Цели урока:
- повторить и расширить знания учащихся о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах; формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды;
- развивать познавательный интерес; расширять словарный запас;
- побуждать к проявлению бдительности на дорогах;
- способствовать воспитанию дисциплинированности в соблюдении правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах;
Ход урока
Организационный момент. Психологическая настройка.
– Я рада видеть вас и ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Ребята, пусть каждый из вас сейчас мысленно пошлёт самому себе хорошие и добрые пожелания. Я желаю вам успехов и удачи!
Повторение и закрепление пройденного материала.
– Итак, начнём наш урок. Давайте вспомним, о чём вы говорили на предыдущих уроках. (“Огонь, вода, газ”)
– Всё это – опасные ситуации.
– Вспомните, как нужно вести себя в различных опасных ситуациях.
(Слайд 1)
- Предлагаю ответить на следующие вопросы:
- Как нужно действовать, если возник пожар?
- Как нужно действовать, если произошла авария водопровода?
- Как нужно действовать, если почувствуешь запах газа?
– На 1-ый вопрос готовит ответ первый ряд, на следующий вопрос – 2-ой ряд и на последний вопрос ответит 3-ий ряд.
– Кто готов? (Разбор ситуаций)
– Давайте ещё раз назовём службы, которые помогают нам в чрезвычайных ситуациях. Назовите номера телефонов данных служб. (01,02,03,04) (Слайд 2)
– В экстренных ситуациях человек теряется и может забыть эти номера. Если это произошло, то достаточно набрать только телефон единой службы спасения. Кто-то подскажет этот номер? (01)
Постановка темы и целей урока.
– Эти машины спешат на помощь, они движутся по дорогам. Назовите близкое по значению слово. (Улица, путь)
– Вот почему когда человек собирается куда-то идти или ехать, друзья и родные желают ему счастливого пути. Что это значит?
– Вы знаете, ребята, слово “путь” очень интересное слово. Давайте уточним его значение. Где можно найти информацию? (Спросить у родителей, посмотреть в справочной литературе, обратиться к специалистам и т. д.) Я предлагаю вам обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова. У каждого из вас на столе есть копия страницы из словаря со словами на букву “п”. Найдите слово “путь” и прочитайте, в каком значении употребляется это слово.
– Сколько значений слова нашли? Как в русском языке называют слова, имеющие несколько значений? (Многозначные)
– Сегодня мы будем употреблять слово “путь” в значении “дорога”.
(Слайд 3)
– Тема нашего урока звучит так: “Чтобы путь был счастливым”. Как бы вы продолжили эту фразу: “Чтобы путь был счастливым, надо (помнить) знать…”
Дети формулируют цели урока: знать правила перехода улиц и дорог, правила посадки и высадки пассажиров из транспорта и т.д.
– Одним из самых любимых средств передвижения детей является велосипед. Нужно ли соблюдать какие-либо правила при передвижении на велосипеде?
– Значит, все эти правила мы должны повторить на уроке.
(Слайд 3)
– Как выдумаете, почему необходимо знать эти правила? (Чтобы сохранить жизнь и здоровье, чтобы не попасть в опасную ситуацию)
(Слайд 4)
– По статистике в 2009 году в России произошло 203 603 дорожно-транспортных происшествия.
Погибли – 26 084 человек. Это люди, которые хотели жить, учиться, радоваться, но их жизнь оборвалась внезапно под колёсами автомобиля.
Посмотрите на следующую строчку: получили ранения – 257 034 человека. Не было сказано, какие это увечья, кто-то, возможно, получил лёгкие травмы, а кто-то остался инвалидом и уже никогда не сможет передвигаться самостоятельно.
– А дети, посмотрите, какое количество ДТП произошло с участием детей – 19 970. Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей чьих-то самых лучших, самых любимых, чьих—то самых, самых...
Огромное число. Страшные факты!
– Если сравнить с населением города Старый Оскол (а в 2009 году население Старого Оскола составило 251 тысячу человек), то все жители нашего города получили травмы различной степени тяжести, часть из них погибла.
– Как вы думаете, в чём причина дорожно-транспортных происшествий? (Незнание или несоблюдение правил дорожного движения)
– А значит важно знать и соблюдать правила дорожного движения!
Актуализация знаний.
– А сейчас давайте посмотрим, знаете о правила дорожного движения.
(Слайд 5)
– Посмотрите на иллюстрацию. Заметили вы нарушителей? Докажите, что они ведут себя неправильно.
– Что может помочь пешеходу перейти дорогу? (Дорожная разметка, дорожные знаки, светофор)
– Какое устройство регулирует движение автомобилей и пешеходов? (Светофор)
– Знаете ли вы сигналы светофора?
