Модель проведения мастер-класса "Использование современных образовательных технологий в учебном процесе"

Разделы: Начальная школа


Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

1. Подготовительно-организационный.

Цель: представление нового курса “Языкознание”, работа учителя по развитию речевой деятельности учащихся.

Задачи: активизировать мыслительную деятельность учащихся с помощью устной и письменной речи, использовать речевые тренажёры , организовать совместный поиск и метод проблем и ошибок.

Приветствие, вступительное слово мастера. Необычное начало мастер-класса. Наш форум носит название “Развитие. Уверенность. Успех”. Как вы думаете, какое слово из трёх самое главное, почему? Развитие дискуссии, проявление активной позиции, помощь в проведении мастер-класса.
2. Основная часть.

Предлагается пошаговое знакомство с технологиями обучения.

Методические рекомендации мастера, к своих методических приёмов, изюминок Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей.
Технология развивающего обучения Пользуясь презентацией мастер раскрывает развивающую структуру курса.:

– разработка логических заданий, творческих тренажёров

– создание мотивации успеха в индивидуальной и групповой работе

– развитие самостоятельности и инициативы учащихся в выборе необходимых средств для решения учебных задач.

– умение моделировать деятельность в режиме развивающей технологии

Знакомство с новым уровнем индивидуального стиля творческой педагогической деятельности мастера (имитационного, конструктивного, творческого)
Здоровье сберегающая технология на занятиях в курсе “ Языкознание”. Показ смены видов деятельности в группах, организация поисковой деятельности в атмосфере сотрудничества.

Использование методики Базарного, упражнения с офтальмотренажёрами.

Дыхательные упражнения Л.В. Стрельниковой для снятия утомления организма.

Коллективный поиск, споры, дискуссии.
Информационные технологии.

Демонстрация тестовых заданий при проведении итоговой аттестации учащихся по русскому языку

Способы составления информационных тестов, так необходимых для контроля за качеством знаний учащихся. Моделирование: учителя – ученики

выполняют самостоятельную работу, мастер здесь выполняет роль консультанта. Цель работы: сформировать критическое мышление, умение сопоставлять факты, анализировать их, уметь жить в мире информации.

Доказательство результативности применения образовательных технологий.

Подведение итогов мастер– класса.

Демонстрация высокого уровня познавательной активности, инициативы, самостоятельности, индивидуального творчества. Выставка детских творческих работ. Совместное обсуждение, размышление, оценка и самооценка.
Рефлексия. Я узнал, что…

Новым для меня стало…

Я убедился, что…

Меня не смогли убедить в том, что….

Я категорически против того, что….

Я не согласен с тем, что…

Предложенные вопросы откроют для мастера новые проблемы, над которыми он будет творчески трудиться

Материалы для работы мастер-класса “ Использование современных образовательных технологий в процессе обучения младших школьников”

“Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни” ( К.Д.Ушинский) – эти слова являются лейтмотивом всей моей педагогической деятельности.

Проблема: “Эффективность применения технологий обучения в учебно-воспитательном процессе.

Три кита обучения.

30 лет назад я открыла школьную дверь не в качестве ученика, а в качестве учителя. С тех пор многое изменилось в образовании, в моих собственных находках и поисках. Но главное присутствовало всегда, существовала тяга к обновлению, желание постигать новое.

Ещё в древние времена люди верили, что Земля покоится на трёх китах, поэтому и надёжна. Три кита – символ вечного, постоянного, прочного. Мои три кита таковы:

Кит первый – экология духа и тела. Экология – учение о доме, в котором мы живём , учимся. Что же это, если не школа? Отсюда и первая забота о том, чтобы дети выросли духовно и телесно здоровы. Я – учитель – занковец, а занковская система – это единый комплекс развивающего обучения и здоровье сберегающих технологий, а именно: смена занятий, переключение, напряжение тем, что интересно и незнакомо – лучшее лекарство от перегрузок и скуки, 2) умение соблюдать оптимум трудностей, учитывать подъёмы и спады в работе, как вдох и выдох. Вы могли бы всё время только вдыхать? А от ученика мы, образно говоря, требуем учиться всегда только на вдохе. Нужно позволить детям двигаться в своём темпе. Разработанная мною программа “Расти здоровым”, верный помощник мне в работе с учащимися.

