Цели урока:
- Формирование навыка чтения слов с изученным звуком ч.
- Формирование правильной читательской деятельности.
- Формирование познавательной деятельности.
Задачи урока:
- Научить выделять звук ч в словах.
- Повторение правила написания буквосочетаний ча, чу.
- Развивать связную речь.
Оборудование урока:
- Карточки задания двух уровней.
- Фонограммы песен (песня Чебурашки, романс черепахи, музыка для дороги).
- Карта путешествий.
- Карточки кирпичики.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а кем вы должны отгадать послушав музыку.
Песня Чебурашки.
Правильно это чебурашка. (учитель выставляет фигурку на карту). Что возьмём с собой в путешествие, узнаете когда отгадаете загадку:
Наступит скоро лето
И люди будут класть
Дорожные предметы
В мою большую пасть. (Чемодан).
Молодцы! Какая согласная буква есть в словах чебурашка и чемодан?
Какой звук у буквы ч?
Охарактеризуйте звук. Молодцы!
Сегодня на уроке мы закрепим наши знания о букве Ч, ч, звуке ч , вспомним правописание ча, чу. А поможет нам в этом Чебурашка. Итак, отправляемся в путешествие.
Музыка. Шагаем.
2. Основная часть урока.
Первая к кому мы пришли это? Послушаем песню (романс черепахи). Кто поёт эту песню? Правильно черепаха.
Ребята, она очень любит писать письма. Пишем что ? А слышим? Из букв получает что? Из слогов? Из слов? Из предложений? А какие буквы бывают? (гласные и согласные). Для того чтобы написать письмо, что нужно уметь? (писать буквы). Вот мы сейчас поучимся писать. Для этого мы поиграем в игру “Буква развалилась”.
Какие здесь буква? (ч). Напишем 1 строчку буквы ч.
Итак, буква Ч какая, Звук ч какой?
Но к сожалению Чебурашке пора дальше. Идём дальше. Музыка.
Следующий герой кто? (учитель выставляет картинку). Правильно это Чучело-мяучело. Чучело-мяучело любит загадывать загадки, ребусы, головоломки. И для вас он приготовил несколько (учитель выставляет карточки на доску).
Какие слова можно получить? Что объединяет эти слова. Правильно! Какое правило вспомнили составляя слова. Все вместе проговорим эти правила.
Чучело-мяучело придумало еще вам задание: у вас на партах есть оранжевые карточки. У кого на карточке слова часовщик нужно из этого слова составить несколько слов. А у кого слоги из этих слогов составить слова (1 человек работает на доске).
В словах час, часок, часы, чудо, какое правило работает? Какой корень?
И последнее задание – это желтые карточки.
Ребята, были сложные задания? У кого какие трудности возникли?
Молодцы!
Ну загостились мы, идём дальше. Музыка.
К кому мы попали в гости? (Чиполинно). Что он делает? (Читает книгу). Мы сейчас то же почитаем предложения которые записаны у меня доске и закончим предложение правильно:
Ковёр ткал … дочь
После вечера наступает … кирпич
У мамы послушная … ночь
Для постройки дома нужен … ткач
Ребята, обратите внимание на окончание слов, почему в одних словах есть Ь, а других нет. Здесь работает правило: в словах ж.р. Ь пишется, а в словах м.р. Ь не пишется.
Разбор слова кирпич.
Ребята, были сложные задания? У кого какие трудности возникли?
3. Итог урока.
Молодцы! Ребята, Чебурашка побывав у друзей захотел, чтобы друзья всегда были рядом и решил построить дом для друзей и назвать его “Дом дружбы”. (Беседа о дружбе). И мы ему в этом поможем: у вас у всех на столе есть прямоугольники, на что похожи, из них можно построить? Какое правило сегодня мы вспоминали? Давайте напишем слоги ЧА и ЧУ на наших кирпичиках и запомним. А теперь из этих кирпичиков построим домик (на плакате с помощью учителя дети клеят кирпичики в форме домика).
Чебурашка очень благодарен, вам и приготовил для вас небольшие подарочки.
Молодцы! Спасибо за работу!
Строим дои дружбы.
Карта путешествий.
Самоанализ
Урока обучения грамоте и письма в 1 классе по теме “Буквы Ч,ч звук ч , правило написания сочетаний ча, чу”.
Все задачи на уроке взаимосвязаны. Основная задача урока – закрепить знания детей о букве, звуке ч . Так же развивать навык чтения, память, логическое мышление. Воспитывать уважение к одноклассникам, желаем работать в паре, готовность помочь друг другу.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы работы использовала: словесные, наглядные, практические, самостоятельной работы, самоконтроль и контроль. Использовала игровую деятельность.
Используя вышеуказанные формы и методы работы, учила детей учиться, создавала условия к саморазвитию и самосовершенствованию – универсальным учебным действиям (УУД). И мы находимся в начале пути по формированию познавательных универсальных учебных действий.
1 этап: минутка чистописания, выявили проблему, что ребята забывают писать с наклоном.
2 этап: Различные задания развивающие память, мышление, навык словообразования. Использовалась индивидуальная работа и дифференцированные задания. Так же ребята читали и проводилась работа на опережение.
3 этап: рефлексия (солнышко, ёлочка, тучка) возникают у детей противоречия, начинают анализировать свои знания и умения.
В течение урока осуществлялся контроль и самоконтроль. Пыталась подвести маленькие промежуточные итоги на каждом этапе. Требовала полные ответы. Работоспособность поддерживала в течении всего урока.
Морально-психологические, гигиенические, эстетические, временные условия на уроке созданы. Кабинет проветрен, физминутки проведены, обстановка на уроке доброжелательная, царило отношение сотрудничества, перегрузки у детей не было.
В ходе урока установлена связь с другими предметами: математикой, музыкой.