Образование единого государства – России. Иван III. 10-й класс (на профильном уровне)

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цели урока:

  • на основе изучения материала темы разобрать сущность III этапа объединения русских земель;
  • рассказать о собирании земель и об устройстве системы управления нового централизован­ного государства;
  • описать судебную реформу Ивана III;
  • продолжать воспитание учащихся в духе патриотизма и уважения к героическим страницам отечественной истории;
  • развивать навык работы с интерактивной картой «Образование и расширение Российского государства (XIV-XV1 вв)», умение работы с обобщающими таблицами.

Оборудование: доска, мультимедийный проектор, компьютер, тетради, словари, раздаточный материал.

Основные понятия: «Судебник» Ивана III, Боярская дума, дьяк, приказы, намест­ник, кормление. Юрьев день, закрепощение крестьянства.

Важнейшие даты:

1462-1505 гг. – правление Ивана III Васильевича.
1497 г. – со­ставление «Судебника» Ивана III.

План урока:

1. Организационный момент

2. Комбинированный опрос

Работа проводится одновременно. Пока 6 человек выполняют работу по карточкам, остальные пишут хронологический и терминологический диктанты.

Индивидуальные задания на карточках.

Карточка №1.

Тест соответствия

Укажите, как звали (соотнесите задания и варианты ответов):

  1. Хана, захватившего и сжегшего Москву в 1382 г.;
  2. Монаха, благословившего князя Дмитрия Донского на борьбу с Ордой;
  3. Воеводу, командовавшего засадным полком на Куликовом поле;
  4. Русского князя - союзника Мамая против московского князя;
  5. Вторую жену Ивана III;
  6. Правителя и полководца из рода тимуридов , который на рубеже 80-90-х годов подчинил себе Золотую Орду и разгромил хана Тохтамыша;
  7. Основателя Великого княжества Литовского;
  8. Князя, подавившего восстание против ордынцев в Твери в 1327 г.;
  9. Старшего брата Ивана Калиты;
  10. Предводительницу новгородских бояр, стремившуюся сохранить самостоя­тельность республики

Варианты ответов:

а) Дмитрий Боброк Волынский;
б) Софья Палеолог;
в) Сергий Радонежский;
г) Марфа Борецкая;
д) Ягайло;
е) Тохтамыш;
ж) Юрий Даниилович;
з) Миндовг;
и) Иван Калита;
л) Тамерлан.

Ответы: 1. е); 2. в); 3. а); 4. д); 5. б); 6. к); 7. з); 8. и); 9. ж); 10. г).

Карточка №2. Заполните последний столбик таблицы.

Исторический деятель Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло?
Иван I Данилович Калита Великий московский князь  
Иван III Великий Великий московский князь  
Мамай Ордынский темник  
Миндовг Литовский князь  
Митрополит Алексий Церковный деятель  

Ответы:

1. Иван I Данило­вич Калита

  • Подавил вместе с ордынцами восстание в Твери
  • Закрепил за московскими князьями ярлык на великое Владимирское княжение
  • Собирал дань для ордынских ханов
  • Построил в Москве дубовый Кремль и каменные соборы
  • Прикупил много земель
  • Добился переноса в Москву митрополичьей кафедры.

2. Иван III Великий

  • Присоединил Новгород, Тверь и ряд других земель
  • Сверг ордынское иго
  • Создал общерусский Судебник
  • Женился на Софье Палеолог и заимствовал ряд византийских обычаев и символов.
  • Перестроил Кремль.

3.Мамай

  • Стал фактическим правителем Орды
  • Потерпел поражение в Куликовской битве.

4. Миндовг

  • Фактический создатель Литовского государства.

5. Митрополит Алексий

  • Фактический правитель Московского княжества при малолетнем Дмитрии.

Карточка №3. Заполните последний столбик таблицы.

Исторический деятель Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло?
Митрополит Петр Церковный деятель  
Михаил Ярославич Тверской Великий тверской князь  
Ольгерд Великий литовский князь  
Пересвет и Ослябя Русские монахи-воины  
Сергий Радонежский Религиозный деятель  

Ответы:

1. Митрополит Петр.

  • Его дружба с Иваном Калитой и смерть в Москве спо­собствовали переносу в Москву митрополичьей кафедры.

2. Михаил Ярославич Тверской

  • Боролся за ярлык с Юрием Даниловичем
  • Казнен в Орде по навету Юрия.

