Сценарий проведения урока из тематического раздела "Сила трения". 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Необходимое оснащение: Персональные компьютеры с подключением ИНТЕРНЕТ, интерактивная доска, экспериментальный набор для изучения силы трения (динамометры, бруски, набор грузов, бумага, вазелин и др.)

Тип урока: урок проектного изучения нового материала.

Цели проекта:

Образовательные:

– формирование представлений о силе трения,
– изучить причины и виды трения,
– выявить природу силы трения,
– экспериментально установить, от чего зависит сила трения.

Развивающие:

– развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать, сравнивать результаты, делать выводы;
– развивать навыки практической работы.

Воспитательные:

– содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
– развить коммуникабельные свойства ребенка.

План урока:

Время урока Вид работы № слайда
всего На работу
5 мин 1 мин 1 Организация начала занятия. 1
4 мин 2 Постановка цели урока документ
10 мин 5 мин 3 Просмотр видеофрагмента “Суд над трением” видео
15 мин 10 мин 4 Изучение нового материала 1-12
20 мин
25 мин

30 мин

35 мин

2 мин 5 Физ. минутка 13
4 мин 6 Эксперимент 14
5 мин 7 Тестирование документ
3 мин 8 Физический диктант 16
1 мин 9 Объяснение домашнего задания 15
40 мин 5 мин   Выход в интернет  

Ход урока

1. Организация начала занятия.

Ребята, сегодня у нас урок изучения новой темы проектным методом. У вас на столе лежат рабочие тетради подпишите их.

2. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной силой, которая называется силой трения. Эта сила очень важна для нас. Благодаря ей мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли. Сила трения возникает при соприкосновении одного тела с другим и препятствует его движению.

Прослушайте стихотворение о силе трения.

Люблю кататься на коньках,
Люблю и лыжи, санки,
Я каждый день держу в руках
Учебник и тетрадки,
Люблю одеться как всегда
Со вкусом и красиво,
Но это всё лишь потому,
Что трение есть. Сила.
И только ей благодаря
Мы ходим и бежим
Когда нам нужно – мы лежим,
Когда хотим – сидим.
Так что учи ты физику
И наберись терпения.
И ты узнаешь многое
О важной силе трения.

Получается, что эта сила очень важна в нашей жизни, поэтому главным тезисом нашего урока будет выражение:

“ Вездесущее, необходимое, мешающее – вот оно какое – трение”. Включается презентация

Слайд №1

3. Просмотр мини-сценки “Суд над трением” сценарий сценки прилагается

4. Изучение нового материала

Постановка проблемы.

Толкните брусок по столу, он остановился. Почему? Презентация Слайд № 2

Сила трения обозначается Fтр. Это векторная величина.

Куда направлен вектор силы трения?

Мы уже говорили, что сила трения препятствует движению, следовательно, вектор силы трения направлен против движения.

А к чему приложен вектор силы трения – к телу или к поверхности?

Из всего сказанного можно сделать вывод: сила трения возникает при движении одного тела по поверхности другого, приложена к движущему телу и направлена против движения. Сила – физическая величина. Что это значит? (можно измерить). Как измерить силу трения?

На экране дано определение силы трения. (Запись в тетрадь).

Давайте изучим удостоверение “Силы трения”. Слайд № 3

А какой бывает сила трения? Слайд № 4

Первой мы рассмотрим силу трения покоя Слайд № 5-8

Если происходит деформация пружины, следовательно, возникает сила упругости. Сила упругости равна по модулю силе трения покоя. Как только брусок приходит в движение, это уже сила трения скольжения. (Данный текст сопровождается демонстрацией).

Трение скольжения Слайд № 9-10

Опытным путем Шарль Кулон определил, от чего зависит сила трения Слайд № 10

Мы можем посмотреть краткую биографию Шарля Кулона.

Трение качения Слайд № 11

Трение в жидкостях и газах Слайд № 12

5. Физ. минутка Слайд № 12

Уже прошло половина урока и вам нужно размяться, поэтому предлагаю вам зарядку, но не забываем о трении и одновременно проводим эксперимент, как влияет сила трения на те усилия, которые мы прилагаем для выполнения упражнений.

6. Эксперимент

Опытным путем установите самостоятельно, от чего зависит сила трения.

Я делю класс на четыре группы у вас на столах стоят коробки с оборудованием и с описанием работы, а в тетрадях заготовки таблиц, которые вам необходимо заполнить. Вы заполняете только те таблицы, которые относятся к вашей работе, а по окончанию работы, выводы по всем работам зафиксируете у себя.

7. Тестирование

8 Физический диктант

Сейчас вам дается время на выполнение теста и написания физического диктанта,пока один учащийся выполняет электронный тест, второй работает с диктантом, общее время работы 8 минут, оценку вы получите совокупно за оба задания

Для прохождения теста войдите в документ на рабочем столе в поле ответы внесите свой ответ, по окончанию работы с тестом сохраните его на рабочем столе под своей фамилией. Физический диктант напишите в рабочей тетради.

9. Объяснение домашнего задания

Вы узнали сегодня о силе трения и как уже говорилось трение встречается в различных сферах нашей жизни. Для закрепления изученного материала на домашнее задание вам дается параграф 38-40. Для более глубокого изучения этой темы предлагаю, всему классу, разделится на 6 групп:

1 группа – теоретики отвечают на вопрос “Трение – какое оно?” свою работу представляют в виде презентации.

2 группа – практики ищут информацию на тему: “Трение вредное и полезное. Что с ним делать?” свою работу представляют в виде презентации.

3 группа – философы пишут мини – сочинение “Что было бы, если бы трение исчезло?” свою работу представляют в виде презентации.

4 группа – энциклопедисты ищут информацию на тему: “Энциклопедический словарь о трении” свою работу представляют в виде веб—страницы.

5 группа – философы ищут информацию на тему: “Народная мудрость о трении” свою работу представляют в виде веб—страницы.

6 группа – историки ищут информацию на тему: “Ученые – физики” свою работу представляют в виде публикации.

Карточки с данным заданиями вы уже получили по группам.

10. Выход в интернет

А сейчас вы можете воспользоваться интернетом для поиска информации по своим заданиям. Для выхода в интернет необходимо нажать на значок “Интернет” и войти в поисковую машину.

Результаты своей работы вы представите на следующем уроке и на традиционной школьной научно-практической конференции.

Приложение 10.

Приложение 11.