Цели урока:
– организовать деятельность по восприятию, осмыслению первичного материала: имя числительное как часть речи, количественные и качественные числительные;
– формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным, определять порядковые и количественные числительные;
– способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, товарищества.
Оборудование: учебник, карточки, записи на доске, ребусы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-путешествие.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять
Урок пора нам начинать.
II. Этап подготовки к изучению нового материала.
1. Каллиграфическая минутка
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
(В. Шекспир. Англия.)
– Внимательно прослушайте стихотворение О. Высотской “Весёлая грамматика”. О каких, известных вам, частях речи в нём говорится?
Весёлая грамматика
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным – весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное – семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
2. Работа по карточкам:
Считать, ты, девять, карандаш, деревянный, вдалеке, он, быстрый, второй, пенал, завтра, умножать, шесть, умный, парта, вычитать, досуха, вы.
– Запишите слова по группам: существительное, прилагательное, глаголы, местоимение, наречия.
– Какие слова не выписали? Почему?
– Что означают эти слова?
– Какой вопрос возник у вас? (К какой части речи отнести оставшиеся слова)
III. Этап изучения нового материала.
– Сегодня наше путешествие лежит в город, неизвестный нам – Числительск.
– Прочитайте тему урока и скажите, какую цель мы сегодня должны достичь.
– Везде и во всём человека окружают числа. Без чисел немыслима наука и сама жизнь. Особенную большую роль в жизни человека играют числа первого десятка.
– Возьмем число один. Оно активно участвует в словообразовании. Отправимся на улицу Словообразовательную и убедимся в этом.
– От корня один образуйте слова (по цепочке дети называют слова).
Один – одиночка, одиночество, одинокий и т. д.
А как много сложных слов образовано от этого слова (однобокий, одноствольный, однообразный, одноместный, однокомнатная, одноклассники, однообразие и т.д.)
Итак, мы вошли в город Числительск.
– Кто же там обитает?
– На какие вопросы они отвечают?
– Где часто употребляются?
– Вспомните пословицы и загадки, где встречаются числительные. Запись на доске. (Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь – один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Четыре братца под одной крышей и т. д.)
– А теперь подумайте, что обозначают числительные.
Всё мы с вами это узнаем, прочитав “Тайну русского языка” на с. 55.
– что же обозначает новая часть речи? И на какие вопросы отвечает?
– Допишите предложения, которые лежат на столе у вас на карточках.
1. Имена числительные делятся на…
2. Количественные числительные отвечают на вопрос…
3. Порядковые числительные отвечают на вопрос…
– Запишите ответы на вопросы, используя числительные.
1) Сколько лет жили старик со старухой в сказке “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина?
2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
3) Сколько богатырей было в “Сказке о мертвой царевне”?
4) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?
5) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением “ очень похожи,одинаковые”?
Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, два зайца, две капли.
– На какой вопрос отвечают эти числительные?
– Что они обозначают?
– Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите в ней числительное.
– На какой вопрос оно отвечает? Что обозначает?
– Сейчас мы переходим на переулок “Разминка”
Физкультминутка
Кто живёт у нас в квартире
Раз, два, три, четыре,
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка Мурка, два кота,
Мой сверчок, щегол и я –
Вот и вся моя семья.
– Какие числительные порядковые и количественные встретились в физкультминутке
– На какие вопросы отвечают?
– Следующая улица “Закрепляемая”
1. Выполнение упр. 1, с. 55. (у доски)
2. Выполнение упр. 2, с. 55. (с комментированием)
3. Чтение рубрики “Путешествие в прошлое” с. 56.
IV. Эта проверки первичного усвоения.
1. Упр. 3, с. 56 – самостоятельно с последующей проверкой.
2. Станция “Игровая”
– Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное.
Двойной, тройка, шестой, пенал, десять, зимушка, печаль, десяток, круглый, играет, двенадцать, тридцать, один, одинокий, пять, пятиминутка.
– Разгадайте ребусы.
По2вал, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.
V. Этап информации о домашнем задании.
– Упр. 4, с. 57 учебника.
– правило с. 56.
VI. Этап подведения итогов.
– С какой новой частью речи познакомились на уроке?
– Какие бывают имена числительные?
– Как отличить порядковые числительные от количественных?
VII. Этап рефлексии.
– Сегодня на уроке…
- я вспомнил…
- я повторил…
- мне понравилось…
- мне было трудно…