3. Ольгерд

  • Разгромил Золотую Орду и присоединил к Литве Киев и ряд других земель.
  • Трижды ходил походом на Москву, но неудачно.

4. Пересвет и Ослябя

  • Были даны Сергием Радонежским Дмитрию перед Куликовской битвой
  • Пересвет сражался в поединке с Челубеем перед Куликовской битвой.

5. Сергий Радонежский

  • Основал Троицкий монастырь нового типа (с общим имуществом).
  • Благословил Дмитрия Ивановича.

Карточка №4. Заполните последний столбик таблицы.

Исторический деятель Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло?
Тохтамыш Ордынский хан  
Узбек Ордынский хан  
Юрий Данилович Великий московский князь  
Юрий Дмитрие вич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка Московские удельные кня­зья  
Ягайло Великий литовский князь  

Ответы:

1. Тохтамыш

  • Совершил удачный набег на Москву, в 1380 г. и добился возобновления выплаты дани.

2. Узбек

  • При нем Золотая Орла достигла, наивысшего могущества.
  • Принял вместе со своими подданными ислам.

3. Юрий Данилович

  • Боролся за ярлык с Михаилом Тверским и победил.
  • Убит в Орде сыном Михаила Дмитрием Грозные Очи.

4. Юрий Дмитриевич, Василий Ко­сой, Дмитрий Шемяка

  • Боролись за власть с Василием II, иногда одерживали победы, но в конечном счете проиграли.

5. Ягайло

  • Шел на помощь Мамаю, но не успел и отступил
  • Заключил Кревскую унию с Польшей
  • Командовал польскими войсками под Грюнвальдом.

3. Фронтальная работа

Терминологический диктант

Определите понятие:

  1. Представитель ордынского хана и сборщик дани в покорённых землях.;
  2. Дань Золотой Орде, уплачиваемая русскими землями;
  3. Военно-политическое объединение католических монахов-рыцарей;
  4. Высшее должностное лицо Новгородской республики.
  5. Помощник главного должностного лица Новгородской республики, отвечающий за сбор налогов и городское ополчение.
  6. Переписчик у монголо-татар;
  7. Грамота ордынского хана на княжение.
  8. Крупное земельное владение с зависимыми крестьянами, передававшееся по наследству.
  9. Глава Русской православной церкви после крещения, назначавшийся патриархом.
  10. Содержание наместников за счёт местного населения.

Ответы:

  1. Баскак.
  2. Выход.
  3. Орден
  4. Посадник.
  5. Тысяцкий.
  6. Численник.
  7. Ярлык.
  8. Вотчина.
  9. Митрополит.
  10. Кормление.

Хронологический диктант

  1. Битва на Калке. (1223г)
  2. Поход монголов в Северо-Восточную Русь. (1237-1238гг).
  3. Установление республики в Новгороде. (1136г.)
  4. Ледовое побоище. (1242г.)
  5. Невская битва (1240).
  6. Получение Ярославом Всеволодовичем первого ярлыка на великое княжение. (1243г.)
  7. Восстание против ордынцев во Владимире и других городах (1262г).
  8. Организация ордынцами переписи (1257-1259гг.)
  9. Первое упоминание в летописи о Москве. (1147г.).
  10. Восстание в Твери против ордынского ига. (1327г.).

4. Изучение нового материала

Вступительная беседа. Границы периода феодальной раздробленности с 1136 по 1300 год. Следовательно, начиная с XIV века, начинается закономерный, объективный процесс объединения русских земель. Чтобы этот процесс стал реальностью необходимо наличие предпосылок. Вспомните, каковы они?

Во-первых, нужен определённый уровень экономического развития, когда создаются более или менее устойчивые связи между отдельными частями страны, а развитые города начинают поддерживать объединительную политику власти.

Во-вторых, потребность в объединении стимулируется оформляющимся национальным сознанием которое в Северо–Восточной Руси подогревалось необходимостью борьбы с игом Золотой Орды. Предпосылкой объединения служили никогда не исчезавшие полностью, единый язык, еди­ная вера, общие традиционные правовые нормы.

В-третьих, нужен лидер – экономический, политический и культурный центр, обладающий мощным потенциалом, способный возглавить объединительный процесс и довести его до конца.