– Прочитайте стихотворение. Дополните предложения, зажгите нужный сигнал светофора. Прочитайте глазками. Прочитаем вслух. (Слайд 6)
Если свет зажегся _____________,
Значит двигаться опасно.
___________ свет — предупрежденье:
“Жди сигнала для движенья”.
Свет ________ говорит:
“Проходите, путь открыт”.
Физкультминутка.
– А теперь отдохнём. Я буду вам показывать разные сигналы светофора, а вы должны выполнять следующее:
красный – стоять на месте
жёлтый – руки вверх
зелёный – шагать на месте.
– Молодцы! Вы хорошо знаете сигналы светофора, умеете ориентироваться на дороге. Но дорога – это всегда опасность и на дороге могут возникнуть непредвиденные ситуации. О таких ситуациях рассказывает статья учебника на странице 8 “Если ты пешеход”.
Работа по учебнику.
– Сейчас ребята первого ряда прочитают эту статью и ответят на вопрос, какие правила должен соблюдать пешеход.
– Ребята второго ряда прочитают текст на странице 10 и ответят на вопрос, какие правила должен соблюдать велосипедист.
– А ребята, сидящие на третьем ряду подготовятся к ответу на вопрос, какие правила должен соблюдать пассажир, прочитав текст на странице 11.
– Обратите внимание, у каждого из вас на партах есть инструкция. В инструкции указано как работать с текстом, поможет выделить главное в тексте.
– Прочитайте инструкцию.
– Понятно, на что нужно обратить внимание?
– Приступайте к чтению.
– Поднимите руку, кто готов ответить на вопросы.
Ответы на вопросы.
“Пешеходы”.
- Назовите три главных правила пешехода.
- Какие непредвиденные ситуации могут произойти вблизи проезжей части? Как их избежать? (Вывод на слайде 7)
“Велосипедисты”.
- Почему езда на велосипеде укрепляет здоровье?
- Перечислите правила, которые должен соблюдать велосипедист.
- (Вывод на слайде 8)
“Пассажиры”.
- Назовите правила посадки и высадки из транспорта.
- Какие правила необходимо соблюдать пассажирам в транспорте?
- (Вывод на слайде 9)
Закрепление.
– Закрепим то, о чём сейчас говорили и выполним задания в тетради.
– Те ребята, кто изучал правила пассажиров, выполнят задание 1на стр. 5 и узнают хорошо ли они запомнили правила пешеходов.
Проверка (1 ряд) – чтение дополненных предложений.
– Те ребята, которые изучали правила велосипедистов, выполнят задание 5 на стр. 8. Таким образом вы проверите свои знания правил поведения в общественном транспорте.
– Проверьте ответы на слайде.
– 1 ряд выполняет задание 3 на стр. 6. Я хочу проверить, насколько хорошо вы запомнили правила велосипедистов.
– Проверьте с помощью ключа (Лист 3)
Практическая работа “Исследование тормозного пути машины”.
– Зима – прекрасное время года. Можно покататься на коньках, лыжах, санках. Кто-то радуется тому, что скользко, а радуются ли водители, пешеходы? Почему? (Пешеходам трудно передвигаться, а водителям трудно тормозить)
– Да, действительно, водителям на скользкой и мокрой дороге трудно остановиться, колёса скользят.
– Проведём маленькую исследовательскую работу. Проведём опыт. Я буду в роли водителя. Я веду машину, и вдруг на пути неожиданно появляется пешеход, я торможу, но машина какое-то время продолжает двигаться. Путь от начала торможения до полной остановки называется тормозным путём.
(Слайд 8)
Цель исследования: пронаблюдать меняется ли тормозной путь машины при изменении дорожных условий.
Инструкция по проведению опыта.
Тормозной путь машины при движении по мокрому и скользкому покрытию | Тормозной путь машины при движении по покрытию, посыпанному песком |
- Сделай вывод.
(Вывод: Тормозной путь при движении по мокрой и скользкой дороге длиннее, чем по обычной дороге)
Закрепление пройденного на уроке.
- Составление памятки
– А теперь, ребята, повторим всё, о чём мы говорили и составим свод правил для всех участников дорожного движения. Возьмите лист 4. На нём записано утверждение. Прочтите, определите верное оно или нет.
– Прочтите верные утверждения и поместите их плакате рядом с соответствующим условным знаком.
– Мы составили памятку, такую же памятку я хочу вручить и вам, в ней записаны правила, знание и соблюдение которых помогут нам сделать так, чтобы путь был счастливым.