Успешность обучения: от чего она зависит?

Разделы: Классное руководство


Цель урока: актуализировать проблему успешности учебной деятельности шестиклассников.

Задачи:

  1. Пополнить арсенал знаний родителей по вопросу успешности обучения
  2. Изучить отношение учащихся класса к учебной деятельности;
  3. Проанализировать качество обучения учащихся класса.

Форма проведения: традиционное родительское собрание.

Участники: классный руководитель, родители, учителя – предметники.

Подготовительный этап:

  1. Анализ успеваемости класса за 5-й класс и 6-й класс 1-2 четверть.
  2. Анкетирование учащихся.
  3. Создание презентации к собранию.

Методики “Мотивация учебной деятельности” (разработка Домбровской И.С.).

Инструкция: “Прочитайте (или прослушайте) 30 высказываний и оцените, насколько регулярно они соответствуют вам по следующей шкале:
4-всегда 3-почти всегда 2-иногда 1-очень редко 0-никогда.
В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте свою оценку, соответствующую тому, насколько суждение подходит вам”
1. Мне нравится узнавать новые факты
2. Мне нравится самому искать и находить новые знания
3. Мне нравится заниматься развитием своего мировоззрения
4. Я учусь, так как должен учиться для получения профессии
5. Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе
6. Я учусь, чтобы быть полезным другим людям
7. Мне интересно, когда преподаватель рассказывает что-то неизвестное мне
8. Я читаю дополнительную литературу и ищу ее в интернете
9. Я учусь, так как стремлюсь быть всесторонне развитой личностью
10. Я учусь ради своего будущего
11. Я учусь, так как хочу добиться успеха в карьере
12. Мне нравится рассказывать то, что я знаю, другим
13. Мне нравится, когда преподаватель рассказывает научные закономерности известных мне явлений
14. Я использую разные методы для поиска и подтверждения задач
15. Я стараюсь найти смысл в получаемых знаниях
16. Мне нужно учиться
17. Мне приятно, когда мои ответы на занятиях одобряют
18. Я помогаю другим в обучении
19. Мне интересно понимать закономерности явлений
20. Мне нравится самому объяснять новые факты
21. Мне нужны знания для самосовершенствования
22. Я учусь, так как этого требуют
23. Мне нужно учиться, так как образование ценится в обществе
24. Знания помогают мне наладить контакт с окружающими
25. Мне интересно только то, что было ранее неизвестно для меня
26. Я стараюсь самостоятельно найти способ получения нужных мне знаний
27. Я стремлюсь быть высокообразованным человеком
28. Я учусь из чувства ответственности за свой уровень образованности
29. Мне приятно, когда меня хвалят за вопросы к преподавателю
30. Я считаю, что знания важны для общего социального благополучия и прогресса
  

Бланк ответов:

1 7 13 19 25
2 8 14 20 26
3 9 15 21 27
4 10 16 22 28
5 11 17 23 29
6 12 18 24 30

Обработка полученных данных.
По каждой строчке вычисляют среднее значение.
Первые три строчки определяют уровни развития познавательной мотивации, вторые три – социальной мотивации учебной деятельности. Для определения доминирующего типа мотивации также возможен подсчет среднего. Если среднее познавательных мотивов выше среднего социальных мотивов, то можно говорить о доминировании собственно познавательной мотивации над социальной. И наоборот.
Среднее по первой строке показывает выраженность уровня широких познавательных мотивов (близких потребности в новых впечатлениях по Л.И.Божович), по второй – узко или собственно познавательных мотивов учения, по третьей – мотива саморазвития или личностных мотивов учебной деятельности.
Среднее по четвертой строке показывает выраженность уровня широких социальных мотивов или мотива обязывающего или вынужденного учения, по пятой – узких социальных (“позиционных” по А.К.Марковой или “социологических”) мотивов, по шестой – сотрудничества или социальности знаний.
Если получаемые показатели больше трех, то можно говорить о высокой степени выраженности уровня или типа, если больше двух, но меньше трех – о средней степени, если показатель ниже двух баллов, то можно предполагать, что отдельный учащийся или группа имеют низкий уровень мотивации учебной деятельности в целом, по типу или уровню.

