Имя числительное. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

– организовать деятельность по восприятию, осмыслению первичного материала: имя числительное как часть речи, количественные и качественные числительные;

– формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным, определять порядковые и количественные числительные;

– способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, товарищества.

Оборудование: учебник, карточки, записи на доске, ребусы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять
Урок пора нам начинать.

II. Этап подготовки к изучению нового материала.

1. Каллиграфическая минутка

Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.

(В. Шекспир. Англия.)

– Внимательно прослушайте стихотворение О. Высотской “Весёлая грамматика”. О каких, известных вам, частях речи в нём говорится?

Весёлая грамматика

Существительное школа,
Просыпаетсяглагол.
С прилагательнымвесёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мыместоименье,
Бьёт числительноесемь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

2. Работа по карточкам:

Считать, ты, девять, карандаш, деревянный, вдалеке, он, быстрый, второй, пенал, завтра, умножать, шесть, умный, парта, вычитать, досуха, вы.

– Запишите слова по группам: существительное, прилагательное, глаголы, местоимение, наречия.

– Какие слова не выписали? Почему?

– Что означают эти слова?

– Какой вопрос возник у вас? (К какой части речи отнести оставшиеся слова)

III. Этап изучения нового материала.

– Сегодня наше путешествие лежит в город, неизвестный нам – Числительск.

– Прочитайте тему урока и скажите, какую цель мы сегодня должны достичь.

– Везде и во всём человека окружают числа. Без чисел немыслима наука и сама жизнь. Особенную большую роль в жизни человека играют числа первого десятка.

– Возьмем число один. Оно активно участвует в словообразовании. Отправимся на улицу Словообразовательную и убедимся в этом.

– От корня один образуйте слова (по цепочке дети называют слова).

Один – одиночка, одиночество, одинокий и т. д.

А как много сложных слов образовано от этого слова (однобокий, одноствольный, однообразный, одноместный, однокомнатная, одноклассники, однообразие и т.д.)

Итак, мы вошли в город Числительск.

– Кто же там обитает?

– На какие вопросы они отвечают?

– Где часто употребляются?

– Вспомните пословицы и загадки, где встречаются числительные. Запись на доске. (Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь – один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Четыре братца под одной крышей и т. д.)

– А теперь подумайте, что обозначают числительные.

Всё мы с вами это узнаем, прочитав “Тайну русского языка” на с. 55.

– что же обозначает новая часть речи? И на какие вопросы отвечает?

– Допишите предложения, которые лежат на столе у вас на карточках.

1. Имена числительные делятся на…

2. Количественные числительные отвечают на вопрос…

3. Порядковые числительные отвечают на вопрос…

– Запишите ответы на вопросы, используя числительные.

1) Сколько лет жили старик со старухой в сказке “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина?

2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?

3) Сколько богатырей было в “Сказке о мертвой царевне”?

4) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?

5) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением “ очень похожи,одинаковые”?

Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, два зайца, две капли.

– На какой вопрос отвечают эти числительные?

– Что они обозначают?

– Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите в ней числительное.

– На какой вопрос оно отвечает? Что обозначает?

– Сейчас мы переходим на переулок “Разминка”

Физкультминутка

Кто живёт у нас в квартире

Раз, два, три, четыре,
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка Мурка, два кота,
Мой сверчок, щегол и я –
Вот и вся моя семья.

– Какие числительные порядковые и количественные встретились в физкультминутке

– На какие вопросы отвечают?

– Следующая улица “Закрепляемая”

1. Выполнение упр. 1, с. 55. (у доски)

2. Выполнение упр. 2, с. 55. (с комментированием)

3. Чтение рубрики “Путешествие в прошлое” с. 56.

IV. Эта проверки первичного усвоения.

1. Упр. 3, с. 56 – самостоятельно с последующей проверкой.

2. Станция “Игровая”

– Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное.

Двойной, тройка, шестой, пенал, десять, зимушка, печаль, десяток, круглый, играет, двенадцать, тридцать, один, одинокий, пять, пятиминутка.

– Разгадайте ребусы.

По2вал, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.

V. Этап информации о домашнем задании.

– Упр. 4, с. 57 учебника.

– правило с. 56.

VI. Этап подведения итогов.

– С какой новой частью речи познакомились на уроке?

– Какие бывают имена числительные?

– Как отличить порядковые числительные от количественных?

VII. Этап рефлексии.

– Сегодня на уроке…

  • я вспомнил…
  • я повторил…
  • мне понравилось…
  • мне было трудно…