ТИП УРОКА: Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
ЦЕЛЬ УРОКА: Обучение написанию разных видов сочинений.
ЗАДАЧИ УРОКА:
– формировать мысленную деятельность;
– развивать познавательную активность, умение
обобщать делать выводы;
– развивать устную и письменную речь;
– развивать инициативность, любознательность,
творческое самовыражение;
– воспитывать точность, аккуратность.
ХОД УРОКА
I. Погружение в деятельность
Эпиграф “Обращаться с языком кое-как, значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно”.
А.Н. Толстой
(Портрет А.Н. Толстого)
1) – Кто такой А.Н. Толстой?
– Как вы понимаете это высказывание?
– Сегодня на уроке будем учиться думать, учиться мыслить.
2)– Однажды журналист отправил в редакцию газеты текст, но его не напечатали и посоветовали обращаться с языком не кое-как, а мыслить.
– В чём проблема у юного журналиста, давайте определим.
Прочитаем текст журналиста, найдём в нём несоответствие и сформулируйте задание.
Музей – это хранилище редких и замечательных вещей, раньше в музеях хранились только дорогие камни, картины, посуда, украшения. Музеев было мало. Теперь много самых различных музеев, о чём они только ни рассказывают. Вот длинная ветвь пальмы. Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные сказочные птицы. Вот распустился чудесный цветок. Красив снежный узор и в блеске утреннего солнца, и в синеве зимнего вечера.
(Запись представляет собой соединение двух текстов: первый о музеях, второй о морозных узорах на стеклах окон)
Задание – как помочь журналисту?
– “Необходимо, определить границы” двух текстов и восстановить их.
– Прочитайте каждый из отрывков и докажите, что это разные тексты.
Первый отрывок.
Музей – это хранилище редких и замечательных вещей, раньше в музеях хранились только дорогие камни, картины, посуда, украшения. Музеев было мало. Теперь много самых различных музеев, о чём они только ни рассказывают!
Второй отрывок.
Вот длинная ветвь пальмы. Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные сказочные птицы. Вот распустился чудесный цветок. Красив снежный узор и в блеске утреннего солнца, и в синеве зимнего вечера.
– Это разные тексты, т.к. у них разные темы: в первом говорится о музеях, во втором – об узорах на окнах.
– Какие части текстов даны?
– У первого дано начало, у второго середина или начало.
– Какое предложение вы внесёте для того, что бы выправить текст?
(Распространить один из отрывков новыми предложениями, которые можно помещать в любую часть исходного текста).
II. Организация деятельности.
1) – Рождение мысли начинается с отдельных слов, но из слов нужно построить (что?) предложение.
– Если же мы решим эту мысль раскрыть, то должны создать (что?) текст.
– Давайте вспомним главные правила текста.
– В данной модели образно показаны представления о взаимоотношении слова, предложения и текста, о назначении каждой из этих единиц. (Приложение №1)
2) Работа с моделью
– А сейчас назовите, номера верных, а затем неверных высказываний.
1. Текст состоит из предложений связанных по смыслу. (связь параллельная и цепная)
2. К тексту нельзя придумать заголовок.
3. В тексте всегда должны быть тема и основная мысль
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
5. Текст можно поделить на части
6. Любой текст является картинным (художественным)
(Верные: 1,3,5. Неверные: 2,4,6)
– Скажите, а что общего у текста и детской пирамидки? (стержень главная мысль)
– Определяем:
1. О чём будем рассказывать.
2.Что хочешь сказать и в какой мысли убедить читателя.
3. С чего начнешь, как продолжишь, что скажешь нового, чем закончишь?
III. Осуществление деятельности.
1. Самостоятельная работа в черновике
а) составление плана;
б) использование информации, которую отыскали в
различных источниках;
в) работа с толковыми словарями;
г) Работа с дополнительной литературой.
2.
– Чтение новых текстов, выбор их для помощи журналисту.
– А какие бы вы использовали задания по разделам языкознания.
а) по фонетике,
б) морфологии,
в) синтаксису,
г) словообразованию
Учитель корректирует вопросы, контролирует и оценивает вместе с детьми.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового для себя вы открыли на уроке?
– Кто сможет сказать себе “Я сегодня мыслил, используя свои знания, находил новую информацию и помог составить текст юному журналисту”?
V. Домашнее задание
.Написать зарисовку-сочинение на тему “Необыкновенное в обыкновенном, используя главные правила текста”.