Необходимое оснащение: Персональные компьютеры с подключением ИНТЕРНЕТ, интерактивная доска, экспериментальный набор для изучения силы трения (динамометры, бруски, набор грузов, бумага, вазелин и др.)
Тип урока: урок проектного изучения нового материала.
Цели проекта:
Образовательные:
– формирование представлений о силе трения,
– изучить причины и виды трения,
– выявить природу силы трения,
– экспериментально установить, от чего зависит
сила трения.
Развивающие:
– развивать наблюдательность, внимание, умение
анализировать, сравнивать результаты, делать
выводы;
– развивать навыки практической работы.
Воспитательные:
– содействовать формированию
мировоззренческой идеи познаваемости явлений и
свойств окружающего мира.
– развить коммуникабельные свойства ребенка.
План урока:
Время урока | № | Вид работы | № слайда | |
всего | На работу | |||
5 мин | 1 мин | 1 | Организация начала занятия. | 1 |
4 мин | 2 | Постановка цели урока | документ | |
10 мин | 5 мин | 3 | Просмотр видеофрагмента “Суд над трением” | видео |
15 мин | 10 мин | 4 | Изучение нового материала | 1-12 |
20 мин | ||||
25 мин 30 мин 35 мин |
2 мин | 5 | Физ. минутка | 13 |
4 мин | 6 | Эксперимент | 14 | |
5 мин | 7 | Тестирование | документ | |
3 мин | 8 | Физический диктант | 16 | |
1 мин | 9 | Объяснение домашнего задания | 15 | |
40 мин | 5 мин | Выход в интернет |
Ход урока
1. Организация начала занятия
.Ребята, сегодня у нас урок изучения новой темы проектным методом. У вас на столе лежат рабочие тетради подпишите их.
2. Постановка цели урока
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной силой, которая называется силой трения. Эта сила очень важна для нас. Благодаря ей мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли. Сила трения возникает при соприкосновении одного тела с другим и препятствует его движению.
Прослушайте стихотворение о силе трения.
Люблю кататься на коньках,
Люблю и лыжи, санки,
Я каждый день держу в руках
Учебник и тетрадки,
Люблю одеться как всегда
Со вкусом и красиво,
Но это всё лишь потому,
Что трение есть. Сила.
И только ей благодаря
Мы ходим и бежим
Когда нам нужно – мы лежим,
Когда хотим – сидим.
Так что учи ты физику
И наберись терпения.
И ты узнаешь многое
О важной силе трения.
Получается, что эта сила очень важна в нашей жизни, поэтому главным тезисом нашего урока будет выражение:
“ Вездесущее, необходимое, мешающее – вот оно какое – трение”. Включается презентация
Слайд №1
3. Просмотр мини-сценки
“Суд над трением” сценарий сценки прилагается4. Изучение нового материала
Постановка проблемы.
Толкните брусок по столу, он остановился. Почему? Презентация Слайд № 2
Сила трения обозначается Fтр. Это векторная величина.
Куда направлен вектор силы трения?
Мы уже говорили, что сила трения препятствует движению, следовательно, вектор силы трения направлен против движения.
А к чему приложен вектор силы трения – к телу или к поверхности?
Из всего сказанного можно сделать вывод: сила трения возникает при движении одного тела по поверхности другого, приложена к движущему телу и направлена против движения. Сила – физическая величина. Что это значит? (можно измерить). Как измерить силу трения?
На экране дано определение силы трения. (Запись в тетрадь).
Давайте изучим удостоверение “Силы трения”. Слайд № 3
А какой бывает сила трения? Слайд № 4
Первой мы рассмотрим силу трения покоя Слайд № 5-8
Если происходит деформация пружины, следовательно, возникает сила упругости. Сила упругости равна по модулю силе трения покоя. Как только брусок приходит в движение, это уже сила трения скольжения. (Данный текст сопровождается демонстрацией).
Трение скольжения Слайд № 9-10
Опытным путем Шарль Кулон определил, от чего зависит сила трения Слайд № 10
Мы можем посмотреть краткую биографию Шарля Кулона.
Трение качения Слайд № 11
Трение в жидкостях и газах Слайд № 12
5. Физ. минутка Слайд № 12
Уже прошло половина урока и вам нужно размяться, поэтому предлагаю вам зарядку, но не забываем о трении и одновременно проводим эксперимент, как влияет сила трения на те усилия, которые мы прилагаем для выполнения упражнений.
6. Эксперимент
Опытным путем установите самостоятельно, от чего зависит сила трения.
Я делю класс на четыре группы у вас на столах стоят коробки с оборудованием и с описанием работы, а в тетрадях заготовки таблиц, которые вам необходимо заполнить. Вы заполняете только те таблицы, которые относятся к вашей работе, а по окончанию работы, выводы по всем работам зафиксируете у себя.
7. Тестирование
8 Физический диктант
Сейчас вам дается время на выполнение теста и написания физического диктанта,пока один учащийся выполняет электронный тест, второй работает с диктантом, общее время работы 8 минут, оценку вы получите совокупно за оба задания
Для прохождения теста войдите в документ на рабочем столе в поле ответы внесите свой ответ, по окончанию работы с тестом сохраните его на рабочем столе под своей фамилией. Физический диктант напишите в рабочей тетради.
9. Объяснение домашнего задания
Вы узнали сегодня о силе трения и как уже говорилось трение встречается в различных сферах нашей жизни. Для закрепления изученного материала на домашнее задание вам дается параграф 38-40. Для более глубокого изучения этой темы предлагаю, всему классу, разделится на 6 групп:
1 группа – теоретики отвечают на вопрос “Трение – какое оно?” свою работу представляют в виде презентации.
2 группа – практики ищут информацию на тему: “Трение вредное и полезное. Что с ним делать?” свою работу представляют в виде презентации.
3 группа – философы пишут мини – сочинение “Что было бы, если бы трение исчезло?” свою работу представляют в виде презентации.
4 группа – энциклопедисты ищут информацию на тему: “Энциклопедический словарь о трении” свою работу представляют в виде веб—страницы.
5 группа – философы ищут информацию на тему: “Народная мудрость о трении” свою работу представляют в виде веб—страницы.
6 группа – историки ищут информацию на тему: “Ученые – физики” свою работу представляют в виде публикации.
Карточки с данным заданиями вы уже получили по группам.
10. Выход в интернет
А сейчас вы можете воспользоваться интернетом для поиска информации по своим заданиям. Для выхода в интернет необходимо нажать на значок “Интернет” и войти в поисковую машину.
Результаты своей работы вы представите на следующем уроке и на традиционной школьной научно-практической конференции.