Развитие коммуникативных умений младшего школьного возраста на уроках по предмету "Окружающий мир"

Разделы: Общепедагогические технологии


Вашему вниманию представлена программа по теме: “Развитие КУ младших школьников по предмету “Окружающий мир”. (1-3 слайды)

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью.
Актуальность темы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном быстро меняющемся мире. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающиеся развитым чувством ответственности. Коммуникативные умения относятся к разряду общеучебных умений. (4 слайд)

Сформированность КУ позволит ученику:

– быть успешным в учёбе
– осваивать новый учебный материал в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками
– обмениваться имеющимся жизненным опытом. (5 слайд)

Разработанность проблемы.

Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных учёных: Л.С. Выгодского, Б. Ф. Ломова, Х.Й. Лейтеса. Методикой обучения предмету “Окружающий мир” занимаются А. А. Вахрушев, А. А. Плешаков, Д. Д. Данилов, Н. Д. Виноградова. (6 слайд)

Однако проблема формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте на уроках по предмету “Окружающий мир” остаётся недостаточно изученной.

Цель педагогической деятельности – формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках по предмету “Окружающий мир”

Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе

Предмет исследования – формирование коммуникативных умений младших школьников. (7 слайд)

Нами выдвинута ГИПОТЕЗА: Образовательный процесс в начальной школе, направленный на формирование КУ младших школьников при изучении предмета “Окружающий мир” будет успешным, если используются

– групповые и коллективные формы работы, при которых учащиеся стремятся к достижению общей цели.

Это проектная деятельность, КТД;

– совместная с родителями познавательная деятельность (поездка на нефтеперерабатывающий завод, на бензозаправочные станции, на природу). (8 слайд)

Формирование КУ младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, т.к. степень сформированности данных умений влияет не только на результативность, но и на процесс социализации и развития личности в целом. (9 слайд)

Коммуникация в словаре иностранных слов определяется, как связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании. (10 слайд)

В структуру общеучебных умений входят учебно-коммуникативные, также учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-организационные.

Сформированность общеучебных умений обеспечивает успешность младшего школьника в целом. (11 слайд)

Формирование КУ наиболее эффективно при специально организованной групповой и коллективной деятельности, направленной на достижение общей цели.

Это КТД, проектная деятельность, игры, работа в парах, экскурсии, посещение музеев, планетария и т. д. (12 слайд)

13. При использовании этих форм работы, в процесс учёбы включаются друзья, родители, для которых школьная жизнь становится ближе.

Дети учатся работать в команде, что не маловажно для будущей взрослой жизни, они видят преимущества коллективного труда, когда цель достигается, благодаря идеям сразу нескольких человек. (13 слайд)

14-16 слайды. Анализ результатов формирования КУ позволяет сделать вывод о том, выявленные педагогические условия позволяют повысить эффективность формирования КУ младших школьников.

Это видно на диаграммах.

I (констатирующий) замер мы делали в 1классе (2 четверть, конец ноября), а последний ( контрольный ) замер на данный момент в 3 классе в мае 2009 года. В диагностике приняли участие 22 ученика.

Если в 1 кл. необщительные составляли 10 человек, то в 3 кл.– 0 человек.

Нормальная общекоммуникабельность в 1 кл.-3 человека, в 3 кл.– 12 человек.

Если посмотреть на диаграмму уровня развития КУ способностей 3-а класса, где ведётся работа по развитию КУ и учащихся 3– г класса, где эта работа не проводится мы видим, что в 3-а классе нормальная общекоммуникабельность составляет 12 человек, а в 3– г классе – 3 человека. По результатам социометрии мы видим, что в 3 классе по сравнению с 1 классом незаметные в классе отсутствуют, лидеров в 1 классе было трое, в 3 классе – 1 лидер.

Подведем итог вышесказанному: Коммуникативные умения – это правильно, грамотно объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению.

Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоритической и практической подготовленности учащихся.

Виды коммуникативных умений:

1) межличностная коммуникация;
2) межличностное взаимодействие;
3) межличностное восприятие.

Первый вид умений включает передачу рациональной и эмоциональной информации. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его.
Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение.
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них.

Хотелось бы обратить ваше внимание, что перед учителем во время работы над выработкой К. У. младших школьников возникают определённые сложные ситуации.

1 группа сложных ситуации при формировании коммуникативных умений: психологические особенности каждого ребёнка. Все знают, что есть люди интроверты и экстраверты. Последние легко идут на формирование КУ легко, потому что они смотрят на мир открыто. Работу в группах выполняют с большим удовольствием и энтузиазмом. Сложнее обстоит дело с интровертами. Им не легко работать в группе. Они любят делать всё в одиночку. Здесь очень важен правильный подход педагога. Принимая во внимание специфику характера таких детей, учитель подходит индивидуально, т.е. ребёнок может сделать какую-то часть задания самостоятельно, но задача учителя убедить ребёнка, что он является частью большого совместного дела. Одному ему не справиться.

2 группа сложной ситуации при формировании коммуникативных умений: особенности семьи. Не все готовы сотрудничать со школой, учителем, с одноклассниками ребёнка. Поэтому задача учителя не допустить развития чувства неполноценности у детей, где семья стоит в стороне. Например: Если ваши родители не могут вам помочь, ввиду каких-то обстоятельств, то вы за помощью можете обратиться к родственникам, друзьям.

Обязательно при развитии коммуникативных умений обращаю внимание на нравственное поведение. Научить детей главному правилу нравственного поведения – “Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступили с тобой”. (17слайд)

Таким образом, учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:

– выслушивания мнения других:
– владение различными формами устных публичных выступлений;
– оценка разных точек зрения;
– владение приёмами риторики;
– организация совместной деятельности;
– владение культурой речи;
– ведение дискуссии (18-20 слайды)

Всё это позволяет не только наполнить мозг ученика знаниями, а главное и это главное – формировать нравственно устойчивую личность

Я рассматриваю нравственные ценности: Жизнь, Красоту, Человека, Труд, Добро как методологическую основу нравственного воспитания детей на уроке и во внеклассной работе. (21 слайд)

Как сказал Сенека: “Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней” (22 слайд)

Спасибо за внимание! (23 слайд)

Презентация