Цели урока:
- Образовательная:
- Развивающая:
- Воспитательная:
Сформировать знания о гидролизе, как о особом свойстве солей. Доказать влияние состава соли на направление реакции, и привести студентов к выводу о смещении равновесия. Сформировать умения по составу соли прогнозировать реакцию среды, определять характер среды по окраске индикатора.
На примере свойства солей, различной природы, их отношения к воде, продолжать развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, делать соответствующие выводу.
Через проблемный метод обучения раскрыть перед студентами научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать переходу знаний в убеждения. Посредством эксперимента прививать навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, к природе, эстетических качеств.
Тип урока: формирование новых знаний.
Метод обучения: проблемный.
Методические приемы: фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа, лабораторные опыты.
Средства наглядности: таблица растворимости.
Оборудование и реактивы для эксперимента: штатив с пробирками, растворы лакмуса и фенолфталеина, растворы солей: NaCl; Na2Co3; NH4Cl; CH3COONH4.
Межпредметные связи:
Физика – свойства ионов.
Биология – процесс гидролиза в организме человека, использование гидролиза при внесении удобрений.
Структура урока.
- Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа 5 мин.)
- Дайте определение электролитической диссоциации.
- Какие вещества называются электролитами?
- Дайте определение не электролитам.
- Приведите примеры
А) электролитов;
Б) не электролитов;
5. Что такое растворы.
6. Перечислите, в каких случаях реакции между растворами – электролитами идут до конца.
7. Под действием каких веществ меняют окраску
А) лакмус;
Б) фенолфталеин;
- Формирование знаний, умений, навыков.
Запишите тему урока:
“Гидролиз солей”
Как вы думаете какую окраску будут иметь индикаторы в дистиллированной воде.
А) лакмус;
Б) фенолфталеин;
Проведем химический эксперимент №1.
И лакмус, и фенолфталеин – окраску не меняет.
Что произойдет с окраской индикатора, если в одну из пробирок добавить кислоту?
Проведем химический эксперимент №2.
Лакмус меняет окраску на розовую.
Что произойдет с окраской индикатора, если в одну из пробирок добавить щелочь.
Проведем химический эксперимент №3.
Какие изменения мы наблюдаем.
Вывод.
(Окраска лакмуса и фенолфталеина в H2O(g) не меняется, при добавлении кислоты меняет окраску лакмус на красную или розовую; при добавлении в пробирку щелочи – меняет окраску фенолфталеин на малиновую, почему?)
В дистиллированной воде концентрация ионов H+ и OH- одинакова и среда поэтому нейтральна. Если прилить раствор кислоты, создается избыток катионов H+ которые определяют кислою среду и окраску индикатора (лакмуса) поэтому изменяется. При добавлении к дистиллированной воде щелочи, в растворе создается избыток ионов OH- определяющих щелочную среду и окраска индикатора (фенолфталеина изменяется).
Как вы думаете, какую окраску будет иметь лакмус и фенолфталеин в растворе соли?
Для химического эксперимента возьмем: Химический эксперимент №5.
А) лакмус;
Б) фенолфталеин;
Каковы ваши рассуждения?
(При диссоциации NaCl =Na++Cl- ионов H+ и OH- определяющих среду, не образуется, поэтому среда должна быть нейтральной).
Химический эксперимент №6. Нальем две пробирки раствор Na2CO3. Как вы думаете будет ли меняться окраска индикатора в этой соли? (окраска фенолфталеина измениться на малиновую). Почему же окраска индикатора меняется в Na2CO3? (значит Na2CO3 имеет щелочную среду) Как это можно объяснить? Для объяснения необходимо вспомнить, его раствор состоит из растворителя – это вода и растворенного вещества – соль. Вода (H2O = H++ OH-) диссоциируя ,дает ионы H+ и OH- - среда нейтральна. Откуда же берется избыток OH- в растворе Na2CO3?
Проведем опыт №1.
Нальем в две пробирки воду и испытаем индикатор (лакмус, фенолфталеин)
Изменилась ли окраска?
(Нет, так - как концентрация ионов H+ и OH- одинаковы) Значит, концентрация ионов H+ и OH- находиться в равновесном состоянии, поэтому это равновесие можно сдвинуть в ту или иную сторону. Для сдвига равновесия требуются определенные условия. Как вы думаете, в нашем примере, это может оказать влияние на сдвиг равновесия диссоциации воды?
Выдвижение гипотезы и ее доказательство.
И так, нам необходимо выяснить, почему изменилась окраска индикатора в растворе Na2CO3 .
Напишите уравнение диссоциации Na2CO3=2Na++CO3-2 . Давайте выясним природу соли. Это соль образована сильным основанием NaOH и слабой кислотой H2CO3.
