Будущее есть только у того государства,
молодое поколение которого выбирает патриотизм.
М.Меньшиков (историк, публицист)
Пояснительная записка
Программа “Я – гражданин и патриот” разработана в соответствии с Федеральным законом “Об образовании”, Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г”, “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г” и предназначена для учащихся 5-11 классов муниципального общеобразовательного учреждения “Лицей №1 г. Инты”. Программа определяет содержание и основные направления гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Основные понятия
Воспитание – процесс целенаправленного систематического формирования личности.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие.
Гражданское воспитание – воспитание политической и правовой культуры, формирование активной гражданской позиции, чувства долга и ответственности.
Обоснование актуальности
В “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования” перед школой поставлена следующая задача: “Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире”.
В условиях становления гражданского общества и правового государства, о котором говорил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года, воспитание ответственного гражданина является главной целью образования. Современная школа во многом определяет, какой будет Россия и какое место наша страна займет в будущем мире. Ведь именно школа выполняет важнейшую миссию – воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности. Только настоящие патриоты своего Отечества смогут достойно нести звание россиянина и сделать все возможное “для изменения качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире” (Из Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года).
Цель программы:
Создание необходимых условий для формирования гражданственности и патриотизма как личностных качеств у лицеистов, будущих граждан демократического государства, способных в любых обстоятельствах сохранять веру в великую Россию, глубокую привязанность к родному краю и родной культуре.
Задачи программы:
- Создание условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию в социальной, экономической, политической и правовой сферах.
- Согласование и координация действий педагогического коллектива по осуществлению деятельности, направленной на воспитание гражданственности и патриотизма.
- Создание эффективной системы гражданско-правового воспитания.
- Создание эффективной системы патриотического воспитания.
- Консолидация и координация деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности.
- Вовлечение социальных партнеров в процесс патриотического и гражданского воспитания лицеистов.
- Реализация гражданско-патриотического воспитания в образовательном процессе.
Этапы реализации программы:
- диагностико-проектный (2009-2010);
- содержательно-деятельностный (2010-2013);
- рефлексивный(2013-2014).
Содержание деятельности на каждом этапе:
- Диагностико-проектный: изучение состояния гражданско-патриотического воспитания в Лицее; разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов гражданско-патриотического воспитания; сбор информации, анализ и участие в проектах и программах этого направления различного уровня (муниципальный, республиканский, всероссийский).
- Содержательно-деятельностный: реализация проектов, разработанных в Лицее (традиционных и вновь созданных), а также проводимых другими организациями.
- Рефлексивный: анализ результативности реализуемых программ, комплексная диагностика, подведение итогов, определение перспектив.
Прогнозируемые результаты
- Повышение эффективности системы гражданско-патриотического воспитания в Лицее на основе консолидации образовательного учреждения и различных структур.
- Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания.
- Воспитание активной гражданской позиции и патриотического сознания лицеистов как основы личности будущего гражданина России.
Участники реализации программы
- Педагогический коллектив Лицея.
- Ученический коллектив Лицея.
- Органы ученического самоуправления.
- Детская общественная организация “Дружина Святогора”.
- Родительские комитеты.
- Государственные, общественные организации.
Социальное партнерство в реализации программы
- Администрация города.
- Отдел образования города.
- Комитет по делам спорта и молодежной политики.
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- Отдел внутренних дел по г. Инте.
- Военный комиссариат города.
- Центральная городская больница.
- Интинский краеведческий музей.
- Совет ветеранов.
- Центральная городская библиотека.
- Дворец детского и юношеского творчества.
- Интинская Ассоциация детских общественных организаций “Заря”.
- Центр внешкольной работы.
- Станция юных туристов.
- Военно-спортивный клуб “Полярная сова”.
- Средства массовой информации г. Инты.
- Центр национальных культур.
I. “Мое гражданское я”
Цель: формирование гражданско-патриотического самосознания
Задачи:
- формировать правовое сознание и гражданскую ответственность;
- воспитывать у лицеистов ответственность и исполнительность, культуру поведения в образовательном учреждении, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию и воспитанию своих морально-волевых качеств
(Приложение 1 – Комплекс мероприятий)
II. “Семья – мой дом”
Цель: формирование гражданского отношения к семье
Задачи:
- формировать уважительное отношение к членам семьи:
- укреплять связь поколений;
- воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям;
- формировать сознательное отношение к правам и обязанностям членов своей семьи;
- создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе
III. “Лицей – мой дом”
Цель: формирование активной гражданской позиции ученика в отношении к своему учебному заведению, к лицейскому сообществу
Задачи:
- формировать активную гражданскую позицию, прививать навыки поведения в демократическом лицейском сообществе;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- воспитывать ответственное отношение к учебе;
- развивать познавательную активность;
- создавать условия для полного раскрытия талантов и способностей лицеистов
- создавать воспитывающую среду во внеучебной деятельности лицеистов
IV. “Земля Коми – мой дом”
Цель: формирование гражданско-патриотического отношения к малой Родине, родному краю
Задачи:
- формировать уважительное отношение к истории и культуре родного края;
- формировать интерес к краеведческой деятельности;
- развивать гражданскую активность учащихся;
- формировать чувство причастности к жизни родного города и Республики Коми
V. “Россия – мой дом”
Цель: формирование гражданско-патриотического отношения к своему Отечеству
Задачи:
- формировать у лицеистов высокое патриотическое сознание;
- воспитывать активную гражданскую позицию и законопослушное поведение;
- формировать у лицеистов чувство сопричастности к истории России и ответственности за будущее страны;
ЛИТЕРАТУРА
- Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.
- Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г.
- Закон “Об образовании” Российской Федерации
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2010 г.
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы”. М., 2006г.
- Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика /под общ. ред. А.К. Быкова, А.Н. Вырщикова/ 2005г.
- Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников /А.Н. Вырщиков/ 2007г.
- Концептуальные основы патриотически ориентированного образования /А.Н. Вырщиков/2004г.
- Военно-патриотическое воспитание в школе /М.В. Видякин/ 2006г.
- Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /И.А. Пашкович/ 2006г.
- Мы – патриоты. Классные часы и внеклассныемероприятия /И.А. Агапова/ 2006 г.