О наличии этих предварительных условий мы говорили на прошлом уроке.
Объединение страны в единое централизованное государство может идти двумя способами – «снизу» по инициативе горожан, торговцев, ремесленников. Вспомните, где проходил аналогичный процесс? (так оно шло в Западной Европе через коммунальную борьбу жителей городов) и «сверху», при этом процессе инициатором и главным исполнителем становится одно из крупных государственных образований на территории страны. Назовите пример такого объединения (так объединялась Германия). В русском государстве первый путь был практически нереален – т.к. города на Руси возникли как административные центры и лишь во вторую очередь как центры ремесла и торговли. Городское население серьёзной социальной силой себя не осознавало. К XIV веку наши предки жили при натуральном хозяйстве, хотя и появляются первые признаки его разложения. Вспомните его признаки? (ничего не продаётся, ничего не покупается, а всё необходимое производится внутри хозяйства.). В этом случае коммунальная борьба была реальна. Поэтому в действие вступил второй способ. Процесс этот проходил в 3 этапа.

  1. Конец XIII века – 1380
  2. 1380 – 1462г
  3. 1462-1533г.

Главная наша задача сегодня найти ответ на вопрос: Можно ли назвать Василия Тёмного и Ивана III типичными представителями политиков данного периода?

1. Наследники Дмитрия Донского. Объяснение учителя. Учащиеся во время объяснения учителя заполняют таблицу. (Приложение 1)

№ п/п Правитель, при котором произошло присоединение Время присоединения Территории, которые были присоединены.
       
       
       

2. Феодальная война. Подготовленное сообщение учащихся. (Приложение 2)

3. Создание новой системы управления. Рассказ учителя. Учащиеся делают записи в тетради по основным понятиям темы. (Приложение 3)

4. Свержение ига Орды. Работа с учебной презентацией.

Слово учителя. В процессе создания единого государства на первый план вышли не столько экономические, сколько политические факторы, прежде всего — необходимость противостояния Золотой Орде и другим соседям: Литве, Ливонскому ордену, Швеции. В 1228-1462 гг. русские княжества выдержали 302 военных похода и 85 крупных сражений — ни одно государс­тво Европы не знало такой интенсивной борьбы за национальную и государственную независи­мость. Условия такого давления формировали не только сильную верховную власть московского великого князя и зависимый от него слой «служилых людей», но и иные, по сравнению с Запад­ной Европой, политические традиции.

Работа с презентацией. (Презентация)

5. Закрепление изученного материала

Беседа с учащимися:

– Можно ли назвать Василия Тёмного и Ивана III типичными представителями политиков данного периода?
– Что такое Боярская дума? (Совет при великом князе. В нее входят думные чины (бояре, окольничие); преобладающее влияние в Боярской Думе при­бежало представителям княжеских фамилий – потомков Рюрика и Гедимина, а также представителям старою московского боярства (запись в тетрадях)).
– Кто такой дьяк? (С XV по XVIII век должностное лицо: управляющий делами приказа; письмоводитель, начальник канцелярии разных ведомств (запись в тетрадях)).
– Что такое приказы? (Это органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь «приказывая» ведать те или иные дела (запись в тетрадях)).
– Кто такой наместник? (Глава местной администрации. Известны с XII века. Они назначались в города великими и удельными князьями. В их распоряжении был ад­министративный аппарат и военный оборонительный отряд. Формой возна­граждения за службу являюсь кормление (запись в тетрадях)).
– Объясните термин кормление. (Территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм») (запись в тетрадях)).

Работа с документом на стр. 191 (А.Н. Сахаров, В.И. Буганов История России с древнейших времен до конца XVII века – М.: Просвещение, 2006 – 336 с.). На основании документа и материала урока оцените справедливость традиционного названия событий на Угре – стояние.
Укажите разницу между поместьем и вотчиной. (Вотчина: предоставляется за службу; наследуется; продаётся и покупается; вкладывается в монастырь; Поместье: предоставляется за службу; фактически наследуется; не продаётся и не покупается;не вкладывается в монастырь;)
Проверка таблицы, которую учащиеся заполняли во время объяснения учителя.

6. Домашнее задание

§23 учебника А.Н. Сахаров, В.И. Буганов История России с древнейших времен до конца XVII века – М.: Просвещение,2006 – 336с.
Докажите, что в XV в. образовалось единое государство – Россия (при этом вспомните признаки централизованного государства и докажите их наличие).
Какое значение для дальнейшей судьбы страны имел результат феодальной войны?
Подготовьте презентации на тему: Религиозные ереси России: стригольники, иосифляне и нестяжатели.