Работа с разным материалом. Волшебные узоры. Изготовление поздравительной открытки

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • расширить представление о вышивке;
  • закрепление знаний о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, треугольник, углы, круг и окружность;
  • познакомить с английским искусством – оплетением, разновидностью изонити и чертежом, его элементами: сплошной линией и линией невидимых контуров; с волшебными морозными узорами;
  • развивать элементарные навыки работы с картоном и нитью;
  • формирование творческой активности, внимания, правила безопасной работы.

Оборудование: образец изделия, картон, нитки, карандаш, ножницы, клей, скотч.

Ход урока

1. 0рг. момент.

Слайд № 1

Начинается урок
Он пойдет вам впрок.
Великая радость – трудиться
Постарайтесь все понять
И правильно все выполнять.

2. Сообщение темы урока.

Слайд 2.

Сегодня мы с Вами будем работать с разным материалом: с бумагой, картоном и нитками. А что будем делать, Вы узнаете, побывав в гостях у Василисы Премудрой.

Слайд 3.

Василиса Премудрая предлагает Вам проверить всё ли готово к уроку:

Василиса Премудрая очень любит давать различные испытания и для вас она приготовила их. Сначала отгадайте загадку:

Слайд 4.

Без рук, без ног

А рисовать умеет. (Мороз.)

Причем тут, ребята, Мороз? Может вы, знаете?

А поможет другая загадка, которую приготовил Вам сам Дед Мороз:

Дунул ветер, и Я
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле твоём ... (узор)

Что такое узор? (Ответы ребят: это рисунок.)

Сегодня Василиса Премудрая приглашает Вас познакомиться с волшебными узорами.

Впервые с волшебными узорами вас познакомил МОРОЗ, на стеклах.

Дед Мороз, когда темно,
Из лесов и снежных гор
Невидимкой, осторожно,
К нам приходит под окно,
Рисовать на нём узор.

Ледяные узоры на окнах представляют собой редкое по красоте зрелище. Среди многих видов морозных узоров чаще других встречаются древовидные образования и волокнистые формы.

Слайд 5.

Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес. Это морозный узор. Ах, как красиво!
А вот загадка другая про морозный узор:

Вырос лес,
Белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Узор на окне)

Слайд 6. Не правда ли, просто удивительной красоты эти волшебные узоры.

Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими волшебными узорами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками:

Слайд 7.

Прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах.
(Узор с конями) Шли века – волшебные узоры не исчезли, они переходили из поколения в поколение. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Василиса спрашивает: “ Как вы думаете, с помощью чего можно сделать волшебные узоры?” (Нарисовать, вышить, связать).

Василиса Премудрая просит нас ответить на вопрос: можно сделать волшебный узор без иголки? Как вы думаете? Посмотрите на вами приготовленные предметы и подумайте, что же можно сделать из этих предметов.

Сомневаетесь. Хорошо. Василиса Премудрая приглашает Вас приступить к работе.

Слайд 8. Возьмем квадрат:

а) Что мы знаем о квадрате?

  • У квадрата все стороны равны.
  • У квадрата углы все прямые.
  • У квадрата 4 угла.

б) Что означает пунктирная линия?

ЛИНИЯ НЕВИДИМОГО КОНТУРА– пунктирная линия ( отрывистая ) обозначает линию сгиба.

  • Сплошная линия нам говорит о том, что по этой линии мы разрезаем.
  • Превратим квадрат в прямоугольник. (Что вы знаете о прямоугольнике?)
  • Сложим прямоугольник пополам.
  • Затем из квадрата сделаем треугольник. ( Что вы знаете о треугольнике?)
  • Разделим еще раз пополам треугольник. Обратите внимание на треугольник.
  • Одинаковый он с прежним? Что вы заметили?– Этот угол тупой, а два других острых.

Слайд 9.

Проверим всё, что мы делали.

Слайд 10. Развернем теперь свёрнутый квадрат.

  • Возьмем один кружок и наложим его на квадрат. Отметим все лучики на кружке.
  • Повторим это и с другим кружком.
  • Пронумеруем лучики внутри.

Слайд 11. Василиса Премудрая предлагает вспомнить Правила обращения с ножницами.

  1. Ножницы нужно держать закрытыми.
  2. Не ложить на край стола, они могут упасть и повредить.
  3. Передавать ножницы нужно только кольцами.
  4. Не резать на ходу.
  5. Не брать без разрешения.
  6. Не играть с ножницами.

Василиса предлагает нам надрезать края кружочков по меткам на 5мм.

Слайд 12. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.

А теперь, ребята, встанем,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки в стороны, вперед,
вниз и на бедра положить.
Наклонитесь вправо, влево
Руки разведем,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Повернулись вправо,
Огляделись величаво.
А потом налево тоже.
Ниже наклонились,
выпрямились, повернулись и
Друг другу улыбнулись.

Слайд 13. Продолжение работы. А сейчас нам нужно все отложить в сторону и взять один из кружочков и волшебный клубочек ниточек. Нужно быть очень внимательными.

С изнаночной стороны прикрепим ниточку скотчем:

(На слайде даны подробные действия).

А теперь, ребята, нам нужно быть очень и очень внимательными и  делать так, чтобы не отставать друг от друга. Не забывайте наш девиз:

“ Сделал сам – помоги товарищу”.

Ниточку выведем в цифру 1, а затем в цифру 7 с лицевой стороны.

С изнаночной стороны сделаем шаг к цифре 8. На лицевой стороне проведем линию к цифре 2.Далее по рисунку слайда №13. Помните наш девиз: “Сделай сам– помоги товарищу”

Что же получилось у нас? Волшебный узор.

Слайд 14. А теперь ответим на наш вопрос: можно сделать волшебный узор без иголки? Оказывается можно.

Сделаем такой же узор на другом кружочке.

Помните наш девиз: “Сделай сам– помоги товарищу”.

А что можно теперь сделать из двух кружочков? Цифру восемь.Правильно.

Слайд 15. У нас с Вами получится вот такая открытка. (показать Образец, рис.1)

Наклеем на бархатную бумагу и открытка готова.

Этот волшебный узор называется ИЗОНИТЬ. Изонить – это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.
Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения. Изонить можно выполнять с помощью иголки. Эту работу мы с Вами будем выполнять во втором классе. Посмотрите на изделия ваших вожатых. (Слайд 16.)

Слайд 17. (Показ изделий) В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров, открытки для друзей и знакомых, украшать свою квартиру своими поделками.

Итог урока. Что вы узнали нового на уроке?

Полезным ли оказался для Вас урок?

Слайд 18. Рефлексия. Если Вам понравился урок, то выберите себе облачко: белое – было всё понятно и очень понравился урок; голубоватое – понравилось, но не всё было понятно. ,Серое– не понравился урок.

Я очень рада, что Вам понравилась работа. Вы все – молодцы! Дома вы научите выполнять своих родителей этот волшебный узор.

Приложение: Презентация к уроку.РРT.

Литература:

Использовался материал с Интернет ресурсов:
– Нитяная графика .– http://moikompas.ru/tags
– Славянская одежда: http://slav.olegern.net/index.php.
– Василиса Премудрая, Дед Мороз, морозные узоры – yandex.ru – картинки.
– Работы, выполненные бывшими моими учениками.