Цели:
- Приобретение специфического двигательного опыта в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями Красноярского края.
- Формирование основ здорового образа жизни.
- Приобретение навыков общения и творческого сотрудничества в ходе интегрированной спортивно-познавательной деятельности.
Задачи:
- Научить разбивать бивуак.
- Совершенствовать умение переправляться по навесной веревке.
- Углублять знания о Красноярском крае.
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Мероприятие проводится под открытым небом в солнечную погоду.
1. Организационный момент
Тебя, родной, на свете лучше нету,
Край ссылки, где жив Ленина мираж,
В Разливе, где стоит ещё шалаш
Создателя республики Советов!Где заключён всему на радость свету
Сибири с Крайним Севером марьяж,
Там, где Столбов природный вернисаж
Дивит и восхищает всех эстетов!Тебе к лицу природы каждый штрих:
Приезжие в плену у раритетов
И говорят с волнением о них.Для края ж выше нету комплиментов,
Чем отзывы от жителей чужих…
Пусть будет красота твоя воспета!
Учитель: Как вы считаете, о чем
стихотворение? Сегодня мы отправляемся в
путешествие по нашему огромному Красноярскому
краю (Висит карта Красноярского края)
Красноярский край — второй по площади
регион России, находится в Центральной Сибири. В
крае 3 государственных природных заказника
федерального значения и 27 государственных
природных заказников краевого значения. На
территории края 323 тысячи озер и
множество рек, главная из которых Енисей.
Красноярский край вытянулся на 3 тысячи
километров вдоль Енисея.
Класс делится на две команды, предлагается придумать им название.
II. Основная часть
Учитель: Путешествие долгое, нужно взять с собой все необходимое.
Перед командами в кучу сложены предметы: компас, крупа, спички, спальный мешок, книга, карта, подушка, котелок, игла с нитками, мягкая игрушка, будильник, посуда и т.п.
Учитель: Задание первое – нужно правильно уложить рюкзак, взять только необходимые вещи, каждая верно выбранная вещь оценивается в 1 балл, плюс 3 балла за правильную укладку вещей в рюкзаке, на выполнение задания 7 минут.
После выполнения задания рюкзаки разбираются и считаются нужные предметы, учитель вместе с детьми поясняет, почему нужна та или иная вещь.
Учитель: В рельефе Красноярского края выделяются: полуостров Таймыр с горами Бырранга, круто обрывающимися к Северо-Сибирской низменности. Западно-Сибирская равнина и Среднесибирское плоскогорье. На юге – Восточный Саян (высота до 2922 м, пик Грандиозный), Западный Саян, Кузнецкий Алатау и ряд межгорных котловин (Минусинская, Чулымо-Енисейская и др.). Путешествуя по Саянским горам, мы столкнулись с горной рекой, необходимо переправиться, подходим к «переправе». Каждому участнику команды необходимо сделать правильную обвязку для переправы и преодолеть переправу 10 метров, за каждого переправленного участника 2 балла.
При выполнении задания оценивать правильность обвязки, переправы, помощь участников друг другу.
Учитель: После горных вершин
спускаемся в тайгу.
Леса занимают 69% его территории и по запасам
древесины он находится на первом месте в
России. И большую часть лесов края составляет тайга.
Самый большой лес на планете Земля — это тайга,
которая в несколько раз превышает амазонскую
сельву. Тайга простирается полосой к югу от северного
полярного круга до 50° северной широты.
Ширина ее достигает 1 300 км между арктической
тундрой и зоной умеренного климата. В зимний
период подавляющее число видов беспозвоночных,
все земноводные и пресмыкающиеся, а также
некоторые виды млекопитающих погружаются в
анабиоз и в зимнюю спячку.
Учитель: Вот незадача, рюкзаки с провиантом утонули во время переправы, что делать будем?! Знаете, в лесах Красноярского края много съедобных растений и грибов! Если вы их знаете, не останетесь голодными. Задание третье: разделить карточки со съедобными и ядовитыми растениями и грибами, на выполнение задания 3 минуты.
После выполнения задания учитель зачитывает список со съедобными растениями и грибами (Приложение 1), а учащиеся проверяют, не попали ли туда ядовитые, за каждое ядовитое растение минус 1 балл, если все правильно – плюс 3 балла.
Учитель: Скоро стемнеет, надо бивуак разбить: поставить палатку, разжечь костер. Задание четвертое: правильно поставить платку, разжечь костер.
Оценивается правильность постановки палатки, способ разведения костра. Приблизительное время выполнения 10 минут. После выполнения задания, костер сразу затушить.
Учитель: Около костра хорошо посидеть,
отдохнуть. Наш великий край населен многими
народами и народностями: эвенки, энцы, русские,
кеты и много других. У каждого свои традиции и
развлечения.
Приблизительное время 10-15 минут. Можно выбрать
одну или две из игр.
“Льдинки, ветер и мороз”. (Игра
эвенкийского народа)
Играющие встают парами лицом друг к другу.
Хлопают в ладоши, приговаривая: холодные
льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят
дзинь, дзинь. Делают хлопок на каждое слово:
сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем.
Хлопают в ладоши и говорят дзинь до тех пор, пока
не услышат сигнал “ветер”. Дети-льдинки
разбегаются в разные стороны и договариваются,
кто с кем будет строить круг – большую льдинку.
На сигнал “мороз” все выстраиваются в круг и
берутся за руки. Выигрывают те дети, у которых в
кругу оказалось большее число игроков.
“Рыбаки и рыбки” – вспоминаем
названия рыб обитающих в водоёмах Красноярского
края.
На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В
центре круга стоит рыбак, остальные игроки –
рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и
забегают в круг, рыбак ловит их. Ловить
детей-рыбок можно только в кругу.
“Важенка и оленята” – расширяем
знания о животных живущих на севере
Красноярского края (олень). (Игра долганского
народа).
На площадке нарисовано несколько кругов, в
каждом из них находится важенка и двое оленят.
Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).
На слова ведущего: бродит в тундре важенка с
нею – оленята, объясняет каждому все, что
непонятно… топают по лужам оленята малые,
терпеливо слушая наставления мамины.
Играющие оленята свободно бегают по тундре,
наклоняются, едет траву, пьют воду. На слова
“волк идет” оленята и важенка убегают в свои
домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с
собой.
III. Подведение итогов
Учитель: Подведем итоги, подсчитаем количество баллов, полученных командами. Вы сегодня познакомились с природными особенностями Красноярского края, растительным миром, народными играми. Научились правильно разбивать бивуак и переправляться по подвесной веревке.
Подсчитывается количество баллов, выставляются отметки: команда победителей – «5», отмечаются самые активные учащиеся проигравшей команды.