Цель: пропаганда здорового образа жизни; формирование личной ответственности подростка за свое поведение; позитивное развитие личности подростка.
Задачи: осознание учащимися важности разумного отношения к своему здоровью с ранних лет; определение вредных привычек, составление модели долголетия.
Возраст: учащиеся 6-7 классов.
Количество участников: 15-20 человек.
Оборудование: мультимедиа; магнитофон; бумага и ручки.
Эпиграф: “Весь секрет продления жизни состоит в том, чтобы ее не укорачивать” (Э.Фейхтерслебен).
Ход занятия
Учитель: Тема нашего мероприятия очень актуальна в современном мире. Сегодня каждый из присутствующих составит свою модель долголетия. Эпиграфом возьмем слова Э.Фейхтерслебена “ Весь секрет продления жизни состоит в том, чтобы ее не укорачивать”. Как вы понимаете это высказывание? (Ответы учащихся)
Учитель: Всем нам свойственно странное противоречие: с одной стороны мы любим жизнь, с другой – ни ценим ее каждодневно. Мы привыкли считать, что человек – “это звучит гордо”, но хорошо понимаем при этом, что гордиться большинством человеческих деяний не приходится. Ребята, а как вы понимаете смысл следующего выражения: “ Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки?”
Психолог: Человек приходит в этот мир для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям. Правильный образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом.
Людям в юном возрасте свойственно не очень задумываться о своем здоровье. Однако же думать об этом надо. И чем раньше, тем лучше. А не тогда, когда мы начинаем его терять.
По этому поводу я предлагаю небольшой тест:
“Мое здоровье”
Отвечая на вопросы теста, вы должны понять, что лучше быть откровенным перед самим собой. Информация, которую вы получите по итогам тестирования, будет полезна прежде всего вам. Она дает возможность поразмышлять над своими привычками, которые ухудшают состояние здоровья; понять, что же нужно делать, каких правил придерживаться, чтобы сохранить свое здоровье в полном порядке на долгие годы.
Анализируя предполагаемые утверждения, используйте принцип “как правило”, т.е. если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете “да”, если это случается редко, то нужно отвечать “нет”.
Итак:
- У меня часто плохой аппетит.
- После нескольких часов работы у меня начинает болеть
- Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
- Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
- Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
- Последнее время несколько прибавил в весе.
- У меня часто кружится голова.
- В настоящее время я курю.
- В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
- У меня плохой сон и неприятные ощущения после пробуждения.
Ключ к тесту.
За каждый ответ “да” поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
Определение результата и интерпритация.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не останавливайте усилий по сохранению своего здоровья.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нежно менять свои привычки, иначе…
Конечно, вы в праве не согласиться с данной интерпритацией результатов, особенно если вы набрали то 7 до 10 баллов. Но лучше подумайте над своим образом жизни, над теми привычками, над теми привычками, которые губительно влияют на ваш организм.
Врач: Конечно же, здоровый образ жизни неотъемлемо связан с правильным режимом дня. Серьезное внимание уделяется полноценному отдыху. Правильный сон (а он в годы становления организма имеет огромное значение) составляет 9-10 часов в сутки. Одна треть этого сна должна приходиться на сон до полуночи. Прогулка перед сном и легкоусвояемый ужин также способствуют хорошему отдыху организма.
А теперь давайте вместе с вами, ребята, составим памятку “Режим дня”. И поговорим о том, как важен режим дня для нашего здоровья.
(Учащиеся обсуждают и одновременно их предложения высвечиваются на мультимедийном экране)
Памятка “Режим дня”
- Проснувшись, не вскакивай с постели.
- Встань пораньше, сделай утреннюю зарядку.
- Почить зубы, прими душ, приведи в порядок волосы.
- Плотно позавтракай утром.
- До школы иди пешком, если позволяет время и расстояние.
- Правильно распредели свои дела, не планируй слишком много на один день, учитывай свои возможности.
- Чередуй умственный труд с физическими.
- Помни, что лучший отдых-смена работы.
- Обязательно бывай на свежем воздухе.
- Береги зрение, не читай лежа в постели.
- Не сиди долго у компьютера, делай зарядку для глаз.
- Не переедай на ночь.
- Ложись спать не позднее 22 часов.
Итак, уважаемые ребята, мы с вами поговорили о важности соблюдения режима дня. И нужно приучать себя к его соблюдению.
Учитель: Я не ошибусь, Если скажу, что нет такого человека, который не хотел бы иметь хорошее здоровье. Поздравляя друг друга с праздниками, мы обязательно желаем здоровья и счастья. Но может ли быть счастливым больной человек?
И теперь, уважаемые ребята, я предлагаю каждому из вас на заготовках-солнышках написать, что для вас является составной частью здоровья (Дети пишут свои варианты, затем идет обсуждение и создается общая модель здоровья. Ответы высвечиваются на мультимедийном экране)
Здоровье – это:
- отсутствие вредных привычек.
- активный отдых.
- витамины круглый год.
- занятие спортом и т.д.
Учитель: Вот и подошло к завершению наше мероприятие. Всем большое спасибо за активное участие. Желаю всем крепкого здоровья, счастья и долголетия. Надеюсь, что полученные сегодня сведения помогут вам в дальнейшем делать правильный выбор. И понять, что от здоровья каждого из нас зависит здоровье нации. Здоровье будущих поколений. И в завершении предлагаю вам “Узелок на память”.
От природы каждый человек получает определенный запас здоровья. И самая главная задача человека – не навредить себе, не растерять то, что дала ему природа. А как известно, вредные привычки (особенно курение, алкоголь, наркотики) значительно укорачивают нашу жизнь и жизнь близких людей. Человек, который принимает решение пить, курить, принимать наркотики думает, что делает свободный выбор (хочу делаю, хочу не делаю). Но эта мнимая свобода вскоре превращается в зависимость, которая становится непобедимым пристрастием. Так может стоит отказаться от такого свободного выбора и вести здоровый образ жизни? Ведь здоровье- это такое состояние, которое трудно гарантировать. И легче сохранить здоровье, чем потом его восстанавливать.
Здоровье тела, бодрость духа -
Вот жизни философия,
И вот ее наука!
(Звучит песня В.Высоцкого “Занимайтесь люди обтиранием”)