Цели:
- закрепить знания, полученные на предыдущих уроках: повторить характеристику звуков, совершенствовать умения слышать звуки в словах, придумывать предложения и называть слова;
- продолжить обучение чтению;
- развивать речь детей;
- обогащать словарь;
- научить разгадывать ребусы; развивать память, внимание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
III. Закрепление пройденного
Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в далекое путешествие, которое совершим на воздушном шаре. Он доставит нас на другую планету. Мы должны показать всем, что знаем и умеем. Готовы к полету? (Приложение 1. Слайд 1)
Дети. Да.
Учитель. Но что это? Шар не взлетает. Оказывается, нам нужно ответить на вопросы и выполнить некоторые задания.
1. Загадки.
В пути не смолкает, вдаль увлекает,
Сам не шагает – шагать помогает. Что это?
– Барабан. (Приложение 1.
Слайд 2)
– Какая буква на письме заканчивает загадку?
– Буква н.
– Какие два звука обозначает буква н?
– Звуки [н '][н]
– Какие оба эти звука?
– Звонкие согласные.
– Делаем вывод .Что мы сегодня будем изучать на
уроке?
– Буква Н, н; звуки [н '][н] (Приложение
1. Слайд 3)
– Я прочту ещё две загадки, а вы назовите
отгадки, спрятавшиеся в схемах, определив
твердость и мягкость последнего звука.
Стройный, быстрый, рога ветвисты.
Пасётся весь день. Кто это?
– Олень.
Клюв широкий с тонкой снизу перепонкой,
Клюв – великан .Кто это?
– Пеликан. (Приложение 1.
Слайд 4)
– Какой схеме какой ответ принадлежит?
– К первой схеме подходит слово пеликан,
ко второй – олень.
– О чём могут рассказать эти схемы? (Приложение
1. Слайд 5)
– Сколько слогов в слове, звуков, букв…
– В чём сходство и различие звуков [н], [н’]
– Сходство в том, что звуки [н], [н’] – согласные,
звонкие.
– Различие: [н] – твёрдый, [н’] – мягкий.
– Молодцы! Вы слышите гул. Мы взлетаем. Итак, мы на
другой планете.
2. Чтение слияний
– Наши гостеприимные хозяева предлагают вам и нашей букве н, которая любит путешествовать, побывать на островах, где живут гласные буквы! (Приложение 1. Слайд 6)
На ну но ны ни
– На всех островах побывала буква н.
– Как вы узнаете, где букву Н надо читать твёрдым
звуком, а где – мягким?
– Посмотрим на букву гласного звука справа от
буквы н, если справа стоят буквы а, о,
у, э, то н читаем
твёрдо. Если справа стоит и, то букву н
будем читать мягко.
3. Упражнение в составлении и чтении слов
– Послушайте стихи и скажите, что это за буквы?
В этом букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
– Это буква о.
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
– Это буква а.
Сядут они рядком и получаются новые слова. Кто
знает, какие?
Составление из букв разрезной азбуки слов: они,
она, оно.
А как можно сказать про три буквы сразу?
– Они.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
4. Упражнение в соотнесении слов и картинок. (Приложение 1. Слайды 7, 8)
Мальчик, папа, дедушка – он; девочка, мама, бабушка – она
Игра «Отгадай» (Приложение 1. Слайды 9, 10)
Петух, кот, гусь – …
Коза, корова, курица, утка – …
5. Дети работают с Азбукой.
6. Отгадывание ребусов. (Приложение 1. Слайд 11)
Чтобы догадаться, какое слово зашифровано,
нужно:
– прочитать напечатанное слово;
– посмотреть на цифры над буквами ( они
показывают, в каком порядке надо поставить
буквы);
– поставить буквы в порядке, указанном цифрами;
– прочитать получившееся слово.
С о н н о с о н о о н о
3 2 1 1 2 3 1 2 1 1 2 1
7. – Почему в азбуке напечатаны две буквы Н, н?
– Большая буква пишется в начале предложений, в
названиях городов, именах, кличках.
8. Для заучивания наизусть.
Тише, мыши! Тише, мыши!..
Кот сидит на крыше.
Старый кот, толстый кот
Громко песенку поёт.
9. Обогащение словаря.
– Ребята, в какое время суток вы идёте в школу?
– Утром
– Какое бывает утро на нашей планете, расскажите.
– Утро осеннее, солнечное, пасмурное, холодное,
дождливое, весеннее ,летнее, зимнее, морозное,
теплое, прохладное, прекрасное.
Составьте предложение об утре.
IV. Рефлексия
– Что нового вы узнали? Что вас порадовало, а что огорчило? В чем вы испытали затруднения?
– Наше путешествие подходит к концу. Пора домой. Наши друзья остались очень довольны вашими знаниями. Они всегда будут рады видеть вас и скоро приедут к вам в гости. Они просят приготовить для них различные задания. И еще вы обязательно должны дома рассказать об этом путешествии.