Звук и буква И

Разделы: Логопедия


Цели урока:

  1. Развитие фонематических процессов.
  2. Обучение соотнесению звука с буквой.

Задачи:

Дидактические:

  1. Формировать умение соотносить звук И, букву И, познакомить с артикуляцией и характеристикой звука И.
  2. Обогащать словарь существительных, прилагательных по теме “Ягоды”, активизировать словарь по теме “Домашние животные. Птицы”.

Коррекционные:

1.Развивать фонематическое восприятие на основе умения выделять звук И среди других звуков, в слогах, в словах; фонематический анализ и синтез – на основе упражнений в определении места звука И в слове, в составлении слова из заданных звуков.

2.Развивать пространственно-временные представления.

3.Развивать зрительное, слуховое внимание, зрительную, слуховую, тактильную память.

Воспитательные: работать над формированием положительной мотивации к занятиям.

Оборудование: презентация “Звук и буква И” – приложение 1, кассы букв, цифровой ряд, зеркала, рис.1 – буквы И (из журнала “Конфетка” Учим буквы – стр.9).

Ход занятия

Орг.момент:

Ответьте предложением:

– Какое сейчас время года? Какое сегодня число, месяц? Какой день недели? Будет завтра?

1. Речевая разминка, развитие пространственных представлений.

Работаем по правилу:

“Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.”

– Поставьте на локоток правую руку, закройте правой рукой правый глазик, правое ушко; поставьте на локоток левую руку – закройте левой рукой левый глазик, левое ушко …

2. Введение в тему, развитие навыков анализа и синтеза.

Вы оказались на звуковой дорожке (слайд 2)

Назовите картинки, выделите 1 звук из их названий: груша -г, овощи -о. самолёт -с, тигр -ть, индеец -и. Какое слово получилось?

3. Развитие пространственных представлений.

Действительно, к нам пришли гости: Ира, Игорь и бабушка Инна. (слайд3)

– Посмотрите на их фотографии, найдите и расскажите, пользуясь пространственными понятиями. (Левый верхний угол…)

– Что общего в их именах?

Самый главный гость -звук И.

4. Работа над артикуляцией. Развитие фонематического восприятия, соотнесение звука и буквы.

Научим всех гостей правильно произносить звук И– зеркала, артикуляция И –проверка – (слайд 4)

Произносим И громко, тихо, шёпотом. Характеристика звука И.

Поймайте для гостей звук И – хлопните в ладоши:

А,и,о,у,ы,и,э,ап,их,ан,ну,ни,ты,ти,дом,мир.

Соотнесём звук И с буквой И:

Руки – на локоток, взяли карандаш: “Пальцы дружно вверх глядят, превратиться в И хотят”.

– На что похожа буква И? Откуда и куда идёт “поясок”?

Возьмите карточку,

Проверьте правильность выполнения – (слайд5).

5. Развитие внимания, памяти:

– прочтите для наших гостей слоговые цепочки, запомните и повторите их. (слайд6)

Сделайте вывод о том, как звучит согласный перед И.

6. Активизация словаря, развитие навыков звуко-буквенного анализа.

Ира и Игорь на летних каникулах были в деревне у бабушки Инны. Вышли Ира и Игорь на хозяйственный двор, а по двору гуляют – (слайд 7)-индюк, свинья, утки, куры, гуси.

Обобщите, исключите лишнее. (Ллишнее -2 варианта: свинья, куры)

– Возьмите цифровой ряд. Покажите место буквы И в оставшихся словах – названиях картинок.

7. Физкультминутка:

Отдыхаем вместе с гостями:
Две сестрицы, две руки –
Левая и правая-
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядках сорняки
И друг дружку моют.
Две сестрицы. Две руки –
Правая и левая.
Воды моря и реки
Загребают, плавая.

– В каких словах услышали И?

– Что изменилось на хозяйственном дворе? (слайд 8)

8. Обогащение словаря, развитие фонематического восприятия, соотнесение звука и буквы.

Ира и Игорь, когда гостили у бабушки, часто ходили в лес за ягодами. (слайды 9-10)

Называем, если услышите звук И, запишите букву И в тетрадь.

Ягоды: малина, клюква, смородина, земляника, черника, морошка, брусника, голубика.

Проверьте себя – слайд 11 – 6 букв И. Вспомните, какие это были ягоды. Назовите, какое варенье сварила бабушка Инна из этих ягод: из малины – малиновое… Молодцы! (слайд 12)

9. Итоги занятия.Рефлексия.

Долго Ира и Игорь вспоминали про отдых у бабушки Инны. Какую букву они больше всего полюбили? Возьмите ручку, пропишем в воздухе И заглавную, и строчную.

Понравилось ли вам на занятии? Оцените свою работу.

Презентация