Тип урока. Урок объяснения нового материала.
Цели.
- Научиться различать простые предложений с однородными членами и ССП с союзом И.
- Определять смысловые отношения между частями ССП.
Оборудование:
- портрет М. Ю. Лермонтова;
- высказывание П. О. Афанасьева;
- компьютер.
«Знаки препинания играют очень большую роль как для пишущего, который в момент письма расчленяет мысль на определенные взаимно связанные части, так и для читающего, который благодаря пунктуации легче воспринимает смысл читаемого и лучше ориентируется в содержании читаемого»
П. О. Афанасьев
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания.
а) Один ученик проводит словарную работу в классе (комплексное повторение)
Например:
Прибыть вовремя, забавлять малыша, преинтересный случай, деревянная рама, испуганная лошадь, оскорбленное самолюбие, бессердечный друг
Задание:
забавлять2
испуганная2
Лексическое значение – самолюбие
б) Другой ученик предлагает синтаксический разбор осложненного простого предложения.
Несколько учеников выполняют задание на карточках (расставить знаки препинания в простом и ССП, разбор одного предложения)
II. Класс работает с учителем (отработка навыков)
Задание 1. Объяснить постановку знаков препинания перед И.
Я сел у забора на камень, завернувшись в бурку, и
стал поглядывать вдаль.
Я упал на траву, изнуренный тревогами и
бессонницей, и уснул.
(Обособленные члены предложения выделяются)
Задание 2. Выборочно-распределительный диктант. Определить тип односоставного предложения
Простые ССП
- Я стоял напротив Грушницкого, и в груди моей кипело чувство досады и злобы.
- Я еще раз предложил ему признаться в клевете и обещал все простить.
- Сильно дуло от берега, и лодка быстро понеслась под маленьким парусом.
- Он отвел капитана в сторону и стал говорить ему что-то с большим жаром.
- Солнце, и лучи его уже не греют.
- Я хотел дать себе полное право щадить его, если бы судьба меня помиловала.
III. Объяснение материала, полученного с компьютера
Запятая в ССП перед сочинительным соединительным союзом И не ставится, если:
- Есть общий второстепенный член предложения
- Общая вводная конструкция
- Если оба предложения назывные
- Если оба предложения безличные
- Вопросительное и вопросительное
- Восклицательное и восклицательное
- Побудительное и побудительное
IV. Закрепление
Ребята по очереди работают на компьютере. Все
остальные записывают предложение и объясняют
знаки препинания их.
К сожалению, суда еще не начали нагружаться и
почтовое судно ожидалось дня через три-четыре.
На дне лодки я нашел половину весла и кое-как
причалил к берегу.
Почему мне грустно и за что они меня ненавидят?
В лачужке было жарко натоплено, и что-то варилось
на огне.
Как все прошедшее ясно и как резко оно отлилось в
моей памяти!
V. Интеллектуальная игра
1. Задачка для любознательных
Определи вид предложения. Можно ли, опустив
глагол «рос», превратить это предложение в
простое?
На тенистых зеленых лужайках цвели желтые
кувшинки, куриная слепота и рос папоротник.
2. Найди соответствия. Расставь знаки препинания.
Тамань – самый скверный городишко… Я там чуть не умер с голода |
и луч его играл по земляному полу хаты |
Месяц светил в окно | и мальчик верной, но осторожной поступью прошел мимо меня. |
Я притаился у забора | и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками |
В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке | да вдобавок еще меня хотели утопить |
3. Вставьте подходящие по смыслу слова в стих. М.Ю. Лермонтова «Ангел».
Ангел
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню… пел;
И месяц, и … и тучи толпой
Внимали той песне святой…
О боге великом он пел, и …
Его непритворна была.
Он душу младую в объятьях нес
Для мира печали и слез,
И … его песни в душе молодой
Остался – без слов, но …
VI. Обобщающий тест
1. Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.
а) Сорока прилетела к вечеру, когда от теплоты лед начал оседать.
б) Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, и по земле неслись вперемежку то холодные тени, то солнечные пятна.
в) Конь помотал головой, подумал, потом вытянул шею, и взял наконец хлеб мягкими губами.
г) Старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, хвасталась.
2. Найдите ССП
а) 1, 2 б) 2, 3 в) 2 г) 1, 3
3. Укажите предложение, соответствующее схеме.
[двусоставное], союз[двусоставное, осложнено однородными членами].
4. Укажите сочинительный соединительный союз
а) то…то б) и в) но г) будто
5. Как надо расставить запятые в предложении?
Он очнулся 1 перестал шуметь 2 но 3 по-видимому 4 никого 5 и ничего не было.
а) 1, 3, 4, 5 б)1, 2, 4 в) 1, 2, 5 г) 1, 2, 3, 4
6. Какое из утверждений неверно?
а) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные
б) Если есть общий второстепенный член предложения, запятая отсутствует.
в) Простые предложения в составе сложносочиненного связаны только интонацией.
г) Части сложносочиненного предложения равноправны.
VII. Подведение итогов. Оценки
VIII. Домашнее задание: грамматическое сочинение «Что я узнал о ССП».