Святые заступники Руси: Георгий Победоносец

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:  создание художественного образа Георгия Победоносца.

Тип: информативно-деятельный.

Вид: творческая  деятельность с репродуктивными  элементами.

Задачи:

  • Познакомить с высоким духовно – нравственным подвигом Георгия Победоносца.
  • Развить творческие способности  обучающихся на базе пройденного материала и сформированных навыков свободного использования выразительных графических средств.
  • Расширить кругозор обучающихся.

Оборудование.

  • Для педагога: компьютер, экран – презентация к занятию.
  • Для обучающихся: Бумага, простой карандаш, гелиевая ручка, фломастеры.

 Структура урока.

  • Организационный момент.
  • Изложение нового материала.
  • Закрепление.
  • Практическая работа.
  • Подведение итогов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Тема нашего урока, впрочем,  вы сейчас сами попробуете  определить, о ком пойдет речь.
Рассмотрите, пожалуйста, внимательно десятикопеечную монету. Кто изображен на оборотной стороне монеты (Рис. 1)? Где еще вы могли видеть это изображение? (На гербе России.) (Рис. 2)
– Да. Разговор у нас пойдет о Святом Великомученике Георгии Победоносце (Рис. 3)

2. Изложение нового материала

– Что же  совершил  Георгий  Победоносец и почему  народ  хранит о нем  память?
Послушайте историю.
Случилось это, когда в Риме правил император Диоклетиан. Он был врагом христиан, мучил и казнил тех, кто верил во Христа Спасителя и жил по его заветам. В войске императора служил христианин Георгий. Он не мог равнодушно смотреть на страдания людей.
Мужественный воин пришел  к правителю  сказал: «Зачем ты казнишь тех, кто исповедует истинную веру?».
Император велел заточить Георгия в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень.  Он надеялся, что юноша не вынесет мучений и отречется от Христа. Но когда святого вновь привели к царю, он воскликнул: «Скорее ты устанешь мучить меня, чем Я отрекусь от своей веры!»
На следующий день его подвергли  пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым,но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
Затем его бросили в яму, где была негашеная известь, но и это не повредило святому. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но на утро они опять стали целыми. Его заставили бежать в  сапогах  с острыми гвоздями внутри.
Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
Его избили плетьми  так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым.
Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа.
В конце концов, император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году
Чудесам святого великомученика. Чудо Георгия о змие.
После своей кончины Георгий часто являлся людям. Помогал преодолевать беды и несчастья, а воинам побеждать в битвах. Поэтому его стали называть – Георгий Победоносец.
В стране Финикии, среди гор, раскинулось красивое озеро. На берегу его жил страшный, огромный змей. Своим ядом он сеял болезни и губил людей. Жители страны не знали, что делать как спастись, и решили каждый день приносить чудовищу в жертву юношу или девушку, чтобы пощадил он других людей. Дошла очередь и до царской дочери. В глубокой печали она стояла на берегу и ожидала смерти. Вдруг появился святой Георгий на коне с копьем в руке.
– Не  бойся, – молвил он, – во имя господа моего Иисуса Христа я спасу тебя от гибели.  И, осенив себя крестом, он вонзил в змея копье и умертвил чудовище. Пораженные этим чудом, многие жители  города уверовали во Христа.

– Этот сюжет, имеет глубинную христианскую символику. Образ змия-дракона  приобретает значение или всех злых сил,  образ святого Георгия – это воин-христианин, защитник правой веры и борец со злом, образ царевны –  символ церкви христовой.

3. Закрепление

– В  чем же тут его победа, почему его называют  Георгий Победоносец?
Великомученика Георгия называют Победоносцем за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, особенно воинам.

4. Практическая работа

– Я предлагаю вам сделать рисунки на эту тему.

Примерные варианты композиции.

  • Портрет Георгия Победоносца.
  • Изображения святого Георгия в полный рост.
  • Георгий, сражающийся  со змием.
  • Мучения и пытки  святого Георгия
  • Чудеса, совершенные Георгием  Победоносцем.

 Пояснения сопровождаются показом  разных  икон с изображением Георгия Победоносца.

1 часть практической  работы – линейный рисунок

Обратить внимание на композиционный строй картины, выделение  главного и второстепенного, равновесия или движения в рисунке, особенности одежды римского воина, изображения признаков святости.

2 часть  практической  работы – текстурное заполнение поверхностей

На доске висят примерные варианты текстуры (Рис. 4 и 5),  но надо вспомнить раннее использованные и придумать новые варианты.

 При текстурном заполнении поверхностей обратить внимание на сочетание светлых и темных пятен.

5. Подведение  итогов

Делается выставка картин, где в ходе обсуждения отмечаются достоинства каждой картины и в дальнейшем идет отбор самых удачных рисунков, для участия во Всероссийском конкурсе рисунков. «Святые заступники Руси»

Работы обучающихся:  (смотри Приложение 1).