Здоровье как фактор формирования успешной личности школьника

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В последнее время, в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов.

По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Современные стрессовые, социальные, экологические и психические нагрузки приводят к отклонениям в нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения.

Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.

Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.

В условиях общественной неустойчивости человек должен обладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою индивидуальность. Именно поэтому в последние годы медики, философы, психологи, педагоги уделяют пристальное внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения защищать себя и своё здоровье от вредных воздействий окружающей среды. Задача укрепления здоровья детей рассматривается как важное условие их разностороннего развития и обеспечения их нормальной жизнедеятельности.

Культура здоровья учащихся развивается  наиболее эффективно, если  образовательное учреждение  проектирует  систему деятельности, общения и познания, способствует активизации самовоспитания обучающихся.

Объединение усилий разных специалистов для решения комплекса проблем, связанных со здоровьем школьников, возможно в рамках соответствующей отрасли научных знаний – педагогики здоровья. Применительно к учебно-воспитательному процессу, осуществляемому в школе,  педагогика здоровья – это система, помогающая учащимся сформировать здоровый образ жизни, потребность следовать этому образу жизни в дальнейшем.

Основными их этих проблем являются:

– сохранение здоровья и психики ребёнка, формирующихся в условиях огромного потока информации, стрессов, экологической несовместимости природы человека и научно-технического прогресса;
– создание благоприятных условий для деятельности самого школьника, направленной на саморазвитие культуры здоровья как культуры физической (управление движениями и функциональными возможностями организма), психологической (управление своими ощущениями и внутренними состояниями), интеллектуальной (управление своим мышлением).

Именно образовательное учреждение должно быть так благоустроено (этически и эстетически), чтобы влиять на нравы и вкусы школьников.

Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нём применительно  к любому человеку и к любому отрезку его жизненной биографии, а также к обществу в целом: здоровье общества, здоровье нации, здоровье подрастающего поколения.

ЗОЖ – это мера  цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и  общество  в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа.

В связи с этим возникают вопросы: кто способен диагностировать и лечить социальные недуги? Кто может вести профилактику в образовательных учреждениях?

Этим должны заниматься государство и общество, улучшая социальное качество жизни и формируя самосохранение здорового поколения, формирование здорового образа жизни с детских лет.

Таким образом, здоровье ребёнка – одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом.

Комплексная программа знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся раскрывается в программе формирования ценности здоровья и здорового образа жизни школьников в соответствии с определением Стандарта.

Наиболее эффективным путём формирования  ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая субъектами образовательного процесса самостоятельная работа, способствующая активной и успешной  социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной  активности, питания, правил личной гигиены.

Мы надеемся, что введение 3  урока физической культуры поможет  внедрению в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование  ценности здоровья и здорового образа жизни.