Цели урока:
- Сформировать представление о звуке [ч’] как о мягком непарном согласном.
- Познакомить с графическим образом буквы Ч, ч.
- Развивать фонематический слух.
- Воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.
- Способствовать формированию правильного, сознательного и плавного слогового чтения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Песня “Азбука”
Если хочешь много знать,
Многого добиться
Обязательно читать должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука каждому нужна,
Нам поможет книжки
Прочитать она.
Надо буквы написать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибок, точно.
Припев.
Книжки могут рассказать
Обо всём на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.
Учитель.
– Азбука – к мудрости ступенька. Сегодня мы поднимемся ещё на одну ступеньку к вершинам знаний. Мы познакомимся ещё с одной буквой, узнаем много нового, будем учиться читать, чтобы больше знать.
Новая тема
– Сейчас я вам прочитаю загадки. Слова-отгадки будут объединены одной темой. Постарайтесь догадаться какой?
1. Прошло 7 дней –
Конец ей. (Неделя)
2. Семь братцев друг за другом идут.
Один другого никогда не обойдёт. (Дни недели)
– Назовите дни недели. Какой день недели сегодня?
3. Что за братцы?
Их пересчитал –
Год пропал.
Годы идут –
А они не растут.
Как тех братцев зовут? (Месяцы)
– Какие месяцы знаете? Сколько их?
4. Быстрая течёт река
Через годы и века. (Время)
– Так какая же тема объединила все загадки в одну группу? (время)
– А какой предмет помогает людям определять время ночи, дня, утра, вечера? (часы)
– Кто из вас умеет определять время по часам? (высказывания детей)
Работа в тетради
– Составьте схему слова часы.
(Дети полностью рассказывают по схеме про это слово)
1. В этом слове 2 гласных, значит 2 слога.
2. 2-й слог ударный.
3. В нём 4 звука.
– Выделим первый звук.
(Дети выделяют звук [ч] )
Чтение рассказа “Кто живёт в часах” – “Занимательное азбуковедение” В.Волина.
Задание: запомните слова со звуком [ч’]
– Какие слова со звуком [ч’] в начале вы запомнили,
(Чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки, чучело, чиж, чердак, чемодан, чёрный, чулан, чудовище, чешется, чихает, чудеса).
– А со звуком [ч] в середине?
(Сверчок, развинчивал)
Характеристика звука.
– Посмотрите, кто у нас в гостях. (Господин Глухарь, господин Звонарь и господин Гласный) “Рисунок 1”, “Рисунок 2”, “Рисунок 3”.
– Какой господин возьмёт этот звук?
(Господин глухарь, потому что это глухой согласный звук)
Знакомство с буквой.
– А буква, которая обозначает этот согласный звук, называется буква ч. (че)
– А почему она в одинаковых тапочках, причём в зелёных? “Рисунок 4”
(Звук, который она обозначает всегда мягкий)
– В каком вагончике будет эта буква?
(В последнем, т.к. она обозначает непарный глухой согласный звук)
– На что похожа эта буква? (на цифру 4)
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Печатание заглавной и строчной Ч.
Чтение слогов.
Ча, чо, чу, чи, че. (Подставляя букву ч к гласным)
– С какими гласными мы не читали? (ы, я, ю). С этими буквами Ч не пишется.
– А как мы произносили звук [ч] c гласными? (мягко)
Работа по учебнику.
– Что вы видите на картинке?
– Какие часы вы видите?
Презентация “Какие бывают часы?” (Приложение 1)
(“История часов” он-лайн в internet Explorer)
Когда появляется слайд с часами на Спасской башне, читается стихотворение:
Кто не слышал,
Как бьют
На Спасской башне гиганты-куранты?
Они часы главные, державные!
Бой курантов.
Беседа после просмотра.
– Что вы запомнили про часы?
Чтение текста в учебнике. (Самостоятельно)
– Как можно озаглавить этот текст?
Работа по тексту.
1. Чтение цепочкой.
2. Выборочное чтение.
– Найти слова к схемам (уличные, наручные)
– Что у них общего? (есть звук [ч] в середине)
– Хотите узнать какие ещё бывают часы?
Наберите правильно вот этот номер телефона 4 3 1 5 7 8 6 2, “Рисунок 5” найдёте ответ на вопрос, слово напечатать.
– Какие это часы? (биологические)
Биология-наука о живой природе.
Чтение рассказа “Вася Кукушкин и часы” Н Гузеева.
Беседа по прочитанному тексту.
– Что значит биологические часы? (внутренние, живые часы, чувство времени)
– Почему у Васи Кукушкина испортился механизм внутренних часов?
(Он был ленивым, не ценил время)
– Чему учит нас этот рассказ? (ценить время)
– Сейчас вы прочитаете один текст и узнаете, у кого ещё поломался механизм внутренних часов?
Самостоятельное чтение дополнительного текста.
Чиж.
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке. Он ни разу не пел.
Варя пришла к чижу.
– Пора тебе, чиж, петь.
– Пусти меня на волю. На воле я буду петь весь день.
Беседа о прочитанном.
– Что же случилось с чижом?
– Почему он не пел? (Высказывания детей.)
– Сегодня у вас появится возможность освободить птиц из клетки.
(Вытаскивают из клетки птиц из папье-маше)
Обобщение.
– О чём будут напоминать вам эти птахи?
(Высказывания детей об уроке.)
Д.З. Учиться правильно читать по азбуке и “Читалочке”, продолжить творческий проект “Букволандия”.