Классный час "День космонавтики"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с  историей освоения космоса и с первым космонавтом Ю.А.Гагариным, расширять кругозор, совершенствовать знания учащихся о достижениях в области космонавтики.
  2. Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории  космонавтики.
  3. Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя: С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Согласно древней   мудрости:

Две вещи поражают нас больше всего – звезды над головой и совесть внутри нас …

1 ученик: Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.

2 ученик: С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

Учитель: Но человека  всегда манил космос. И вот … Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты и, отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. Ракета поднимается ввысь, покидая космическую гавань Вселенной – Байконур. Назовите имя первого космонавта.

Дети: Юрий Гагарин.

Учитель. Назовите дату первого полёта человека в космос.

Дети: 12 апреля 1961 год.

3 ученик:

Обычным шумом улица полна,
Идёт весна, рабочий день в разгаре,
И из Вселенной радиоволна
Приносит имя всем: Гагарин.
Оно во все врывается края,
Во все сердца, как ласточка, влетает.
И мать Земля, дыханье затая,
Полёт героя – сына наблюдает.

4 ученик: Весь мир всколыхнула ошеломляющая весть: человек в космосе. Корабль "Восток" поднялся на высоту триста двадцать семь километров и сделал полный оборот вокруг Земли. Полет Гагарина длился 108 минут. Очень сложный был этот первый полёт. Множество опасностей подстерегало космонавта на каждом шагу. Ещё совсем мало информации было о таких явлениях, как невесомость, перегрузки при торможении и выведении корабля на орбиту. Но Гагарин благополучно вернулся на родную Землю, чтобы рассказать, как выглядит космос.

5 ученик: Первый выход в открытый космос был совершён в марте 1965 года. Подготовка к нему была не малой – три года. На космическом корабле "Восток– 2" находились два космонавта – Павел Беляев и Леонид Леонов. Леонов первый шагнул в открытый космос. Представьте себе: космонавт оказался совершенно один в бесконечном пространстве, без всякой опоры, летящим с громадной скоростью высоко-высоко над планетой и связанным с кораблём лишь тонким, прозрачным кабелем. Десять минут пробыл космонавт в открытом космосе. Это была ещё одна победа, приблизившая людей к покорению космоса.

Учитель: Но зачем людям покорять космос? А вы как думаете, ребята? С какой целью человек это делает?

Мы запускаем спутники, которые передают много сведений. Космические препараты и искусственные спутники решают очень много задач. Ведь до запуска спутников, как ни удивительно, не было точных карт многих областей. Спутник, двигаясь по орбите, фотографирует быстро и аккуратно земную поверхность. Очень важно было получить снимки тех мест, куда трудно добраться. Это пустыни, высокие горы, районы северного и южного полюсов.

Мы узнаём, какая погода нас ожидает, какие стихии могут принести беду. Спутники ведут наблюдения за лесами, сельскохозяйственными посевами, они осуществляют теле– и радиосвязь (благодаря им мы смотрим телевизор, разговариваем по мобильным телефонам), помогают кораблям, терпящим бедствия.

На спутниках устанавливаются приборы, которые могут заглянуть в глубь океана и подсказать, где суда ожидает опасная мель. И ещё очень важная задача возложена на спутники: они должны следить за тем, что делает человек на Земле. Ведь зачастую человеческая деятельность наносит вред природе. Спутники наблюдают за состоянием воды, воздуха и почвы, за экологией нашей планеты.

Учитель: проведем небольшую викторину:

  1. Сколько длился полет Гагарина? (108 минут).
  2. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов).
  3. Сколько планет в Солнечной системе? Назовите по порядку. (9 планет)
  4. Небесное тело, сгоревшее в атмосфере. (Метеор)
  5. Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой? (Нет, невесомость)
  6. Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, разговаривать друг с другом обычным способом?
  7. Назовите фамилии женщин-космонавтов?

Учитель: Да, уже даже женщины покоряют космос.

6 ученик: Валентина Терешкова – первая женщина космонавт. Не побоялась, смело ступила на космический путь. Она выполнила с честью свою работу и доказала, что женщины способны на многое, и даже на полёт в космос. Мы гордимся теми людьми, которые связали свою жизнь с опасным, тяжёлым, но благородным делом – полётами в космос.

Учитель:

А теперь отгадайте загадки.
1. Чтобы глаз вооружить
и со звёздами дружить
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
2. Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет
Нам расскажет обо всём
Умный дядя… (астроном)
3. Астроном – он звездочёт
Знает всё наперечёт
Только лучше всех видна в небе полная … (луна)
4. До луны не может птица
Долететь и прилуниться
Но зато умеет это
Делать быстрая … (ракета)
5. У ракеты есть водитель
Невесомости любитель
По-английски “астронавт”
А по-русски … (космонавт)
6. Космонавт сидит в ракете
Проклиная всё на свете
На орбите, как на зло
Появилось … (НЛО)
7. НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды
В нём от скуки волком воет
Злой зелёный … (гуманоид)
8. Гуманоид с курса сбился
В трёх планетах заблудился
Если звёздной карты нету
Не поможет скорость … (света)
9. Всё комета облетела
Всё на свете осмотрела
Видит, в космосе нора
Это чёрная … (дыра)

Учитель: Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают международные экипажи, например, совместно с нашими экипажами в космосе побывали космонавты из Чехословакии, Кубы, Венгрии, Франции, Индии и других стран.

7 ученик:

И как не верить в чудеса!
Теперь мы знаем это твёрдо.
Нам покорились небеса!
А выше неба только звёзды!

8 ученик:

Мы держим курс на космос, на мечту.
Пусть небо станет и добрей, и чище,
Пусть новые герои набирают высоту.
Пусть космос будет нам всё ближе.

Учитель: Наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание.