Цели урока:
- Развитие фонематических процессов.
- Обучение соотнесению звука с буквой.
Задачи:
Дидактические:
- Формировать умение соотносить звук И, букву И, познакомить с артикуляцией и характеристикой звука И.
- Обогащать словарь существительных, прилагательных по теме “Ягоды”, активизировать словарь по теме “Домашние животные. Птицы”.
Коррекционные:
1.Развивать фонематическое восприятие на основе умения выделять звук И среди других звуков, в слогах, в словах; фонематический анализ и синтез – на основе упражнений в определении места звука И в слове, в составлении слова из заданных звуков.
2.Развивать пространственно-временные представления.
3.Развивать зрительное, слуховое внимание, зрительную, слуховую, тактильную память.
Воспитательные: работать над формированием положительной мотивации к занятиям.
Оборудование: презентация “Звук и буква И” – приложение 1, кассы букв, цифровой ряд, зеркала, рис.1 – буквы И (из журнала “Конфетка” Учим буквы – стр.9).
Ход занятия
Орг.момент:
Ответьте предложением:
– Какое сейчас время года? Какое сегодня число, месяц? Какой день недели? Будет завтра?
1. Речевая разминка, развитие пространственных представлений.
Работаем по правилу:
“Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.”
– Поставьте на локоток правую руку, закройте правой рукой правый глазик, правое ушко; поставьте на локоток левую руку – закройте левой рукой левый глазик, левое ушко …
2. Введение в тему, развитие навыков анализа и синтеза.
Вы оказались на звуковой дорожке (слайд 2)
Назовите картинки, выделите 1 звук из их названий: груша -г, овощи -о. самолёт -с, тигр -ть, индеец -и. Какое слово получилось?
3. Развитие пространственных представлений.
Действительно, к нам пришли гости: Ира, Игорь и бабушка Инна. (слайд3)
– Посмотрите на их фотографии, найдите и расскажите, пользуясь пространственными понятиями. (Левый верхний угол…)
– Что общего в их именах?
Самый главный гость -звук И.
4. Работа над артикуляцией. Развитие фонематического восприятия, соотнесение звука и буквы.
Научим всех гостей правильно произносить звук И– зеркала, артикуляция И –проверка – (слайд 4)
Произносим И громко, тихо, шёпотом. Характеристика звука И.
Поймайте для гостей звук И – хлопните в ладоши:
А,и,о,у,ы,и,э,ап,их,ан,ну,ни,ты,ти,дом,мир.
Соотнесём звук И с буквой И:
Руки – на локоток, взяли карандаш: “Пальцы дружно вверх глядят, превратиться в И хотят”.
– На что похожа буква И? Откуда и куда идёт “поясок”?
Возьмите карточку,
Проверьте правильность выполнения – (слайд5).
5. Развитие внимания, памяти:
– прочтите для наших гостей слоговые цепочки, запомните и повторите их. (слайд6)
Сделайте вывод о том, как звучит согласный перед И.
6. Активизация словаря, развитие навыков звуко-буквенного анализа.
Ира и Игорь на летних каникулах были в деревне у бабушки Инны. Вышли Ира и Игорь на хозяйственный двор, а по двору гуляют – (слайд 7)-индюк, свинья, утки, куры, гуси.
Обобщите, исключите лишнее. (Ллишнее -2 варианта: свинья, куры)
– Возьмите цифровой ряд. Покажите место буквы И в оставшихся словах – названиях картинок.
7. Физкультминутка:
Отдыхаем вместе с гостями:
Две сестрицы, две руки –
Левая и правая-
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядках сорняки
И друг дружку моют.
Две сестрицы. Две руки –
Правая и левая.
Воды моря и реки
Загребают, плавая.
– В каких словах услышали И?
– Что изменилось на хозяйственном дворе? (слайд 8)
8. Обогащение словаря, развитие фонематического восприятия, соотнесение звука и буквы.
Ира и Игорь, когда гостили у бабушки, часто ходили в лес за ягодами. (слайды 9-10)
Называем, если услышите звук И, запишите букву И в тетрадь.
Ягоды: малина, клюква, смородина, земляника, черника, морошка, брусника, голубика.
Проверьте себя – слайд 11 – 6 букв И. Вспомните, какие это были ягоды. Назовите, какое варенье сварила бабушка Инна из этих ягод: из малины – малиновое… Молодцы! (слайд 12)
9. Итоги занятия.Рефлексия.
Долго Ира и Игорь вспоминали про отдых у бабушки Инны. Какую букву они больше всего полюбили? Возьмите ручку, пропишем в воздухе И заглавную, и строчную.
Понравилось ли вам на занятии? Оцените свою работу.