Фольклорный праздник "Преданья старины глубокой"

Разделы: История и обществознание


Цель праздника: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений.

Задачи праздника:

  • научить учащихся понимать и знать историю своего народа;
  • развивать знания учащихся об устном народном творчестве русского народа;
  • развивать индивидуальные творческие способности учащихся.

Оборудование: записи русских народных песен, баранки с бечевками, игровое поле и дротики, “Цветик-семицветик”.

Ведущая.

Здравствуйте, люди добрые, разудалые молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! Я приглашаю всех вас вспомнить сегодня заветную старину наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня они собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот.

С того заветного времени по сей день живут в народе, как ярчайшие самоцветы, сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести. Все это называется устным народным творчеством. А чтобы понимать и знать историю своего народа, надо знать и фольклор.

“Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася. У тебя ли нет богатырских сил, старины святой, громких подвигов?”

Сегодня мы с вами собрались на завалинках на веселую игру – посиделки. Ребята, сидящие на завалинках, будут соревноваться в знании устного народного творчества.

(Представление команд.)

Правила игры:

Начинаем игру! “Завалинки” поочередно “стреляют” в игровое поле и выполняют соответствующие задание. На игровом поле есть сюрпризы (“черные дыры”), попав в эти отверстия, команда теряет очки. “Отыгравшее” отверстие убирается, кроме цветика-семицветика, который “работает”, пока не закончатся лепестки.

1 задание “Цветик-семицветик”.

“Завалинка”, попавшая в это отверстие открывает любой лепесток, выполняет желание, написанное на обратной стороне.

– хочу баранку;
– хочу загадать загадку;
– хочу спеть частушку;
– хочу 2 баранки;
– хочу сказать скороговорку;
– хочу вспомнить считалку;
– хочу спеть народную песню.

2 задание “Черная дыра”.

У “Завалинки”, попавшей в это отверстие отнять 1 баранку, отверстие работает 1 раз.

3 задание “Ромашка-загадка”.

Ведущая.

А загадать ли вам
Судари – да красны девицы,
Красны напевки
Да загадки?
И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей.

(Хлеб.)

По сеням ходит,
А в избу не идет.

(Дверь.)

Горит столбом,
А дыму нет.

(Свеча.)

Четыре брата бегут –
Друг друга не догонят.

(Колеса.)

По сеням ходит,
А в избу не идет.

(Дверь)

Уж как что это выше леса
(Выше леса светит месяц)
В воде родится, а воды боится.

(Соль)

4 задание “Театр”.

С попавшей в это отверстие “завалинкой” ведущий ставит сказку по ролям.

А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала,
Да в мешок эти сказки собирала.

(Ребятам раздаются роли на листочках, кто какую вытащит. Затем ведущий читает сказку, а ребята стараются с ходу ее инсценировать.)

Роли: царь, царица, дочка Марфенька, шут Стасик, конь Буцефал, дуб, кот, цепь, Соловей-разбойник.

Сказка.

“В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь со свое царицей. И была у них дочка Марфенька. Очень родители любили свою дочь. То мама по головке погладит, то папа пряничком угостит. Жил в том царстве шут Стасик. Очень он любил с Марфенькой играть, особенно в ладушки.

Вдруг раздался шум и свист. Очень испугались царь с царицей, под троны завалились. Налетел на дворец Соловей-разбойник, схватил дочку Марфеньку и был таков. Заплакали царь с царицей.

Стал их шут Стасик успокаивать, обещать, что спасет царевну. Свистнул тут шут Стасик, прискакал к нему конь Буцефал. Сел Стасик на коня, поскакал царевну спасать.

Долго ли они скакали, коротко ль, уж и конь прихрамывать стал. Подъехали они к дубу. Дуб большой, развесистый. На дубе цепь висит, по цепи кот ученый ходит. Спросил Стасик у кота, как найти Соловья-разбойника. Показал кот дорогу. Поскакал шут дальше. А вот и владения Соловья-разбойника. Завязалась кровавая битва. Победил шут, спас он царевну. Сели они вместе на коня Буцефала и поскакали домой.