Кит второй. Говорят, что корень учения горек. А ведь школа – это дом радости. Как говорил Джанни Родари “ многое учится со слезами горькими и бесполезными, а могло быть выучено легко и со смехом”.

Давайте обратим внимание на фрагмент урока (на активизацию словарного запаса и развитие памяти учащихся):

Предлагается отрывок из сказки Г.Остера “Испорченная погода”

– Сначала мы с тобой нападём на след, – сказал Попугай.

– Не надо, – испугался Слонёнок.

– Почему? – удивился Попугай.

– Ну,– смутился Слонёнок,– мы на него нападём, он даст сдачи. Получится драка. Не надо.

Текст вызывает улыбку. Дети высказывают свои впечатления, затем ищут в словаре значимые слова, которые не понял Слонёнок. Напасть – 1) броситься на кого либо, 2) встретить, обнаружить. Основной метод обучения – исследование, которое предполагает привлечение внимания детей к языковым явлениям.

Кит третий. Каждый ученик – личность, и поэтому для счастья на уроке одному нужна хорошая оценка, другому интересное задание, а третьему всего лишь добрый взгляд, поощрительная улыбка, признание. Позволить каждому быть самим собой, не подавить того, кто хочет быть другим, сберечь неповторимую прелесть индивидуальности, вот моя цель. Мои педагогические задачи просты:

Если я хочу, чтобы ребята были умными и образованными, я забочусь, прежде всего, об их духовном и телесном здоровье, при подготовке к урокам продумываю меру трудности и способы её преодоления.

Если я хочу, чтобы ребёнок любил учиться, организую процесс обучения с опорой на исследование, умение добывать информацию и применять её, ежедневно не забывая о ситуации успеха на каждом уроке.

Если я хочу, чтобы ребёнок вырос сильной личностью, то буду сохранять и развивать его уникальность и неповторимость, это под силу учителю-мастеру. Пока я знакомлю вас с технологиями обучения, расшифруйте смысл каждой буквы слова “ мастер”.

Восприятие – основной процесс, вокруг которого строится развитие учащихся.

В самом деле то, что неверно или неполно воспринято, столь же неполноценно будет осмысленно, а значит и запомнено, поэтому к развитию восприятия отношусь так же ответственно, как и к строительству к примеру фундамента дома. Ведь, глядя на одну и ту же картину, один человек видит, чьей кисти она принадлежит, в каком веке написана картина, в чём особенность композиции, какой тип краски использовал художник, а другому дано увидеть лишь небольшую часть того, что изображено на картине, причина в разном уровне культуры восприятия. Как я её развиваю: использую бумажные тренажёры, ребята имеют возможность конструирования — элементы букв убирают, добавляют, меняют местами, не ставлю цель при этом запомнить буквы, а даю возможность выучить их непроизвольно, в творческом поиске открытия законов создания алфавита. Приглашаю ребят в мастерскую слова, в ней они учатся образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы, антонимы. Интерес к слову можно поддержать наличием проблемы и новизной. Я вас тоже в неё приглашаю, ведь вы сегодня не просто подмастерья, вы – творцы.

Работаем со словом шалить, что значит шалить? Подбираем синонимы: проказничать, озорничать, баловаться, озоровать, дурачиться. Задание – нарисуйте словесную картинку “Шалунишка”, дети воспринимают это задание с удовольствием. Затем из ряда слов выбираем те, которые означают 1) просто шалость, 2) невинную шалость, 3) недобрую шалость, от которой может быть вред людям. Вот уже и воспитание на примере, что такое хорошо и что такое плохо.

На уроке должно быть интересно и в меру трудно: станем на левую ногу, а потом на правую и постоим – это упражнение успокаивает мышцы организма, особенно после энергичной перемены. А на доске уже появились два слова – вагон и болото. Какое слово выберет аист? Почему? Мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, тут и возникает необходимость активно мыслить и находить своё выражение в таких мыслительных операциях как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Курс “ Языкознание” в начальных классах.

“Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они встречаются” (Д.Дидро)

И чудо случилось, система Л.В.Занкова научила меня творить, разработан курс “Языкознание”, по которому мы уже работаем восемь лет. Особенностью курса является систематизированный отбор и организация учебного материала с целью выработки у учащихся умения свободно пользоваться богатейшими ресурсами родного языка во всех видах речевой деятельности. В первый класс приходят дети с несовершенным произношением, что ведёт за собой отставание в овладении словарём, грамматическим строем речи, нарушением фонематического восприятия, а в дальнейшем – затруднения в письме. Развить чутьё к языку способны лингвистические игры со словами, упражнения поискового характера и русский фольклор, это и положено в основу курса “Языкознание”.

