружающим миром и людьми, адекватных особенностям аутичного ребенка:
- Приемлемая дистанция общения (насколько он сам приближается к взрослому и насколько близко подпускает его; можно ли взять его на руки и как он при этом сидит (напряженно, приваливается, карабкается); как относится к тактильному контакту, смотрит ли в лицо и как долго?).
- Излюбленные занятия, когда он представлен сам себе: бродит по комнате, забирается на подоконник и смотрит в окно, что-то крутит и др.
- Характер обследования окружающих предметов: рассматривает, обнюхивает, тащит в рот, смотрит издали, боковым зрением.
- Использование игрушек: обращает внимание на какие-то детали (крутит колеса машины, трясет веревку), манипулирует игрушкой для извлечения какого-либо сенсорного эффекта (стучит, кидает), проигрывает элементы сюжета (кладет куклу в кровать, нагружает машину).
- Использование речи, и в каких целях: комментирует, обращается к кому-либо, использует как аутостимуляцию (повторяет одно и то же аффективно заряженное слово, высказывание, скандирует); насколько она стереотипна, характерны ли эхолалии, в каком лице он говорит о себе.
- Поведение в ситуациях дискомфорта, страха: замирает, возникают панические реакции, агрессия, самоагрессия, обращается к близким, жалуется, стремится повторить или проговорить травмирующую ситуацию.
- Поведение при радости – возбуждается, усиливаются двигательные стереотипии.
- Способ реагирования на запрет: игнорирует, пугается, возникает агрессия, крик. Средство его успокоения при возбуждении, при расстройстве – взять на руки, приласкать, отвлечь.
- Продолжительность сосредоточения его внимания на игрушке, книге и т.д.
- Отношение к участию взрослых в его занятиях: уходит, протестует, принимает.
Оценивая уровень его наличных возможностей взаимодействия с окружающими, мы должны, прежде всего, определить, насколько велики эти трудности.
Большое значение в успешности коррекционной работы имеет правильная оценка динамики развития ребенка. Для того чтобы адекватнее оценить изменения, которые происходят в развитии ребенка, нужно хорошо помнить «точку отсчета» – исходный уровень возможностей его взаимодействия с окружением, рассматривать появившиеся новообразования в сравнении с исходными данными и в общем контексте поведения.
Литература:
1. Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Психологическая помощь при ранних нарушениях
эмоционального развития – М.: Полиграф сервис,
2001.
2. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская
Е.Р., Либлинг М.М. «Эмоциональные нарушения в
детском возрасте и их коррекция». М. 1990.