Обрадовались царь с царицей, благодарят шута Стасика. А шут обернулся вокруг себя два раза и стал добрым молодцем. Влюбилась в него царевна. А тут и свадьбу сыграли веселую”.

5 задание “Скороговорки”.

Ведущая. Пословицы нашу речь украшают, загадки ум развивают, а скороговорки? А они учат ребят говорить четко и ясно, чтобы было всем понятно.

Ваша задача: “Кто лучше произнесет скороговорку”.

Вставай, Архип, петух охрип!
Наш Полкан попал в капкан.
От топота копыт пыль по полю летит.
Прокоп украл укроп.

6 задание “Угадайка”.

Ведущая. О каком сказочном герое идет речь?

Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.

(Бычок-смоляной бочок.)

Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом ее на курьих ножках.

(Баба-Яга.)

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

(Емеля.)

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.

(Гуси-лебеди)

7 задание “Пословицей – правда молвится”.

Ведущая. Говорят, “живое слово дороже мертвой буквы”, а потому пословицы и поговорки – самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс “Пословицей – правда молвится”.

Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в русской речи, подберите русскую пословицу, аналогичную по смыслу.

  1. Арабская пословица: “Бежал от дождя, попал под ливень” (“Из огня да в полымя”).
  2. Финская пословица: “Тот не заблудится, кто спрашивает” (“Язык до Киева доведет”).
  3. Иранская пословица: “Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин” (“На безрыбье и рак – рыба”).
  4. Английская пословица: “Все хорошо в свое время” (“Делу время – потехе час”).
  5. Польская пословица: “Пика не кладется в мешок” (“Шило в мешке не утаишь”).
  6. Немецкая пословица: “Молчаливый рот – золотой рот” (“Слово – серебро, молчание – золото”).
  7. Итальянская пословица: “В закрытый рот муха не залетит” (“Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь”).
  8. Китайская пословица: “Разговорами риса не сваришь” (“Гостя баснями не кормят”).

8 задание “Считалки”

Ведущий. Люди добрые! Помогите, ведущего поддержите, считалку расскажите.

Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый – хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.

9 задание “Частушки”.

Ведущая.

А сейчас вас ожидает вот что!
Будет звонкая гармошка
Полтора часа играть,
Мы споем для вас частушки,
А вам нужно подпевать.

(Проводится кольцовка частушек, очки добавляются победившей команде.)

Баяниста Петю я
Давно заприметила,
Играет он старательно,
Моргает завлекательно!

В нашей маленькой деревне
Два колодца рядом.
Отчего все девки рябы?
Их побило градом.

Я плясала ночи три,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад –
Сапоги мои лежат.

На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Ох, довольно, мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую!

У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи.

Мы напели вам частушек,
Чтоб порадовать гостей!
Напекли мы финтифлюшек,
Бубликов да калачей!

Ведущий. Молодцы! Сегодня вы действительно показали свои знания в области устного народного творчества. Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времен, и, благодаря им, русский язык стал более выразительным и образным.

Ведущая.

Заглянули в старину мы –
Будто дождь омыл сердца.
Только не допели струны
Нашу песню до конца.
Всех не спеть нам славных песен,
Не сказать всех добрых слов,
Край российский наш чудесен,
Вечно юн и вечно нов.

Подведение итогов и награждение победителей грамотами и вязанками баранок.

Чаепитие.

Используемая литература:

  1. Т. Ершова “Ступеньки мудрости”. / Воспитание школьников, № 4 – 2001.
  2. Т. Макарова “Счастливый случай”. / Воспитание школьников, № 1 – 2002
  3. Организация внешкольного досуга: сценарии, программы игр и представления. Ростов-на-Дону, 2002.