Цель урока: приобщение детей к миру искусства через познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества, духовно-нравственного развития личности ребенка.
Задачи:
– формирование представлений о преемственности традиционных и современных форм жизнедеятельности человека в регионе через изучение художественного творчества и способов художественного оформления быта на примерах народов Урала;
– развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
– воспитание любви и интереса к родной культуре, ее истории, традициям.
Оборудование: электронная презентация “Путешествие по крестьянской избе”, книжка – раскладушка “Проходите в избу”, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.
Ход занятия
СЛАЙД 2.
1 ученик: Здравствуйте, добры молодцы!
2 ученик: Здравствуйте, красны девицы!
3 ученик: Добро пожаловать!
1 ученик.
Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям по российским
От души поклон вам низкий
С добрым словом и любовью
И с хлебом – солью.
СЛАЙД 3. ФАСАД ИЗБЫ. ВОРОТА.
2 ученик.
“Стоит бычище –
Проклёваны бочища” (изба)
– Что это?
Сегодня мы побываем в необычном, удивительном месте – русской крестьянской избе. “Двор, что город, изба – что терем”.
Удивительная красота деревянного зодчества. Есть ещё такие уголки в России, где стоят искусно украшенные избы. Эти свидетели судеб многих поколений хранят в себе мудрость семейного лада. Посмотрите на этот крестьянский дом!
Какая у избы душа!
Когда она едва родилась,
То сразу чутко, не дыша
В углах сосновых затаилась.
Она не спит, душа избы
И слушает из каждой щелки,
Как весело весь день в простенке
Стучат настенные часы.
Душа избы, она все помнит,
Все бережно хранит она.
3 ученик. Полюбуйтесь узорами на наличниках и ставнях! Сколько фантазии и выдумки вложил в них мастер!
Но если присмотреться, то в узоре можно разглядеть круглую розетку – знак солнца. Украшая таким знаком – символом своё жилище, крестьянин выражал любовь, почитание небесного светила и словно желал своему дому вечного живительного тепла и уюта, покровительства у судьбы.
СЛАЙД 4. ГОРНИЦА
1 ученик.
Не красна изба углами
А горячими пирогами
Баранками да сушками
Да самоварами блестящими.
Проходите, гости милые,
В нашу горницу, во светлицу.
Мы вошли в дом. При входе не стучались, а говорили: “Здорово живите” или “Мир вашему дому”. Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь” или “Помогай бог”
– Что вы видите в горнице?
Дети называют: красный угол, иконы, расписная лавка, стол с самоваром, роспись на стенах, люлька, деревянные игрушки.
2 ученик.
Всё лучшее, что мы есть в природе
И всюду где мы не найдем,
Как в русском повелось народе,
Мы красным искони зовём.
Есть в каждом доме красный угол,
Почётный праздничный, для тех,
Кто честь имеет быть нам другом ,
С кем делим горе и успех!
3 ученик. Почётное место в избе – “красный угол” – находилось по диагонали от печи на солнечной стороне, так, чтобы входящий мог его сразу увидеть.
– Что находилось в красном углу?
Дети: иконы или образы святых, свечи, вышитые полотенца.
Иконы на полочке или божнице. Полочка украшалась вышитыми полотенцами, букетиком вербы. Перед святыми образами горели лампадки. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.
1 ученик. Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки.
“Ни хвоста, ни головы,
А четыре ноги”.
– Что это?
Дети: Стол.
Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом все остальные. Кто опаздывал к обеду – оставался голодным.
2 ученик. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели, спали, и работой занимались: плели, шили, вязали, пряли…
СЛАЙД 5. КУТНЫЙ (КУХОННЫЙ) УГОЛ.
2 ученик. “Догадливый крестьянин, на печи избу поставил” – гласит русская пословица.
Печь – душа крестьянского дома! Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы.
Устье русской печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Печь не только кормит и согревает, она оберегает дом от нечистой силы. Так же считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.
1 ученик. Угол перед печью – кухонный, или кутный. Его хозяйкой была женщина. В кутном углу хранилась посуда, кухонные принадлежности. У печи стояла кочегарка, ухват, деревянная лопатка, помело. Рядом ступа с пестом и ручная мельница. Около печки – деревянная бочка, лохань, корыто и прочая домашняя утварь.
