Тема: Русская народная сказка “Петушок и бобовое зёрнышко”
Цель
Ознакомить детей с содержанием русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко".
Задачи:
- Способствовать развитию выразительной и монологической речи учащихся; обогащать словарный запас учащихся.
- Способствовать развитию внимания, интереса к чтению.
- Воспитывать заботливость об окружающих.
Оборудование: выставка детских книг со сказками о животных, плакат с пословицами, рисунок петуха, бобовые зёрнышки
Ход урока
I. Организационный момент
Сели прямо! Ножки вместе!
Ручки палочкой на стол!
Начинаем разговор!
ВМБ
У каждого человека может возникнуть в жизни непредвиденные ситуации, и никто не знает, как в них нужно действовать. Сегодняшний урок подскажет вам выход из одной такой ситуации.
II. ИНМ
1). Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой, а кто главный герой сказки вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.
В деревне есть часы такие
Не мёртвые, а живые
Ходят без завода,
Они птичьего рода. (Петух)
(Показываю картинку петуха.)
– Правильно, петух.
– Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку "Петушок и бобовое зёрнышко".
2) словарная работа
– Прежде чем прочитаем сказку, прошу вас обратить внимание на эти слова:
– Давайте прочитаем слова по слогам, а затем с ударением
– Как вы понимаете значение этих слов?
+ Приговаривала (говорить, сопровождая каким либо действием)
Пугал-испугал-испугалась
+Коса
– Ребята, слово коса имеет несколько значений.
1). Сельскохозяйственное орудие труда.
2). Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.
3). Сплетённые длинные пряди волос.
+ со всех ног
3)чтение учителем
– Я прочитаю, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: РЕБЯТА, ЧЕМ ПОНРАВИЛАСЬ СКАЗКА ?Поделитесь впечатлениями.
4).Физкультминутка.
Петушочек встрепенулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Крыльями похлопал,
Ножками потопал,
Шею вытянул, согнул
И по улице шагнул.
5). Повторное чтение учениками
А сейчас сядьте правильно и внимательно прочитайте сказку самостоятельно
– Сколько героев в сказке?
– Назовите.
6)Беседа+работа с иллюстр.+ выборочное чтение
– Какая беда приключилась с петушком?
– Из-за чего он подавился?
– Кто ему первый пришёл на помощь?
– К кому она бросилась за помощью? (к хоз)
– Что курочка попросила у хозяйки
– Что ответила ей хозяйка, прочтите. (С. 109)
– К кому потом бросилась курочка?
– Какая коровушка. Опишите (с109)
– Что попросила курочка у коровушки?
– Почему курочка называет корову “коровушка”?
– А к кому побежала курочка после коровушки?
– Что попросила у хозяина курочка?
– Опишите хозяина, глядя на картинку (с. 110)
– После хозяина к кому побежала курочка?
– Что за профессия? Чем занимаются кузнецы?
– А сейчас такая профессия существует?
– Удалось ли спасти курочке петуха?
– Как она это сделала?
7) Физкультминутка для глаз.
– А сейчас мы вспомним, кто и как помогал петушку.
– Кто был первый? курочка)
– Чем она помогла? (бегала за помощью)
– Затем кто ему помогал? (хозяюшка)
– Чем? (маслом)
– Прочте этот момент (С. 111)
– Кто помогал петушку после хозяйки? (коровушка)
– Чем?
– Прочтите этот момент. (С. 111 абзац)
– Кто помогал затем петушку? (хозяин)
– Чем? (травой0
– Прочтите (с 111)
– А кто самый последний пришёл на помощь петушку? (кузнец)
– Чем он помог?
– Прочтите. (С. 111., 2 абзац)
(Курочка – бегала за помощью
Хозяюшка – маслом
Коровушка – молоком
Хозяин – свежей травой
Кузнец – хорошей косой)
8. Чтение сказки по ролям. (Эпизод, диалог с хозяюшкой)
– откройте с 108-109
– посмотрите на рисунок и скажите, какой изображена курочка?
– Давайте найдём первые слова курочки и прочитаем их.
– Как говорит курочка? /ласково, заботливо, с тревогой в голосе)
– каким тоном? (средним)
– каким темпом? (средним)
– Кто так сможет прочитать?/3-5 человек читают/
– Чьё чтение удачнее? Почему? Докажите
– А какой на картинке изображена хозяйка? Опишите
– Значит, как нужно читать её слова? (с переживанием)
– Прочтите диалог хозяюшки с курицей
9. Работа с пословицами. (В парах)
– Какая или какие из этих пословиц, которые я вам раздала, наиболее лучше подходит к этой сказке?
1. Друг познаётся в беде.
2. Доброе братство дороже богатства.
3. Нет друга – ищи, а нашел – береги
– А вы такие же хорошие друзья как курочка?
– А когда я училась в шк. И мы изучали эту сказку, мой одноклассник сказал, что это не друзья, т.к. друг в беде не будет просить что-то взамен, а поможет сразу? А вы утверждаете, что герои сказки друзья петушку. Почему???
– Могли они сразу придти на помощь петушку? (нет)
– Почему? (так как у них не было сразу того,что надо петушку)
– А если б у них было то, что нужно петушку, они б дали? (Да)
III. Итог урока.
– С какой новой сказкой познакомились сегодня на уроке?
– Чем запомнилась сказка?
– Чему учит нас эта сказка?
– А какие ещё сказки о животных вы знаете?
– А когда я училась в шк. И мы изучали эту сказку, мой одноклассник сказал, что это не друзья, т.к. друг в беде не будет просить что-то взамен, а поможет сразу? А вы утверждаете, что герои сказки друзья петушку. Почему???
– Могли они сразу придти на помощь петушку? (нет)
– Почему? (так как у них не было сразу того, что надо петушку)
– А если б у них было то, что нужно петушку, они б дали? (Да)
Выставка книг
– В нашей школьной библиотеке есть такие сказки о животных (знакомлю с выставкой книг)
Список литературы
1. О.В.Кубасовой “Любимые страницы”. Учебник по литературному чтению. 1 класс. В 2-х частях. Часть 2, М.: Ассоциация XXI век, 2009 – 192 с.