Ход собрания

Слайд 1.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученик хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Этого хотят и родители. Но иногда учителям и родителям приходится к сожалению констатировать: “не хочет учится”, “мог бы прекрасно заниматься, но нет желания”.

Слайд 2

В чем же заключается успешность обучения?

Критериями успешности обучения являются успеваемость школьника и мотивация его обучения.

Слайд 3-5

Давайте проанализируем успеваемость нашего класса за 5-й класс и 6-й класс 1 и 2 четверти (анализ успеваемости и качества знаний).

Выступление учителей – предметников, анализируя успеваемость по предмету, их активность, работоспособность на уроке, отношение к выполнению домашних заданий.

Слайд 6-7.

Как мы выяснили причинами неуспеваемости, как правило, являются:

  • низкая учебная мотивация,
  • недобросовестное отношение к учению,
  • недостаточный контроль родителей,
  • отсутствие или недостаточное взаимопонимание учащихся и учителей.

Всем вам хорошо известно, что школьник учится только тогда, когда учение занимает первостепенное место в его сознании и рассматривается им как ведущая деятельность. Но в подростковом возрасте (особенно в 13-14 лет) ученик, осознавая роль учения, всегда увлечен чем-то. Поэтому уроки приготавливаются второпях, предметы, требующие усилий и терпения, забрасываются, домашние задания делаются недобросовестно.

Но, надо отметить и то, что недобросовестное отношение к учебе далеко не всегда является следствием сильного увлечения. Порою у таких учащихся отсутствует мотивация к учебной деятельности, либо она слишком мала.

Слайд 8.

Мотивация учения – это внутренняя потребность, побуждающая ученика учиться.

Мотивы учения психолог Лидия Ильинична Божович делит на две большие категории (слайд 9-10):

  1. Познавательные – связаны с содержанием самой учебной деятельностью и процессом её выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
  2. Социальные – связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе общественных отношений.

Первая большая группа по Марковой А. К. делится на несколько подгрупп (слайд 11-12):

  1. Широкие познавательные мотивы – ориентация школьника на овладения новыми знаниями. Это интерес к новым занимательным фактам, явлениям, к закономерностям в учебном материалам, к первым дедуктивным выводам и т.д.
  2. Учебно-познавательные мотивы – ориентация школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам рациональной организации своего учебного труда.
  3. Мотивы самообразования – направленность школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Вторая группа – социальные – мотивы делятся (слайд13-14):

  1. Широкие социальные мотивы – стремление получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, в понимании необходимости учится и в чувстве ответственности, желание хорошо подготовится к избранной профессии.
  2. Узкие социальные мотивы или позиционные – стремление занять определенную позицию в обществе, получить их одобрение, заслужить авторитет.
  3. Мотивы социального сотрудничества – это не только, что ученик хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремление осознать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с товарищами и учителем, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

Эти мотивы дополняют друг друга и составляют прочную мотивационную основу для успешной деятельности. У каждого ребенка определенный мотив развит по-разному. У каждого возникают разные проблемы в формировании учебной мотивации.

Слайд15.

И хочу предложить вашему вниманию несколько полезных советов “Поможем детям учится”

1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.

2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

3. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня,

многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.

5. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов – первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.

6. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15–20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.

7. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”, похвала (даже, если не очень получается).

8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то...”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

Слайд 16.

А завершить нашу встречу я хочу высказыванием французского писателя и философа Жан – Жака Руссо: “Дети должны делать то, что, хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог”.

Используемая литература:

  1. Родительские собрания: 6 класс/ Авт. – сост. О.В.Дюкина.– М.:ВАКО, 2008.
  2. Домбровской И.С. “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы”.

Презентация