Цели урока:
- познакомить учащихся с физическими и химическими явлениями;
- рассмотреть отличие химических явлений от физических;
- рассказать о значении физических явлений в химии, познакомить с признаками и условиями течения химических реакций;
- развивать познавательную деятельность учащихся через химический эксперимент;
- воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, грамотное обращение с веществами.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, метод самостоятельной работы (работа в парах).
Оборудование:
- Рисунки по технике безопасности.
- Компьютерная презентация (Приложение).
- Демонстрационный эксперимент:
- Опыт 1: бензойная кислота, фарфоровая чашка, банка, спиртовка, спички, ветка ели;
- Опыт 2: хлорид железа (III), роданид калия, пробирка;
- Опыт 3: раствор гидроксида кальция, стакан, трубочка;
- Опыт 4: раствор соляной кислоты, мраморная крошка, пробирка, лучина;
- Опыт 5: хлорид аммония, гидроксид кальция, пробирка, спиртовка, держатель, спички;
- Опыт 6: бихромат аммония, фарфоровая чашка, лучина:
- Лабораторный эксперимент:
- Вариант 1: парафин, стеклянная пластина, держатель, спиртовка, спички;
- Вариант 2: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, пробирка;
- Вариант 3: медная проволока, держатель, спиртовка, спички, наждачная бумага;
- Вариант 4: фильтровальная бумага, этиловый спирт, пипетка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: «Познание, – как говорил Аристотель, – начинается с удивления». Я бы еще добавила: «С увлечения». С чего начинается увлечение химией – наукой, полной удивительных загадок, непонятных явлений? Очень часто – с химических опытов, которые сопровождаются красивыми эффектами, чудесами. Чтобы разгадать эти чудеса, надо изучить теорию. Сегодня на уроке мы с вами начнем знакомиться с химическими реакциями, условиями протекания.
II. Изучение нового материала
(Во время объяснения нового материала учащиеся делают записи в тетрадь)
Учитель: Давайте вспомним, что изучает химия?
Ученики: Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Учитель: Химия изучает свойства и превращения одного из удивительных веществ – воды. (Приложение. На фоне слайдов 2-10 звучит стихотворение С.Щипачева «Вода»)
Безбрежная ширь океана,
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И всё это – только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода.
Учитель: Вспомните, пожалуйста, в каких агрегатных состояниях встречается вода.
Ученики: Вода в природе встречается в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом (лед) и газообразном (водяной пар). (Приложение. Слайд 11)
Учитель: Какие процессы позволяют воде переходить из одного агрегатного состояния в другое?
Ученики: Процесс перехода твердого вещества в жидкое состояние называется плавлением, жидкого в газообразное – испарением, переход газа в жидкость – конденсацией, жидкости в твердое – кристаллизацией. (Приложение. Слайд 11)
Учитель: Явления, которые связаны с изменением агрегатного состояния вещества, относят к физическим. Примером такого явления также является возгонка, т.е. переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. Лед способен к возгонке, недаром бельё высыхает и на морозе.
Демонстрация опыта 1. Возгонка бензойной кислоты.
Учитель: Но физические явления не обязательно связаны с изменением агрегатного состояния вещества, при них могут изменяться размеры, форма тел. Например, растяжение или сжатие пружины. Как вы думаете, будет ли изменяться при этом состав вещества?
Ученики: Состав вещества при физических явлениях не изменяется. (Приложение. Слайд 12)
Учитель: Физические явления широко
используются человеком в своей деятельности.
Так, свойства алюминия (пластичность,
теплопроводность, электропроводность, легкость)
позволяют использовать его в качестве
проводов ЛЭП, в самолетостроении.
Многие способы получения чистых веществ по
сути являются физическими явлениями. К ним
относят фильтрование (очистка питьевой воды) (Приложение. Слайд 13),
дистилляцию или перегонку (для получения чистых
жидких или газообразных веществ, например, для
получения нефтепродуктов, отдельных составных
частей воздуха) (Приложение.
Слайд 14), выпаривание (для получения твердых
веществ из растворов, например, поваренной
соли), отстаивание.
Учитель: В отличие от физических
явлений при химических явлениях, или химических
реакциях, происходит превращение одних веществ в
другие, образуются новые вещества, обладающие
другими свойствами. Об этом можно судить по
внешним признакам. Эти признаки называются
признаками химических реакций. (Приложение.
Слайд 12)
Помните, что любые химические опыты требуют при
выполнении осторожности, внимания,
аккуратности. Избежать неприятностей поможет
соблюдение простых правил:
- берите точно указанные количества веществ;
- вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно;
- не держите пробирку отверстием к себе или соседу;
- правильно определяйте запах веществ;
- мойте руки после завершения работы.
Понаблюдаем за течением некоторых химических реакций. (Учитель проводит демонстрацию опытов, с помощью них выясняет признаки химических реакций)
Опыт 2. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия.
Опыт 3. Взаимодействие раствора гидроксида кальция с углекислым газом (приглашается ученик, который пропускает выдыхаемый углекислый газ через раствор гидроксида кальция).
Опыт 4. Взаимодействие раствора соляной кислоты с мраморной крошкой.
