Программа гражданско-патриотического воспитания "Я – гражданин и патриот"

Разделы: Администрирование школы


Будущее есть только у того государства,
молодое поколение которого выбирает патриотизм.

М.Меньшиков (историк, публицист)

Пояснительная записка

Программа “Я – гражданин и патриот” разработана в соответствии с Федеральным законом “Об образовании”, Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г”, “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г” и предназначена для учащихся 5-11 классов муниципального общеобразовательного учреждения “Лицей №1 г. Инты”. Программа определяет содержание и основные направления гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Основные понятия

Воспитание – процесс целенаправленного систематического формирования личности.

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие.

Гражданское воспитание – воспитание политической и правовой культуры, формирование активной гражданской позиции, чувства долга и ответственности.

Обоснование актуальности

В “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования” перед школой поставлена следующая задача: “Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире”.

В условиях становления гражданского общества и правового государства, о котором говорил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года, воспитание ответственного гражданина является главной целью образования. Современная школа во многом определяет, какой будет Россия и какое место наша страна займет в будущем мире. Ведь именно школа выполняет важнейшую миссию – воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности. Только настоящие патриоты своего Отечества смогут достойно нести звание россиянина и сделать все возможное “для изменения качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире” (Из Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года).

Цель программы:

Создание необходимых условий для формирования гражданственности и патриотизма как личностных качеств у лицеистов, будущих граждан демократического государства, способных в любых обстоятельствах сохранять веру в великую Россию, глубокую привязанность к родному краю и родной культуре.

Задачи программы:

  1. Создание условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию в социальной, экономической, политической и правовой сферах.
  2. Согласование и координация действий педагогического коллектива по осуществлению деятельности, направленной на воспитание гражданственности и патриотизма.
  3. Создание эффективной системы гражданско-правового воспитания.
  4. Создание эффективной системы патриотического воспитания.
  5. Консолидация и координация деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности.
  6. Вовлечение социальных партнеров в процесс патриотического и гражданского воспитания лицеистов.
  7. Реализация гражданско-патриотического воспитания в образовательном процессе.

Этапы реализации программы:

  • диагностико-проектный (2009-2010);
  • содержательно-деятельностный (2010-2013);
  • рефлексивный(2013-2014).

Содержание деятельности на каждом этапе:

  1. Диагностико-проектный: изучение состояния гражданско-патриотического воспитания в Лицее; разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов гражданско-патриотического воспитания; сбор информации, анализ и участие в проектах и программах этого направления различного уровня (муниципальный, республиканский, всероссийский).
  2. Содержательно-деятельностный: реализация проектов, разработанных в Лицее (традиционных и вновь созданных), а также проводимых другими организациями.
  3. Рефлексивный: анализ результативности реализуемых программ, комплексная диагностика, подведение итогов, определение перспектив.

Прогнозируемые результаты

  1. Повышение эффективности системы гражданско-патриотического воспитания в Лицее на основе консолидации образовательного учреждения и различных структур.
  2. Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания.
  3. Воспитание активной гражданской позиции и патриотического сознания лицеистов как основы личности будущего гражданина России.

Участники реализации программы

  • Педагогический коллектив Лицея.
  • Ученический коллектив Лицея.
  • Органы ученического самоуправления.
  • Детская общественная организация “Дружина Святогора”.
  • Родительские комитеты.
  • Государственные, общественные организации.

Социальное партнерство в реализации программы

  • Администрация города.
  • Отдел образования города.
  • Комитет по делам спорта и молодежной политики.
  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • Отдел внутренних дел по г. Инте.
  • Военный комиссариат города.
  • Центральная городская больница.
  • Интинский краеведческий музей.
  • Совет ветеранов.
  • Центральная городская библиотека.
  • Дворец детского и юношеского творчества.
  • Интинская Ассоциация детских общественных организаций “Заря”.
  • Центр внешкольной работы.
  • Станция юных туристов.
  • Военно-спортивный клуб “Полярная сова”.
  • Средства массовой информации г. Инты.
  • Центр национальных культур.

I. “Мое гражданское я”

Цель: формирование гражданско-патриотического самосознания

Задачи:

  • формировать правовое сознание и гражданскую ответственность;
  • воспитывать у лицеистов ответственность и исполнительность, культуру поведения в образовательном учреждении, дома, в общественных местах;
  • формировать потребность к самообразованию и воспитанию своих морально-волевых качеств

(Приложение 1 – Комплекс мероприятий)

II. “Семья – мой дом”

Цель: формирование гражданского отношения к семье

Задачи:

  • формировать уважительное отношение к членам семьи:
  • укреплять связь поколений;
  • воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям;
  • формировать сознательное отношение к правам и обязанностям членов своей семьи;
  • создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе

(Приложение 2)

III. “Лицей – мой дом”

Цель: формирование активной гражданской позиции ученика в отношении к своему учебному заведению, к лицейскому сообществу

Задачи:

  • формировать активную гражданскую позицию, прививать навыки поведения в демократическом лицейском сообществе;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • воспитывать ответственное отношение к учебе;
  • развивать познавательную активность;
  • создавать условия для полного раскрытия талантов и способностей лицеистов
  • создавать воспитывающую среду во внеучебной деятельности лицеистов

(Приложение 3)

IV. “Земля Коми – мой дом”

Цель: формирование гражданско-патриотического отношения к малой Родине, родному краю

Задачи:

  • формировать уважительное отношение к истории и культуре родного края;
  • формировать интерес к краеведческой деятельности;
  • развивать гражданскую активность учащихся;
  • формировать чувство причастности к жизни родного города и Республики Коми

(Приложение 4)

V. “Россия – мой дом”

Цель: формирование гражданско-патриотического отношения к своему Отечеству

Задачи:

  • формировать у лицеистов высокое патриотическое сознание;
  • воспитывать активную гражданскую позицию и законопослушное поведение;
  • формировать у лицеистов чувство сопричастности к истории России и ответственности за будущее страны;

(Приложение 5)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.
  2. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г.
  3. Закон “Об образовании” Российской Федерации
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2010 г.
  5. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы”. М., 2006г.
  6. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика /под общ. ред. А.К. Быкова, А.Н. Вырщикова/ 2005г.
  7. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников /А.Н. Вырщиков/ 2007г.
  8. Концептуальные основы патриотически ориентированного образования /А.Н. Вырщиков/2004г.
  9. Военно-патриотическое воспитание в школе /М.В. Видякин/ 2006г.
  10. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /И.А. Пашкович/ 2006г.
  11. Мы – патриоты. Классные часы и внеклассныемероприятия /И.А. Агапова/ 2006 г.