М-3, ч.2. Урок 1 (Приложение 1)
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности (1-2мин)Цель:
1) создать условия для возникновения у учащихся
внутренней потребности включения в учебную
деятельность на уроке через создание
доброжелательной обстановки и обсуждения
высказывания с опорой на положительный личный
опыт детей (“хочу”);
2) организовать деятельность учащихся по
установке тематических рамок урока:
многозначные числа (“могу”);
3) организовать актуализацию требований к
ученику со стороны учебной деятельности
(“надо”).
Организация учебного процесса на этапе 1.
Учитель открывает высказывание: “Счет и вычисления – основа порядка в голове”.
Ребята, как вы понимаете данное высказывание? ( )
С какими числами мы учились работать на предыдущих уроках? (С многозначными числами.)
Какие действия с многозначными числами умеем выполнять? (Сложение и вычитание.)
В последней контрольной работе я увидела, что многие из вас научились складывать и вычитать многозначные числа без ошибок. Молодцы! А единичные ошибки, которые ещё встречаются, допущены по невнимательности.
Какие еще действия можно выполнять с многозначными числами? (Умножать и делить.)
Ребята! Почему сегодня у нас в гостях наш добрый знакомый Смайлик? (Приложение 1 – электронная презентация: на слайде – Смайлики) (Мы будем учиться чему-то новом. Не всё ещё знаем…)
А что значит учиться? (Мы поймем, что не знаем и сами найдем новый способ.) Д-2
- Как строится урок, когда мы узнаём новое? (Сначала мы повторяем необходимое, потом пробуем выполнить новое задание, выясняем почему оно вызвало затруднение, поставим цель и сами построим способ…)
Итак, с чего начнем? (С повторения)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии (10 минут)Цель:
1) актуализировать алгоритм умножения
двузначного числа на однозначное,
распределительное свойство умножения,
тренировать вычислительные навыки;
2) активизировать мыслительные операции:
сравнение, анализ, аналогия, обобщение;
3) актуализировать норму пробного действия;
4) организовать самостоятельное выполнение
учащимися индивидуального задания на применение
нового знания;
5) создать условия для фиксации учащимися
возникшего затруднения в выполнении пробного
действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2.
1) Проверка домашнего задания
1) – Откройте тетради, запишите: “17 ноября. Классная работа” Какое было домашнее задание? Чему равна площадь фигуры? Есть другие ответы? На доске … записал решение задачи. У кого такая же запись? Кто записал по-другому?
(30+5) * 8=30*8+5*8=280(м2)
– Какова длина нашей фигуры? (35 м) Чем для нас с вами – учеников школы №56 знаменательно число 35?
– Совершенно верно! Сегодня узнавать новое нам будет помогать наша любимая школа. А площадь полученной фигуры всего на 10 м2 меньше площади нашего спортзала. Какова площадь нашего спортзала?
2) Тренинг мыслительных операций
- Запишите, чему равна площадь прямоугольника (Д-3а).
Один ученик записывает на доске, остальные на планшетах, затем запись уточняется. (a + b) • c = a • c + b • c
На экране Д-3б с подобным заданием. Работа проводится аналогично. На доске появляется запись: (a + b + c) • d = a • d + b • d + c • d
- Чем отличаются эти задачи? (В первой задаче прямоугольник разбит на две части, а во второй – на три.)
- Каким способом воспользовались? (Правило умножения суммы на число, или распределительное свойство умножения)
Учитель вывешивает опорные схемы Д-13
- Можно ли применить это правило к сумме трех слагаемых? (Из второго равенства следует, что да.)
- Можно ли это применить к сумме большего числа слагаемых? (Да, ведь прямоугольник можно разбить на большее число частей.)
2) Актуализация умения умножения двузначного числа на однозначное
– Давайте решим задачи про школу. /Решения записываем на планшетках.
Первая задача.
а) В нашей школе 2 компьютерных класса. В каждом по 14 компьютеров.
Сколько всего компьютеров в кабинетах информатики?
14*2=28(к.)
– Покажите планшетки!
– Какой приём умножения использовали? /Устный/
– Как считали?
б) В блоке начальной школы 12 учебных кабинетов.
