Тема урока: «Киты» встречаются вместе».
Форма урока – урок-путешествие.
Цель урока: обобщение и закрепление музыкальных знаний, умений и навыков, полученных на уроках в первой четверти.
Задачи урока:
- закрепление особенностей каждого музыкального жанра, умения слышать разножанровость в одном музыкальном произведении, развитие музыкально-ритмических и вокально-хоровых навыков в соответствии с жанром;
- совершенствование навыка элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах, навыка импровизации;
- воспитание нравственных качеств (отзывчивости, доброжелательности, толерантности);
- соблюдение правил личной безопасности.
Применяемые технологии: информационно-компьютерные, проектно-исследовательские, здоровьесберегающие, игра-драматизация.
Музыкальный материал:
- «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
- «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
- «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе
- «Школьная полька» муз. Л. Рябковой, сл. З. Петровой
- «Солнечный круг» А. Островского
- примеры трёх музыкальных жанров (песня, танец, марш) по выбору учителя.
Оборудование для урока: компьютер, презентация (Приложение 1), иллюстрации трёх китов, шары, портреты композиторов (Чайковский, Бизе), детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, треугольник, металлофон, ксилофон, ложки, трещотки..) «королевский» реквизит (мантии, короны с надписями для королей «Барабан», «Балерон», «Мелодия»), конверт с буквами «МУЗЫКА».
ХОД УРОКА
Вход под музыку «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
– Ребята, какое у вас сейчас настроение? (Ответы
детей)
– Что помогло создать такое настроение? Что это
за музыка? Где вы могли слышать
такую музыку?
– Сказочная, волшебная музыка Чайковского
приводит нас сегодня в «Волшебную страну». У неё
есть своё название (Приложение 1,
слайд 1), которое мы должны узнать в конце урока.
Для этого мы должны хорошо поработать, послушать
много музыки, поразмышлять,
поэкспериментировать...
– Итак, в путь… По секрету вам скажу, что в этой
стране есть три королевства. Что это за
королевства? Помогут нам в этом три наших больших
друга.
– Первая подсказка из первого королевства (учитель
исполняет попевку-приветствие в жанре песни).
Дети определяют первого «друга» – «кит-песня»,
появляется соответствующая иллюстрация,
название первого «королевства» – «Королевство
Песни». Работа над попевкой.
Из числа ребят выбирается Королева Мелодия,
которую наряжают в мантию, одевают корону,
вручают музыкальный инструмент – треугольник.
– Настало время второй подсказки (учитель исполняет музыкальный фрагмент в жанре танца).
Дети определяют второго «друга» – «кит-танец». Ребята выбирают Короля Балерона, вручают ему музыкальный инструмент – бубен. Музицирование и музыкально-ритмические движения: король задаёт танцевальный ритм (импровизация) на бубне, а жители королевства хлопками повторяют его.
– Вас ждёт третья подсказка! (Учитель наигрывает маршевый фрагмент).
Ребята определяют жанр, попадая в «Королевство Марша», вспоминают, какие они знают марши. Самый эрудированный, превращаясь в Короля Барабана, задаёт маршевый ритм на барабане, а жители королевства повторяют ритмическую фигурацию при помощи ног.
– Итак, у нас три короля, три королевства. Каждый сам по себе… Даже как-то скучновато… Ребята, а как вы думаете, смогут ли наши три короля подружиться, а будут ли общаться жители королевств? Можно ли одновременно петь и танцевать? А можно ли маршировать и петь?.. (Мнения ребят)
– Для начала проведём эксперимент (что такое эксперимент?), который заключается в следующем: надо определть, а хорошо ли ваши ушки, ушки жителей трёх королевств, слышат свою музыку?
(Под звучащие вразнобой фрагменты трёх жанров жители королевств должны выполнить соответствующие музыкально-ритмические движения: марш – притопы, танец – хлопки, песня – плавные движения руками, анализ эксперимента)
– Продолжим наше экспериментальное исследование. Для вас будет сложное задание: я сыграю музыку, а вы должны угадать – какие «киты» «запрятались в этой музыке?
(Звучит «Школьная полька» без текста, выслушиваем мнения ребят)
– Ваши мнения разные. Давайте опять будем экспериментировать и исследовать: можно ли эту мелодию спеть? (Поём закрытым ртом под звучащую мелодию) Получается!
– Можно ли под неё маршировать? (Пробуем) Не очень получается.
– Удобно ли танцевать? (В результате экспериментов приходим к выводу, что это песня-танец, в частности полька)
– Что же это за песня, о чём она и какое название можно дать ей (слушание песни, анализ, беседа, разучивание). В работе над песней акцентируется внимание на мелодии (распевы), ритме, дикции (звуки «р», «щ»). Исполнительский план: король Балерон музицирует тему вступления на бубне, королева Мелодия – на треугольнике, жители королевств поют. В конце исполнения короли пожимают друг другу руки, а жители – аплодируют.
Далее аналогично проходит знакомство, исследование и исполнение следующих музыкальных произведений:
«Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского
(марш-танец)
«Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе
(песня-марш)
«Солнечный круг» А. Островского (песня-марш).
– Поскольку мы с вами находимся в волшебной стране, то в ней обязательно должны встретиться сказки. Какие сказки вы знаете? (Ответы детей)
– К нам прикатился «Музыкальный Колобок» (Приложение 1, слайд 2). Но из нашей сказки вдруг исчезли звук и вся музыка. Задача: озвучить нашу музыкальную сказку, для этого необходимо разработать творческий проект (что такое проект?)
Разработка проекта: постановка цели, распределение ролей, выбор, определение жанров в соответствии с характером героев, подбор музыкальных инструментов для каждого героя, «озвучка» презентации-сказки, анализ исполнения (Приложение 1, слайды 3-9).
– К сожалению, конец у сказки грустный. А почему такая история случилась с Колобком? (Т.к. был непослушен, укатился один, разговаривал с незнакомцами, был доверчив…)
– Наше путешествие подходит к концу и поэтому для каждого из вас у меня был подготовлен сюрприз (три связки воздушных шаров по цветам трёх королевств). Но неожиданно в нашей волшебной стране прошёл сильный ураган и все шары перемешались (шары разбрасываются). Но на помощь к нам приходит музыка: будут звучать музыкальные фрагменты трёх «китов», а вы, жители трёх королевств должны собрать шары в соответствии с цветом и жанром своего королевства.
Далее проводится игра, сбор шаров, возможен обмен шарами между королевствами, братание «жителей» разных королевств.
– Ребята, но у нас не разрешена последняя загадка: надо определить название нашей волшебной страны, где мы путешествовали и провели целый урок. Ураган принёс нам большой конверт (демонстрация конверта, Короли вскрывают его и складывают из букв, которые находятся в конверте название страны «МУЗЫКА», демонстрируют его, аплодисменты). (Приложение 1, слайды 10, 11)
Рефлексия.