Как вы думаете, какие частицы не могут связывать частицы воды и смещать равновесие ее диссоциации? (ионы Na+ не могут связывать частицы OH- так – как NaOH сильный электролит и может существовать в растворе лишь в виде ионов. Карбонат – ионы связывают H+ с образованием мало диссоциирующего гидро-карбонат-иона HCO3- . При этом в растворе в избытке накапливаються ионы OH-, определяющих щелочную среду)
Напишите схему реакции:
CO3-2 + HOH->HCO3- +OH- (pH>7)
Запишем уравнение в молекулярном виде: Na2CO3 +HON->NaHCO3 +NaOH.
Проверим наши рассуждения на другом примере.
Опыт №2.
В две пробирки нальем раствор NH4Cl и прильем к ним:
А) лакмус;
Б) фенолфталеин;
Что наблюдали?
(Раствор лакмуса изменил окраску на красную, а фенолфталеин нет)
Какой можно сделать вывод из этого опыта? (раствор NH4Cl имеет кислую среду).
Напишите уравнение диссоциации NH4Cl и определите природу соли
NH4Cl = NH4+ + Cl- Соль (NH4Cl) образована слабым основанием (NH4OH) и сильной кислотой (HCl). Какие частицы на ваш взгляд могут смещать равновесие диссоциации воды? (ионы Cl- не могут сместить равновесие диссоциации воды, так – как HCl сильный электролит и существует только в виде ионов NH4+. Ионы свяжут гидроксид-ион в слабый электролит NH4OH, и в свободном виде будет находиться катионы водорода, которые и определяют кислую среду).
Напишите уравнение реакции: NH4++HOH->NH4OH+H+ (pH<7)
Наши рассуждения совпадают с результатами опытов, следовательно, выдвинутая нами гипотеза, это частицы соли, связывая частицы воды, смещают равновесие диссоциации воды и в результате этого накапливаются ионы, определяющие среду.
Напишите уравнение реакции в молекулярном виде NH4Cl+HOH-> NH4OH+HCl
В две пробирки нальем раствор соли CH3COONH4 .
Опыт №3.
Испытаем раствор ацетата аммония:
А) лакмусом ; Б) фенолфталеином;
Что наблюдаем?
(Окраска индикаторов не изменилась)
Напишите уравнение диссоциации соли CH3COONH4.
CH3COONH4=NH4++CH3COO-
Какова природа соли? (соль образована слабым основанием (NH4OH) и слабой кислотой (CH3COOH).
Почему индикаторы показали нейтральную среду?
(Очевидно частицы NH4+ свяжут ионы OH-, а частицы CH3COO- свяжут H+, поэтому частиц определяющих среды – нейтральная).
Напишите уравнения реакций:
NH4++HOH->NH4OH+H+(слабый электролит)
CH3COO-+HOH-> CH3COOH+OH-(слабый электролит)
В общем виде:
NH4++CH3COO-+HOH->NH4OH+CH3COOH (pH=7)
В молекулярном виде:
CH3COONH4+HOH-> NH4OH+ CH3COOH
Сегодня на уроке мы познакомились с особыми свойствами солей, которые называются гидролизом.
Запишите определение: ГИДРОЛИЗ- реакции обмена между солью и водой, в результате которой наблюдается сдвиг равновесия диссоциации молекул воды, приводящий к накоплению в растворе избытка ионов H+ или OH-, меняющих реакцию среды.
Вспомните, какой характер имеет среда при гидролизе:
- Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой?
- Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой?
- Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой?
- Что можно сказать о взаимодействие с водой солей, образованных сильным основанием и сильной кислотой?
(среда щелочная)
(среда кислая)
(среда нейтральная, или близкая к ней. Гидролиз идет до конца)
(реакция не идет, т.е соли гидролизу не подвергаются)
- Формирование способов умственных и практических действий с новыми знаниями (Закрепление) 15мин.
Мы с вами выдвинули гипотезу и доказательство ее. Теперь давайте ее подтвердим на других примерах.
- Вам выданы растворы солей: KY; K2S; AlCl3; (NH4)2S.
- Тест “Проверь себя сам”
- Значение pH”Внеаудиторная самостоятельная работа”
- Задание на дом Учебник §6 упр:1,2,3,8.
С помощью индикаторов, определите среду каждого раствора, дайте характеристику природе соли.
Результаты сведите в таблицу.
Соль | Природа соли | Среда | Механизм процесса |
KJ | |||
K2S | |||
AlCl3 | |||
(NH4)2S |
Вопросы:
- Используются ли случаи гидролиза в природе?
- О чем должен подумать агроном, прежде чем внести удобрение в почву?