Сколько всего учебных кабинетов в школе, если их в 3 раза больше, чем в начальной школе? 12*3=36(к.)
в) В одном лестничном пролёте 11 ступенек. Количество ступенек с первого этажа до третьего в 4 раза больше. Сколько всего ступенек?
11*4=44(ст.)
(При допущенных ошибках обращать внимание на опорные слова в задачах).
– Что надо знать, чтобы выполнить вычисления правильно? / Таблицу умножения/
– Что уметь? / Уметь правильно сложить числа, записать числа/
Учитель вывешивает опорные схемы Д-9, Д-10, Д-11.
г) – В тетрадях запишите № 1. Посмотрите внимательно! Запишите полученные числа в строчку. Посмотрите внимательно! Найдите закономерность.
– Запишите 5 последующих чисел.
– Давайте проверим! У кого всё верно поставьте “+”, у кого ошибки – будьте внимательны, учитесь быстро складывать в уме.
/ 28 36 44 52 60 68 76 84/
д) – Найдите значение произведения 84*3(на планшетках). / На слайде алгоритм умножения двузначного числа на однозначное/
– Ребята, а как вы считали?
– Кто вычислял устно? Как?
– Кто вычислял письменно? Расскажи!
Ученики, выходя к доске, представляют 2 приёма – устный и письменный – умножения двузначного числа на однозначное. На доску вывешивается 2 таблички:
– А какой это алгоритм? Давайте проговорим его по “шагам”!
Учитель вывешивает опорные схемы Д-12.
– ИТАК: Дети, скажите, пожалуйста, почему мы с вами учимся устным и письменным приёмам вычислений? (В жизни часто встречаются ситуации, например, в магазине, когда под рукой нет листочка и ручки – нужно считать в уме).
е) Задание для пробного действия.
– В любимой школе мы с вами получаем заряд бодрости в спортивном зале, набегаем много километров, поднимаясь и спускаясь по лестницам. Где мы можем пополнить запасы энергии? /В столовой./
Задача: В столовой 252 посадочных места. Горячее питание получают ученики начальной, средней и старшей школы. Давайте узнаем, сколько всего учеников питаются в столовой в день?
Вам известно 2 приёма умножения, воспользуйтесь любым из них и найдите результат.
Работаем на планшетках.
252*3 = |
- На работу вам 1 минута.
- Стоп.
- Поднимите руки, кто не решил пример. (…)
- В чём у вас затруднение? (Не смогли умножить трёхзначное число на однозначное число быстро.)
- Поднимите руки, кто выполнил задание (…)
- Покажите ваши результаты, а я запишу их на доске.
- Почему у нас получились разные ответы? (Значит, в чём-то ошиблись…Чего-то не знаем…)
- О чём нам напоминает Смайлик? (Это новая тема)
3. Выявление места и причины затруднения (2 мин.)
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения в учебной деятельности: неудобная форма записи;
Организация учебного процесса на этапе 3.
- Какое задание вы выполняли? (Надо было умножить трёхзначное число на однозначное число за 1минуту)
- Какие способы вы использовали при выполнении задания? (Мы использовали распределительное свойство умножения, алгоритм умножения в столбик)
- Где возникло затруднение? (При использовании распределительного свойства не хватило времени, при использовании записи в столбик не смогли найти опору)
- Почему возникло затруднение? (У нас нет алгоритма умножения трехзначного числа на однозначное число в столбик.)
4. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин)
Цель:
в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1. Уточнить цели проекта (составить
алгоритм умножения многозначного числа на
однозначное в столбик и опорную схему);
2. Уточнить тему урока;
3. Определить средства (алгоритмы, модели, учебник
и т.д.);
4. Построить план достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4.
– Сформулируйте цель дальнейшей работы. (Составить алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное число в столбик.)
– Ребята, а если я вам предложу для умножения четырехзначное число или пятизначное, вы к каждому из них будете составлять новый алгоритм умножения на однозначное число? (Мы поняли, нам надо составить алгоритм для умножения многозначных чисел на однозначное число)
– Сформулируйте тему урока. (Письменное умножение многозначного числа на однозначное число)
– Что нам может помочь при открытии нового? (Известный алгоритм умножения двузначного на однозначное, распределительное свойство умножения.)
