Три музыкальных королевства. 2-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 2


Тема урока: «Киты» встречаются вместе».

Форма урока – урок-путешествие.

Цель урока: обобщение и закрепление музыкальных знаний, умений и навыков, полученных на     уроках в первой четверти.

Задачи урока:

  • закрепление особенностей каждого музыкального жанра, умения слышать разножанровость в одном музыкальном произведении, развитие музыкально-ритмических и вокально-хоровых навыков в соответствии с жанром;
  • совершенствование навыка элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах, навыка импровизации;
  • воспитание нравственных качеств (отзывчивости, доброжелательности, толерантности);
  • соблюдение правил личной безопасности.     

Применяемые технологии: информационно-компьютерные, проектно-исследовательские, здоровьесберегающие, игра-драматизация.

Музыкальный материал:

  • «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
  • «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
  • «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе
  • «Школьная полька» муз. Л. Рябковой, сл. З. Петровой
  • «Солнечный круг» А. Островского 
  • примеры трёх музыкальных жанров (песня, танец, марш) по выбору учителя.

Оборудование для урока: компьютер, презентация (Приложение 1), иллюстрации трёх китов, шары, портреты композиторов (Чайковский, Бизе), детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, треугольник, металлофон, ксилофон, ложки, трещотки..) «королевский» реквизит (мантии, короны с надписями для королей «Барабан», «Балерон», «Мелодия»), конверт  с буквами «МУЗЫКА». 

ХОД УРОКА

Вход под музыку «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

– Ребята, какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей)
– Что помогло создать такое настроение? Что это за музыка? Где вы могли слышать
такую музыку?
– Сказочная, волшебная музыка Чайковского приводит нас сегодня в «Волшебную страну». У неё есть своё название (Приложение 1, слайд 1), которое мы должны узнать в конце урока. Для этого мы должны хорошо поработать, послушать много музыки, поразмышлять, поэкспериментировать...
– Итак, в путь… По секрету вам скажу, что в этой стране есть три  королевства. Что это за королевства? Помогут нам в этом три наших больших друга.
– Первая подсказка из первого королевства (учитель исполняет попевку-приветствие в жанре песни).

Дети определяют первого «друга» – «кит-песня», появляется соответствующая иллюстрация, название первого «королевства» – «Королевство Песни». Работа над попевкой.
Из числа ребят выбирается Королева Мелодия, которую наряжают в мантию, одевают  корону, вручают музыкальный инструмент – треугольник.

– Настало время второй подсказки (учитель исполняет музыкальный фрагмент в жанре танца).

Дети определяют второго «друга» – «кит-танец». Ребята выбирают Короля Балерона, вручают ему музыкальный инструмент – бубен. Музицирование и музыкально-ритмические движения: король задаёт танцевальный ритм (импровизация) на бубне, а жители королевства хлопками повторяют его.

– Вас ждёт третья подсказка! (Учитель наигрывает маршевый фрагмент).

Ребята определяют жанр, попадая в «Королевство Марша», вспоминают, какие они знают марши. Самый эрудированный, превращаясь в Короля  Барабана, задаёт маршевый ритм на барабане, а жители королевства повторяют ритмическую фигурацию при помощи ног.

– Итак, у нас три короля, три королевства. Каждый сам по себе… Даже как-то скучновато…  Ребята, а как вы думаете, смогут ли наши три короля подружиться, а будут ли общаться жители королевств? Можно ли одновременно петь и танцевать? А можно ли маршировать и петь?.. (Мнения ребят)

– Для начала проведём эксперимент (что такое эксперимент?), который заключается в следующем: надо определть, а хорошо ли ваши ушки, ушки жителей трёх королевств, слышат свою музыку?

(Под звучащие вразнобой фрагменты трёх жанров жители королевств должны выполнить соответствующие музыкально-ритмические движения: марш – притопы, танец – хлопки, песня – плавные движения руками, анализ эксперимента)

– Продолжим наше экспериментальное исследование. Для вас будет сложное задание: я сыграю музыку, а вы должны угадать – какие «киты» «запрятались в этой музыке?

(Звучит «Школьная полька» без текста, выслушиваем мнения ребят)

– Ваши мнения разные. Давайте опять будем экспериментировать и исследовать: можно ли эту мелодию спеть? (Поём закрытым ртом под звучащую мелодию) Получается!

– Можно ли под неё маршировать? (Пробуем) Не очень получается.

– Удобно ли танцевать? (В результате экспериментов приходим к выводу, что это песня-танец, в частности полька)

– Что же это за песня, о чём она и какое название можно дать ей (слушание песни, анализ, беседа, разучивание). В работе над песней акцентируется внимание на мелодии (распевы), ритме, дикции (звуки «р», «щ»). Исполнительский план: король Балерон музицирует тему вступления на бубне, королева Мелодия – на треугольнике, жители королевств поют.  В конце исполнения короли пожимают друг другу руки, а жители – аплодируют.

Далее аналогично проходит знакомство, исследование и исполнение следующих музыкальных произведений:

«Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского (марш-танец)
«Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе (песня-марш)
«Солнечный круг» А. Островского (песня-марш).

– Поскольку мы с вами находимся в волшебной стране, то в ней обязательно должны встретиться сказки. Какие сказки вы знаете? (Ответы детей)

– К нам прикатился «Музыкальный Колобок» (Приложение 1, слайд 2). Но из нашей сказки вдруг исчезли звук и вся  музыка. Задача: озвучить нашу музыкальную сказку, для этого необходимо разработать творческий проект (что такое проект?)

Разработка проекта: постановка цели, распределение ролей, выбор, определение жанров в соответствии с характером героев, подбор музыкальных инструментов для каждого героя, «озвучка» презентации-сказки, анализ исполнения (Приложение 1, слайды 3-9).

– К сожалению, конец у сказки грустный. А почему такая история случилась с Колобком? (Т.к. был непослушен, укатился один, разговаривал с незнакомцами, был доверчив…)

– Наше путешествие подходит к концу и поэтому для каждого из вас у меня был подготовлен сюрприз (три связки воздушных шаров по цветам трёх королевств). Но неожиданно в нашей волшебной стране прошёл сильный ураган  и все шары перемешались (шары разбрасываются). Но на помощь к нам приходит музыка: будут звучать музыкальные фрагменты трёх «китов», а вы, жители трёх королевств должны собрать шары в соответствии с цветом и жанром своего королевства.

Далее проводится игра, сбор шаров, возможен обмен шарами между королевствами, братание «жителей» разных королевств.

– Ребята, но у нас не разрешена последняя загадка: надо определить название нашей волшебной страны, где  мы путешествовали и провели целый урок. Ураган принёс нам большой конверт (демонстрация конверта, Короли вскрывают его и складывают из букв, которые находятся в конверте название страны «МУЗЫКА», демонстрируют его, аплодисменты). (Приложение 1, слайды 10, 11)

Рефлексия.