Интегрированное занятие для детей старшей группы с общим недоразвитием речи (развитие речи + музыка) "Бабочка – оживший цветок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Расширять представления детей об образе бабочки через разные виды речевой и музыкальной деятельности.
  • Развивать умение составлять рассказ-описание об объекте, совершенствовать навыки употребления простых предлогов и образования употребления существительного в родительном падеже.
  • Продолжить формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  • Развивать зрительную, слуховую память, учить запоминать последовательность выполнение действий и заданий, согласовывать движения с музыкой, узнавать знакомые музыкальные произведения, называть их, различать средства музыкальной выразительности, создающие образ.

Оборудование:

  • иллюстрация с изображением бабочек, бумажные бабочки на ниточках, фланелеграф, картинки: бабочка, куст, цветок, дерево;
  • аудиозапись с произведениями Э. Грига «Бабочка», Ф. Куперена «Бабочки» (аудиопособие программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой);
  • плоскостные цветы разного цвета;
  • костюм Бабочки;
  • корзинка с конфетами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал

Учитель-логопед:Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
                                                 (Бабочка)

Звучит пьеса Э.Грига «Бабочка»

Музыкальный руководитель: Ребята, как называется это музыкальное произведение? («Бабочка»). Кто его написал? (Эдвард Григ). Как композитор передал образ бабочки? Как звучала музыка? (Ответы детей: музыка красивая, легкая, воздушная, порхающая…) Правильно, ребята. Музыка изображает полет очень красивой бабочки. Она то сложит, то развернет свои чудесные крылышки. Летает очень быстро, изящно. Музыка полетная, неуловимая, очень красивая!

Учитель-логопед (выставляет иллюстрацию с изображением порхающих бабочек): Давайте посмотрим на иллюстрацию, с чем можно сравнить бабочку (с цветком). Опишите наряд бабочек.

Звучат рассказы детей

Учитель-логопед:Ребята, вчера мы с вами изготовили из бумаги бабочек, к которым привязали ниточки, и сейчас мы поиграем с ними.

Проводится игровое упражнение для развития речевого дыхания:
дети за ниточку берут бабочек и делают длительный плавный выдох «бабочки полетели», при этом логопед приговаривает:

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке.

(Русская народная приговорка)

Учитель-логопед:Какие красивые бабочки! Что они делали? (Порхали, летали, взлетали). Правильно, их крылья трепетали, шуршали.

Музыкальный руководитель: Ребята, предлагаю вам превратиться в  бабочек и также красиво полетать.

Проводится подвижная игра с пением  «Бабочка» (Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры»):
 дети поют, выполняя движения согласно тексту.
После игры дети садятся на стулья.

Учитель-логопед:Посмотрите, ребята, какая красивая бабочка к нам прилетела (показывает детям бабочку и выставляет фланелеграф, на котором размещены цветок, дерево, куст).
– Миша, посади бабочку на цветок  (Миша  размещает бабочку на цветке).
– Где сидит бабочка? (Миша отвечает: «Бабочка сидит на цветке»).

Учитель-логопед перемещает бабочку, располагая ее над цветком.

Миша, откуда взлетела бабочка? (Бабочка взлетела с цветка).
– Где сейчас бабочка? (Над цветком).

Аналогичные задания учителя-логопеда выполняют другие дети, используя все предметы на фланелеграфе.

Музыкальный руководитель:Предлагаю вам снова поиграть.

Проводится игра «Бабочки» (Г.И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы»)

Ход игры: перед игрой детям дается установка на запоминание выполнения последовательных действий. Под музыку вальса В. Беккер «Лесная сказка» дети изображают летящих бабочек (придумывают танцевальную импровизацию).  В конце первого предложения «бабочки» садятся на красный цветок, в конце второго – на желтый, в конце третьего – на синий, четвертого – на белый. Игра повторяется несколько раз. Для активизации зрительного и слухового внимания последовательность действий изменяется.

Учитель-логопед: Ребята, а зачем бабочки садятся на цветы? (Собирают нектар). А сейчас задание будет для каждого (раздает конверты, в которых находятся разрезные картинки бабочек, у каждой из которых не хватает одного элемента картинки).

Дети на ковре собирают картинки с изображением бабочек.

Учитель-логопед: Даша, чего нет у твоей бабочки? (Даша отвечает: «У моей бабочки нет крыла» (учитель-логопед отдает недостающий элемент).

Аналогичные речевые задания учителя-логопеда выполняют все дети. Они рассматривают собранные картинки, отвечают на вопрос учителя-логопеда «Какие бабочки?»

Звучит пьеса Ф. Куперена «Бабочки», влетает Бабочка (девочка  в костюме « бабочки»,
в руках у нее корзинка с конфетами).

Бабочка:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась,
И вот – дышу.
………..

А.А. Фет

Учитель-логопед: Здравствуй, Бабочка!

Бабочка: Здравствуйте, ребята!

Принесла вам сладости,
Будет много радости!
Угощайтесь, детки,
Вкусными конфетками.

– А я спешу! Мне пора лететь дальше! До свидания! (Передает корзинку учителю-логопеду и улетает)

Учитель-логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? (Дети отвечают). Молодцы! (Раздает конфеты детям).