Цели урока: развитие умения распознавать род глаголов в прошедшем времени изменять глагол по родам в единственном числе правильно писать родовые окончания развивать устную и письменную речь воспитывать любовь к русскому языку
ХОД УРОКА
1. Психологический настрой
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все
видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
На уроке вас ожидает много интересных заданий.
Вы готовы?
Тогда мы начинаем, откройте глаза.
2. Минутка чистописания
л лл
л ла ло ли
3. Работа над пройденным материалом
Исключи «лишнее»
Блеск, шумят, смола, рассказ
– Что называется глаголом?
– Как они изменяются?
– Каким членом предложения чаще всего бывает?
– Как определить время глагола?
Работа с пословицей
Закончи пословицу
– Смелый побеждает, а трус …
– Человек от лени болеет, а от труда ….
– Лентяй ест – греется, а работает – …
– По одежде встречают, а по уму ….
(погибает, здоровеет, мерзнет, провожают)
– Что общего у глаголов?
Наблюдение над окончанием глаголов в прошедшем времени.
Работа со стихотворением Баруздина «Бревно»
Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.
Один сказал:
Нехорошо!
Сказал и знай себе пошел.
Второй взглянул,
Потом вздохнул
И то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал.
Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.
– Какая главная мысль стихотворения?
– Какие глаголы вы услышали?
– С какими существительными они связаны? (Бревно
что делало? Лежало, мешало)
– Что заметили? (ср. род – о)
– Путник что сделал? Сказал, пошел и т.д.
– Что заметили? (м. род – )
Работа с загадкой
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
– Пила что сделала? (завизжала, запела,
поломала)
– Что заметили? (ж. род – а)
4. Сообщение темы и цели урока
5. Новый материал
– Какой вывод можно сделать?
– Какую особенность глаголов в прошедшем
времени вы заметили?
Составим таблицу – опору
Что делали? – мн.ч.
6. Физминутка
7. Упражнение и правописание родовых окончаний глаголов.
Назовите глагол прошедшего времени в ж.р., с.р., м.р.
– Потухла (в печи)
– Запел (про весну)
– Осветило (в горах)
Составить предложение с одним из слов.
8. Самостоятельная работа
упр. № 407.
9. Игра «Предмет или действие?»
На доске записаны предложения с выделенными парами слов одинаковых по форме, из которых одно обозначает предмет, а другое – действие.
– Снежное покрывало все поле покрывало.
– Была Катюша запевала, она все песни запевала.
10. Закрепление материала
Разбор слов по составу
Пришел, зашли, перешла (проверка у доски)
Игра «Хитрые вопросы»
– Какой буквой можно превратить
существительное жар в глагол? (Жарь)
– В каком слове нет слышится 100 раз? (Стонет)
– Запишите данные глаголы в прошедшем времени ж.
р.
11. Домашнее задание
Упр. 408
12. Итог урока
– Что узнали о глаголах прошедшего времени?
– Задайте вопрос по материалу урока.