СЛАЙД 6, 7, 8. ПОСУДА
2 ученик.
Посуда наша
Для щей и каши,
Не бьётся, не ломается
Порче никакой не подвергается!
На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов. Из бересты делали бураки, туески.
СДАЙД 9, 10. ПРЯЛКИ И СУНДУКИ
3 ученик.
Моя сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки мотала,
В коробочки клала!
Вот они – русские прялки!
Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения , и донца – горизонтального сиденья для пряхи.
1 ученик.
В избушке распевая, дева
Прядет, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
(А.С.Пушкин)
Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.
СЛАЙД 11. УТВАРЬ.
2 ученик. Люди в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки, бураки, туески, кухонная утварь, сундуки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
СЛАЙД 12. ДУША ИЗБЫ.
3 ученик. Широко распространенным видом народного творчества Урала является декоративная роспись: расписная утварь, расписные крестьянские дома.
Изделия уральских мастеровых – яркие сундуки и шкатулки, берестяные бураки и многие другие – привлекали купцов на ярмарках – Ирбитской, Крестовской возле Шадринска, Макарьевской в Нижнем Новгороде. Большое количество уральской расписной утвари вывозилось на Восток, в Среднюю Азию, Иран.
1 ученик.
Говорят, уральцы суровы,
Но зато их роспись весела:
Как живые петухи и сов
На издельях каждого села.
2 ученик.
Сами разводили краски эти
И держали их состав в секрете
Сами же придумали узор.
Вот цветок шиповника в букете,
Вот цветок – розетка на буфете,
С голубой каёмкою поднос,
А на нем букет лазурных роз!
3 ученик.
Загляденье подарки!
Заграничным не чета
Всё в них есть:
И красота,
И история страны –
Нашей русской старины!
1 ученик.
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
2 ученик. Вот и завершилось ваше путешествие по крестьянской избе. Надеемся, что оно было интересным и полезным. Мир старинных предметов приоткрыл вам тайны прошлого, вы стали умнее, научились понимать язык ушедшего времени.
3 ученик. Что вы сегодня увидели, отгадайте в загадках.
Загадки о предметах быта
- Стоит бычище
- Стоят кони на приколе,
- Рогат, да не бык,
- Ни хвоста, ни головы
- Дедка коптел,
- Четыре ноги, два уха,
- Три братца пошли в воду купаться,
- Маленький черпачок,
- Пляшу по горнице
- Лежит – ниже кота, встанет выше коня. (Дуга)
- Сам дубовый, пояс вязовый, нос липовый. (Бочка)
Проклёваны глазища. (Изба)
Не пьют, не едят,
А весёлые стоят. (Окна)
Хватает да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (Ухват)
А четыре ноги. (Стул)
Много лет терпел,
Много душ кормил,
А разбился –
Под плетнём очутился (Горшок)
Один нос да брюхо. (Самовар)
Два купаются, третий на берегу валяется. (Вёдра и коромысло)
Красненький колпачок,
Три раза в день берётся
И опять на место кладётся. (Ложка)
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею. (Веретено)
1 ученик.
Вот и кончен наш рассказ,
Презентации показ
Про уральских мастеров
Украшения домов.
Про огромный мир большой …
Что узнали мы с тобой?
Свободные высказывания детей.
Литература:
- Збровская Б.Л., Долгушина А.И. “Урал. Человек. Истоки” // Педагогический альманах. Книга 4. – Екатеринбург: “Форум – книга”, 2007.
- Овчаренко Л.А. Сценарии народных календарных праздников. // Волгоград: Учитель, 2009.
- Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1 – 4 кл.: пособие для учителя .// М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
- Русаков Л.Ф., Степанова Л.В. В гостях у домовенка. Рабочая тетрадь. // Коптелово: 2008. (Серия “Путешествие в мир музея”).
- Русаков Л.Ф. Фотографии: Архив Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян. // Издательство “малыш и Карлсон”, Реж, 2009.
- Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. // Волгоград: Учитель, 2007.