Первый этап – коррекция речи.

Схема работы проста от звука до текста через цепочку связей (слог, слово, фраза, предложение). Постоянные спутники в стране звуков и слов это Дюймовочка, сказочный персонаж, волшебные эльфы, живущие в хрустальном дворце, всегда просят помощи у ребят. В сундучке у Дюймовочки спрятано волшебное зеркальце для фонетической зарядки, гребешок с логическими упражнениями и полотенце для составления удивительных историй. Виды работ: звуковая гимнастика, графическое изображение звуков при помощи кружков, театральные постановки, песенки звуков, чистоговорки, звенелки, шумелки и т.д. Для чего? Для правильного произношения, выработки дикции, воспитания речевого общения как части этикета. Поработаем со словом СВЕЧА( задуем свечу – дыхательная гимнастика; свечка– печка…., давайте придумаем сказку о свече, которую забыли потушить в новогоднюю ночь)

Второй этап – развитие оперативной памяти и устойчивого внимания.

“Ребёнок развивается, обучаясь и воспитываясь” (Л.В.Выготский)

Использую речевые тренажёры, они даны в приложении. Во время чтения стихотворения ученики выполняют упражнения из учебной гимнастики Эриха Беллингера, рисуют в воздухе большие восьмёрки правой, левой, двумя руками. Это упражнение устраняет путаницу букв при чтении и письме, улучшает память и внимание.

Составила наборы для развития оперативной памяти на произведениях С.Маршака1) Весна – это я. 9 букв 2) Уходи мороз. 10 букв 3) Солнце спит.10 букв ;) Снега уснули 11 букв. и т.д. С наращиванием количества букв в словах происходит развитие оперативной памяти.

Рабочий день начинаю со слов:

Прекрасно всё на небе!
Прекрасно на земле!
Прекрасно всё вокруг,
Прекрасно всё (во мне!)

Если ученика подбадривать, он учится верить в себя.

Заключительный этап – комплексное интеллектуальное развитие речи.

На заключительном этапе большая роль отводится развитию звуковой эрудиции, интереса к родному языку, написанию творческих работ с целью овладения родным языком, способности выразить свои мысли и чувства. Понимать и жить сложнее, чем жить, не думая, последнее проще. Мои отношения с учеником начинаются со слова. Поэтому диалог, живое общение, языковая коммуникация являются для меня тем учебным фундаментом, на котором будет расти, развиваться школьник. Я– за коммуникативный подход в обучении родному языку, основная характеристика которого “ учиться общению”.С ребятами мы создали словарь, ведём поэтическую тетрадь, готовим задания к олимпиадам. Традиционной на уроках стала рубрика “ Я начну , а ты продолжи…” Творить значит мыслить. Три кита держат планету детства – само, взаимо, со ( самовоспитание, взаимное сотрудничество, соучастие)В детстве каждый ребёнок– поэт. Наивно было бы думать, что поэтическое вдохновение приходит само собой, поэта в душе пробуждает человеческое чувство прекрасного. Предлагаю отдохнуть: выполняем внимательно упражнения для глаз. Теперь мы готовы к информационным тестам, которые составлены с ребятами к итоговой аттестации.

Результативность использования современных образовательных технологий.

Итогом работы в курсе “Языкознание” выступают: научно-исследовательские проекты учащихся, участие в марафонах учеников-занковцев, проведение семейных олимпиад, поэтическая тетрадь класса, составление этимологического словаря, мой сборник “Теория и практика развивающего обучения”, информационные тесты по русскому языку. Взрослые и дети как малыши каждый урок ждут чуда и доказывают, что им не нужно ничего готового, им нужно, чтобы учитель принимал участие в их спорах, удивлялся, огорчался и увлекался вместе с ними. Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.

Как же я отношусь к слову “мастер”?

М – мудрость, она приобретается с годами

А – активность, в ней сила, здоровье, успех.

С – счастье, А.С.Макаренко писал “Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно!”

Т – творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е – единство, только в единстве учитель – ученик – родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р – результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

И если вам было со мной интересно, выберите солнышко и нарисуйте ему лучики радости.