Опыт 5. Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом кальция (пригашается ученик понюхать выделяющийся газ)
Опыт 6. Разложение бихромата аммония.
Задание: По рисункам перечислите признаки химических реакций, о которых говорилось на уроке. (Приложение. Слайд 15)
Ученики: К признакам химических реакций относятся: выделение или поглощение теплоты, изменение цвета, выделение запаха, выпадение (растворение осадка), выделение газа.
Задание: Из предложенного перечня выберите химические явления, обоснуйте свой выбор. (Приложение. Слайд 16).
На слайде приводятся фотографии и названия явлений: образование накипи, грозовые явления, скисание молока, обугливание сахара, растворение перманганата калия, ржавление железа, фильтрование
Учитель: Еще в доисторические времена первобытные люди научились добывать огонь, готовили на нем пищу. Огонь зачаровывает, в нем есть что-то волшебное. Предлагаю и вам полюбоваться им. (Просмотр видеоролика «Фейерверк», слайд 17)
Учитель: Какому явлению относится это явление?
Ученики: Это явление относится к химическому, так как выделяется свет, изменяется цвет.
Учитель дает определение реакциям горения:
Реакции, протекающие с выделением теплоты и
света, называют реакциями горения.
Реакции горения – это частный случай большой
группы химических реакций, протекающих с
выделением теплоты. В химии встречаются реакции,
которые происходят с поглощением теплоты. (Приложение. Слайд 18)
Учащиеся по учебнику (стр. 137) выучивают определение экзотермических и эндотермических реакций.
Учитель: В заключение рассмотрим, какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция. Вспомните, что мы делали с веществами, когда проделывали опыты?
Ученики: Вещества для реакции смешивали, некоторые нагревали.
Учитель: Вещества, которые вступают в химическую реакцию, должны находиться в контакте. Для быстроты прохождения химической реакции вещества измельчают или растворяют. И чаще всего, чтобы произошла химическая реакция необходимо нагревание веществ до определенной температуры, для энодотермических реакций – необходимо нагревание на протяжении всей реакции. (Приложение. Слайд 19)
Приложение. Слайд 20 – видеоролик опыта «Взаимодействие железа с серой» (Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 8 класс)
III. Закрепление изученного материала
Учитель: Химия – наука экспериментальная, эксперимент учит на практике проверять свои выводы. Ломоносов говорил: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». (Приложение. Слайд 21) Далее я вам предлагаю выполнить лабораторную работу по вариантам. (Учащиеся работают в парах)
Вариант 1.
Задание: Небольшой кусочек парафина (по объему со спичечную головку) положите на стеклянную пластину и подержите ее с помощью держателя для пробирок высоко над верхней частью пламени. Когда парафин расплавится, погасите спиртовку, пластине дайте остыть. После охлаждения рассмотрите парафин. Изменился ли он? Какие явления (физические или химические) наблюдаете? Обоснуйте свой выбор.
Вариант 2.
Задание: Налейте в пробирку сначала 2 мл раствора сульфата меди (II) – CuSO4, а потом 2 мл раствора гидроксида натрия – NaOH. Что наблюдаете? Какое явление (физическое или химическое) наблюдаете? Обоснуйте свой выбор.
Вариант 3.
Задание: Внесите в пламя медную
проволоку с помощью пробиркодержателя. Через 1
мин выньте из пламени прокаленную проволоку.
Произошли ли изменения с медью? Образовалось ли
новое вещество? Какое явление (физическое или
химическое) наблюдаете? Обоснуйте свой выбор.
Медную проволоку очистите наждачной бумагой.
Вариант 4.
Задание: На фильтровальную бумагу нанесите каплю этилового спирта. Что наблюдаете? Какое явление (физическое или химическое) наблюдаете? Обоснуйте свой выбор.
По окончании работы проводится обсуждение выполненных лабораторных опытов.
Вариант 1.
Ученики: При нагревании парафина происходит плавление, изменяется агрегатное состояние, после охлаждения внешний вид не изменился, следовательно, мы наблюдали физическое явление.
Вариант 2.
Ученики: При добавлении к голубому раствору сульфата меди (II) бесцветного раствора гидроксида натрия выпадает голубой осадок. Мы наблюдали химическое явление.
Вариант 3.
Ученики: При прокаливании медной проволоки на ней образуется черный налет, произошло изменение окраски, что свидетельствует о прохождении химической реакции.
Вариант 4.
Ученики: После нанесения спирта на фильтровальную бумагу образовалось пятно, которое через некоторое время стало уменьшаться в размерах, так как спирт является летучим веществом, он переходил из жидкого агрегатного состояния в газообразное. Мы наблюдали физическое явление
Учитель:Выполненная вами лабораторная работа показала, что вы сегодня успешно применили теоретические знания на практике.
IV. Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс»: § 25, § 27.
Литература:
- Габриелян О.С. Химия. 8класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 10-е изд., перераб.– М: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс.– М.: Дрофа, 2002, 416 с.;
- Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учит. – М.: Просвещение, 1989. – 191с.
Электронные учебные пособия:
- Химия. Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8 класс»
- Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 8 класс.