– Что вам нужно будет сделать с известным алгоритмом? (Изменить, уточнить для нашего случая.)
– Тогда по какому плану мы будем действовать?
1) Определим, в каком месте, и каких шагов не хватает.
2) Уточним и дополним алгоритм.
План фиксируется на доске.
5. Реализация построенного проекта (6 мин)
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: алгоритма умножения многозначного числа на однозначное число;
2) создать условия для построения алгоритма, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
1. Работа в парах.
- Вы будете работать в парах, проговаривая алгоритм умножения.
- Что вам надо определить? (В каком месте алгоритма шагов не хватает)
- На работу вам даю 5 минут.
Ученики получают листы с примером (по уровню сложности).
ПРИМЕР (Приложение 2)
Помощь парам:
– Сколько шагов не хватает?
– Каких шагов не хватает? (проговорите устно) /можно на примере провести границу для недостающих шагов
Двигательная физминутка
2. Проверка
- Где вы предлагаете добавить шаги в алгоритм? (Между 4 и 5 пунктом.)
На доске отодвигаются вниз 5 и 6 пункт, освобождая место для дополнительных шагов.
- Посмотрите на работу всех мини-групп. Сколько и какие шаги предлагает добавить первая группа, вторая, третья. Почему так получилось? (Первые умножали трехзначное число, а третьи – пятизначное, поэтому шагов в алгоритме больше.)
- Но ведь мы хотели вывести общий алгоритм, подходящий для умножения любого многозначного числа.
Учитель подводит детей к тому, что нужна одна фраза, объединяющая все созданные ими добавленные шаги. В результате беседы формулируется: Д-8
5.Аналогично умножить все разряды многозначного числа.
- Вы довольны своей работой? Прочитайте алгоритм.
Дети хором прочитывают все шаги алгоритма.
– Вклейте новый алгоритм в Тетрадь Эталонов.
3. Решение примера из пробного действия
– Вернёмся к нашему затруднению.
- Преодолели ли вы затруднение? (Нет, мы ещё не проверили решение примера из пробного действия).
- Решите пример по новому алгоритму в тетради.
Один ученик у доски решает с проговариванием.
– Какой ответ был верный? (756)
- У кого другой ответ? (Таких нет.)
- Молодцы. Всего в нашей школе обучается 795 учеников. Скольким ученикам вы посоветуете подумать о своём здоровье и начать питаться в школе? /795-756=39(уч.)
- Вы справились с затруднением? (…)
- Вы это сделали сами? (…)
- Что будем делать дальше? (Тренироваться в решении примеров на новый алгоритм.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 мин)
Цель:
создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Работа в учебнике. № 3 стр. 1
- Дети решают (а, б) четвертый столбик: один ученик выходит к доске и комментирует решение примера, остальные записывают ответы в учебнике.
– Сейчас мы с вами будем находить значения выражений, используя новый алгоритм.
- Примеры третьего столбика дети решают, проговаривая друг другу в парах. Проверяют по подробному образцу. (Р-2)
– Кто не успел выполнить?
- Если вы выполнили задание правильно, поставьте “+”, если неправильно – “?”.
- У кого есть ошибки? Почему ты ошибся?
- Какие ошибки нас подстерегают при письменном умножении многозначных чисел на однозначное?
Учитель обращает внимание детей на таблички с видами ошибок.
- Какой следующий этап вашей работы? (Теперь нужно поработать самостоятельно.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 мин)
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на применение нового алгоритма;
2) организовать самооценку детьми правильности выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Для самостоятельной работы предлагается № 3 стр.1 (а, б – второй пример).
На выполнение задания отводится 2 минуты.
– Кто понял новый способ? Как проверить, понял ты или нет? (Решить самостоятельно)
2. Самопроверка. СЛАЙД.
- Проверьте себя (Р-3).
- У кого были ошибки? Где ошибся? Почему ошибся? Что станет вашей целью в дальнейшем? (Научиться применять эталон умножения многозначных чисел, тренироваться в умножении на однозначное число в столбик.)
- У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как умножать многозначные числа на однозначное число.)
Итог: как мы умножаем?
