Цель: создание художественного образа Георгия Победоносца.
Тип: информативно-деятельный.
Вид: творческая деятельность с репродуктивными элементами.
Задачи:
- Познакомить с высоким духовно – нравственным подвигом Георгия Победоносца.
- Развить творческие способности обучающихся на базе пройденного материала и сформированных навыков свободного использования выразительных графических средств.
- Расширить кругозор обучающихся.
Оборудование.
- Для педагога: компьютер, экран – презентация к занятию.
- Для обучающихся: Бумага, простой карандаш, гелиевая ручка, фломастеры.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Изложение нового материала.
- Закрепление.
- Практическая работа.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Тема нашего урока, впрочем, вы сейчас сами
попробуете определить, о ком пойдет речь.
Рассмотрите, пожалуйста, внимательно
десятикопеечную монету. Кто изображен на
оборотной стороне монеты (Рис. 1)? Где еще вы могли
видеть это изображение? (На гербе России.) (Рис.
2)
– Да. Разговор у нас пойдет о Святом
Великомученике Георгии Победоносце (Рис. 3)
2. Изложение нового материала
– Что же совершил Георгий
Победоносец и почему народ хранит о нем
память?
Послушайте историю.
Случилось это, когда в Риме правил император
Диоклетиан. Он был врагом христиан, мучил и
казнил тех, кто верил во Христа Спасителя и жил по
его заветам. В войске императора служил
христианин Георгий. Он не мог равнодушно
смотреть на страдания людей.
Мужественный воин пришел к правителю
сказал: «Зачем ты казнишь тех, кто исповедует
истинную веру?».
Император велел заточить Георгия в темницу, где
его положили спиной на землю, ноги заключили в
колодки, а на грудь положили тяжелый камень.
Он надеялся, что юноша не вынесет мучений и
отречется от Христа. Но когда святого вновь
привели к царю, он воскликнул: «Скорее ты
устанешь мучить меня, чем Я отрекусь от своей
веры!»
На следующий день его подвергли пытке
колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан
счёл его мёртвым,но вдруг явился ангел, и Георгий
приветствовал его, как это делали воины, тогда
император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с
колеса и увидели, что все раны исцелились.
Затем его бросили в яму, где была негашеная
известь, но и это не повредило святому. Через день
ему перебили кости на руках и ногах, но на утро
они опять стали целыми. Его заставили бежать в
сапогах с острыми гвоздями внутри.
Всю следующую ночь он молился и наутро опять
предстал перед императором.
Его избили плетьми так, что со спины слезла
кожа, но он восстал исцелённым.
Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от
Христа.
В конце концов, император приказал отрубить
мечом голову святому. Так святой страдалец
отошел ко Христу в Никомидии в 303 году
Чудесам святого великомученика.
Чудо Георгия о змие.
После своей кончины Георгий часто являлся людям.
Помогал преодолевать беды и несчастья, а воинам
побеждать в битвах. Поэтому его стали называть –
Георгий Победоносец.
В стране Финикии, среди гор, раскинулось красивое
озеро. На берегу его жил страшный, огромный змей.
Своим ядом он сеял болезни и губил людей. Жители
страны не знали, что делать как спастись, и решили
каждый день приносить чудовищу в жертву юношу
или девушку, чтобы пощадил он других людей. Дошла
очередь и до царской дочери. В глубокой печали
она стояла на берегу и ожидала смерти. Вдруг
появился святой Георгий на коне с копьем в руке.
– Не бойся, – молвил он, – во имя господа
моего Иисуса Христа я спасу тебя от гибели. И,
осенив себя крестом, он вонзил в змея копье и
умертвил чудовище. Пораженные этим чудом, многие
жители города уверовали во Христа.
– Этот сюжет, имеет глубинную христианскую символику. Образ змия-дракона приобретает значение или всех злых сил, образ святого Георгия – это воин-христианин, защитник правой веры и борец со злом, образ царевны – символ церкви христовой.
3. Закрепление
– В чем же тут его победа, почему его
называют Георгий Победоносец?
Великомученика Георгия называют Победоносцем за
мужество и за духовную победу над мучителями,
которые не смогли заставить его отказаться от
христианства, а также за чудодейственную помощь
людям в опасности, особенно воинам.
4. Практическая работа
– Я предлагаю вам сделать рисунки на эту тему.
Примерные варианты композиции.
- Портрет Георгия Победоносца.
- Изображения святого Георгия в полный рост.
- Георгий, сражающийся со змием.
- Мучения и пытки святого Георгия
- Чудеса, совершенные Георгием Победоносцем.
Пояснения сопровождаются показом разных икон с изображением Георгия Победоносца.
1 часть практической работы – линейный рисунок
Обратить внимание на композиционный строй картины, выделение главного и второстепенного, равновесия или движения в рисунке, особенности одежды римского воина, изображения признаков святости.
2 часть практической работы – текстурное заполнение поверхностей
На доске висят примерные варианты текстуры (Рис. 4 и 5), но надо вспомнить раннее использованные и придумать новые варианты.
При текстурном заполнении поверхностей обратить внимание на сочетание светлых и темных пятен.
5. Подведение итогов
Делается выставка картин, где в ходе обсуждения отмечаются достоинства каждой картины и в дальнейшем идет отбор самых удачных рисунков, для участия во Всероссийском конкурсе рисунков. «Святые заступники Руси»
Работы обучающихся: (смотри Приложение 1).