Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В последнее время, в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов.
По данным Института возрастной физиологии РАО
около 90% детей имеют отклонения в физическом и
психическом здоровье, половина школьников
страдает теми или иными невротическими
синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже
имеют хронические заболевания. Многочисленные
физиолого-гигиенические и психофизиологические
исследования убеждают педагогов и руководителей
системы образования в том, что необходимо
принимать специальные меры по сохранению и
укреплению здоровья школьников.
Современные стрессовые, социальные,
экологические и психические нагрузки приводят к
отклонениям в нравственном и физическом
здоровье подрастающего поколения.
Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.
Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.
В условиях общественной неустойчивости человек должен обладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою индивидуальность. Именно поэтому в последние годы медики, философы, психологи, педагоги уделяют пристальное внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения защищать себя и своё здоровье от вредных воздействий окружающей среды. Задача укрепления здоровья детей рассматривается как важное условие их разностороннего развития и обеспечения их нормальной жизнедеятельности.
Культура здоровья учащихся развивается наиболее эффективно, если образовательное учреждение проектирует систему деятельности, общения и познания, способствует активизации самовоспитания обучающихся.
Объединение усилий разных специалистов для решения комплекса проблем, связанных со здоровьем школьников, возможно в рамках соответствующей отрасли научных знаний – педагогики здоровья. Применительно к учебно-воспитательному процессу, осуществляемому в школе, педагогика здоровья – это система, помогающая учащимся сформировать здоровый образ жизни, потребность следовать этому образу жизни в дальнейшем.
Основными их этих проблем являются:
– сохранение здоровья и психики ребёнка,
формирующихся в условиях огромного потока
информации, стрессов, экологической
несовместимости природы человека и
научно-технического прогресса;
– создание благоприятных условий для
деятельности самого школьника, направленной на
саморазвитие культуры здоровья как культуры
физической (управление движениями и
функциональными возможностями организма),
психологической (управление своими ощущениями и
внутренними состояниями), интеллектуальной
(управление своим мышлением).
Именно образовательное учреждение должно быть так благоустроено (этически и эстетически), чтобы влиять на нравы и вкусы школьников.
Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нём применительно к любому человеку и к любому отрезку его жизненной биографии, а также к обществу в целом: здоровье общества, здоровье нации, здоровье подрастающего поколения.
ЗОЖ – это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа.
В связи с этим возникают вопросы: кто способен диагностировать и лечить социальные недуги? Кто может вести профилактику в образовательных учреждениях?
Этим должны заниматься государство и общество, улучшая социальное качество жизни и формируя самосохранение здорового поколения, формирование здорового образа жизни с детских лет.
Таким образом, здоровье ребёнка – одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом.
Комплексная программа знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся раскрывается в программе формирования ценности здоровья и здорового образа жизни школьников в соответствии с определением Стандарта.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая субъектами образовательного процесса самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Мы надеемся, что введение 3 урока физической культуры поможет внедрению в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.