Физминутка для глаз (Приложение 2) Мы замечательно поработали, а сейчас закройте глазки – отдохнём)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать умение решать уравнения и задачи с использованием нового вычислительного приема.
Организация учебного процесса на этапе 8:
При показе презентации смайлик использует новое знание в разных областях математики.
- Где нам могут пригодиться полученные знания? (При решении задач и уравнений.)
№ 5 с. 2
-Прочитайте условие задачи. Какая схема подходит к данной задаче! Поднимите руку, кому понятно, как её решить. А чтобы не было сомнений, расскажите по какому плану вы будете действовать.
Работа проводится дифференцированно: дети с хорошей математической подготовкой решают самостоятельно, остальные – работают фронтально).
При решении задачи используется графическая модель:
Чтобы найти, сколько сдачи должен дать кассир, надо из всей суммы 10 000 руб. вычесть стоимость детских билетов и стоимость взрослых билетов. Но мы не знаем стоимость взрослых и стоимость детских билетов. Чтобы найти стоимость детских билетов, надо цену 835 руб. умножить на количество билетов 4.
- 835 · 4 = 3340 (руб.)– стоимость детских билетов.
- 1216 • 5 = 6080 (руб.)– стоимость билетов для взрослых.
- 3340 + 6080 = 9420 (руб.)– стоят все билеты.
- 10 000 – 9420 = 580(руб.)
Чтобы найти стоимость билетов для взрослых, надо цену 1216 руб. умножить на 5.
Найдем, сколько стоят все билеты:
Теперь найдем, сколько сдачи должен дать кассир, для этого из количества денег внесенных в кассу 10 000 руб. надо вычесть стоимость всех билетов 9420 руб..
Составим выражение:
10 000 – (835 • 4 + 1216 • 5) = 580 (руб.)
Ответ: кассир должен вернуть 580 рублей.
Если позволяет время можно решить задачу вторым способом или, проговорив решение 2 способа дать его решить дома.
- 835 • 4 = 3340 (руб.) стоимость детских билетов.
- 1216 • 5 = 6080 (руб.) стоимость билетов для взрослых.
- 10 000 – 3340 – 6080 = 580(руб.)
10 000 – 835 • 4 – 1216 • 5 = 580(руб.)
(Если нет времени – задачу заменить простой. Интерактивная доска стоит … руб. Сколько денег требуется, чтобы приобрести 6 таких досок в каждый учебный кабинет начальной школы на 2-ом этаже?).
Дети, самостоятельно и быстро решившие задачу, проверяют решение по подробному образцу. Далее –на слайде новое задание.
– Дети, обратите внимание, на слайде написано другое задание(не как в учебнике).
№ 6 с. 2 –Ребята, вы можете не решить, просто выберите нужное уравнение.
– Выберите и запишите уравнение, которое будет решаться с помощью нового алгоритма.
– Проверьте: х : 9 = 809. Кто выбрал правильно поставьте “+”, кто ошибся – “?”.
-Заканчиваем работу. Ещё полминутки. Давайте проверим, сколько сдачи получил кассир. Есть другие ответы? (Если ответы разные– подробно проанализировать. Прямо на схеме приклеить ответы.)
-У нас есть ребята, которые выполняли трудное задание –решали уравнение. Какое уравнение вы выбрали? Почему? Какой ты молодец!
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
- обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Что нового вы сегодня узнали? (Как умножать многозначное число на однозначное число в столбик.)
– Какую цель ставили? (Создать алгоритм умножения многозначных чисел на однозначное число и научиться решать примеры с применением этого алгоритма.)
– Достигли ли вы цели? Как доказать? (Создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение многозначных чисел на однозначное число.)
– Оцените свою работу на уроке – заполните табличку с данными утверждениями, достаньте картинки из конверта и выберите нужную, вырежьте её.
И табличку, и картинку приклейте в тетрадь.
– Кто оценил себя? Прочитайте.
Учитель заслушивает несколько учеников.
– У всех остальных я увижу ваши собственные оценки в тетрадях.
– Школа – наш второй дом, а дома, как известно, стены помогают. Сегодня любимая школа помогла нам получить новые знания. Чтобы знания стали прочными, я предлагаю вам для тренировки домашнее задание.
Домашнее задание: