Цели урока:
- на основе изучения материала темы разобрать сущность III этапа объединения русских земель;
- рассказать о собирании земель и об устройстве системы управления нового централизованного государства;
- описать судебную реформу Ивана III;
- продолжать воспитание учащихся в духе патриотизма и уважения к героическим страницам отечественной истории;
- развивать навык работы с интерактивной картой «Образование и расширение Российского государства (XIV-XV1 вв)», умение работы с обобщающими таблицами.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, компьютер, тетради, словари, раздаточный материал.
Основные понятия: «Судебник» Ивана III, Боярская дума, дьяк, приказы, наместник, кормление. Юрьев день, закрепощение крестьянства.
Важнейшие даты:
1462-1505 гг. – правление Ивана III Васильевича.
1497 г. – составление «Судебника» Ивана III.
План урока:
1. Организационный момент
2. Комбинированный опрос
Работа проводится одновременно. Пока 6 человек выполняют работу по карточкам, остальные пишут хронологический и терминологический диктанты.
Индивидуальные задания на карточках.
Карточка №1.
Тест соответствия
Укажите, как звали (соотнесите задания и варианты ответов):
- Хана, захватившего и сжегшего Москву в 1382 г.;
- Монаха, благословившего князя Дмитрия Донского на борьбу с Ордой;
- Воеводу, командовавшего засадным полком на Куликовом поле;
- Русского князя - союзника Мамая против московского князя;
- Вторую жену Ивана III;
- Правителя и полководца из рода тимуридов , который на рубеже 80-90-х годов подчинил себе Золотую Орду и разгромил хана Тохтамыша;
- Основателя Великого княжества Литовского;
- Князя, подавившего восстание против ордынцев в Твери в 1327 г.;
- Старшего брата Ивана Калиты;
- Предводительницу новгородских бояр, стремившуюся сохранить самостоятельность республики
Варианты ответов:
а) Дмитрий Боброк Волынский;
б) Софья Палеолог;
в) Сергий Радонежский;
г) Марфа Борецкая;
д) Ягайло;
е) Тохтамыш;
ж) Юрий Даниилович;
з) Миндовг;
и) Иван Калита;
л) Тамерлан.
Ответы: 1. е); 2. в); 3. а); 4. д); 5. б); 6. к); 7. з); 8. и); 9. ж); 10. г).
Карточка №2. Заполните последний столбик таблицы.
Исторический деятель | Кто такой(ие)? | Что сделал? Что с ним произошло? |
Иван I Данилович Калита | Великий московский князь | |
Иван III Великий | Великий московский князь | |
Мамай | Ордынский темник | |
Миндовг | Литовский князь | |
Митрополит Алексий | Церковный деятель |
Ответы:
1. Иван I Данилович Калита
- Подавил вместе с ордынцами восстание в Твери
- Закрепил за московскими князьями ярлык на великое Владимирское княжение
- Собирал дань для ордынских ханов
- Построил в Москве дубовый Кремль и каменные соборы
- Прикупил много земель
- Добился переноса в Москву митрополичьей кафедры.
2. Иван III Великий
- Присоединил Новгород, Тверь и ряд других земель
- Сверг ордынское иго
- Создал общерусский Судебник
- Женился на Софье Палеолог и заимствовал ряд византийских обычаев и символов.
- Перестроил Кремль.
3.Мамай
- Стал фактическим правителем Орды
- Потерпел поражение в Куликовской битве.
4. Миндовг
- Фактический создатель Литовского государства.
5. Митрополит Алексий
- Фактический правитель Московского княжества при малолетнем Дмитрии.
Карточка №3. Заполните последний столбик таблицы.
Исторический деятель | Кто такой(ие)? | Что сделал? Что с ним произошло? |
Митрополит Петр | Церковный деятель | |
Михаил Ярославич Тверской | Великий тверской князь | |
Ольгерд | Великий литовский князь | |
Пересвет и Ослябя | Русские монахи-воины | |
Сергий Радонежский | Религиозный деятель |
Ответы:
1. Митрополит Петр.
- Его дружба с Иваном Калитой и смерть в Москве способствовали переносу в Москву митрополичьей кафедры.
2. Михаил Ярославич Тверской
- Боролся за ярлык с Юрием Даниловичем
- Казнен в Орде по навету Юрия.
3. Ольгерд
- Разгромил Золотую Орду и присоединил к Литве Киев и ряд других земель.
- Трижды ходил походом на Москву, но неудачно.
4. Пересвет и Ослябя
- Были даны Сергием Радонежским Дмитрию перед Куликовской битвой
- Пересвет сражался в поединке с Челубеем перед Куликовской битвой.
5. Сергий Радонежский
- Основал Троицкий монастырь нового типа (с общим имуществом).
- Благословил Дмитрия Ивановича.
Карточка №4. Заполните последний столбик таблицы.
Исторический деятель | Кто такой(ие)? | Что сделал? Что с ним произошло? |
Тохтамыш | Ордынский хан | |
Узбек | Ордынский хан | |
Юрий Данилович | Великий московский князь | |
Юрий Дмитрие вич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка | Московские удельные князья | |
Ягайло | Великий литовский князь |
Ответы:
1. Тохтамыш
- Совершил удачный набег на Москву, в 1380 г. и добился возобновления выплаты дани.
2. Узбек
- При нем Золотая Орла достигла, наивысшего могущества.
- Принял вместе со своими подданными ислам.
3. Юрий Данилович
- Боролся за ярлык с Михаилом Тверским и победил.
- Убит в Орде сыном Михаила Дмитрием Грозные Очи.
4. Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка
- Боролись за власть с Василием II, иногда одерживали победы, но в конечном счете проиграли.
5. Ягайло
- Шел на помощь Мамаю, но не успел и отступил
- Заключил Кревскую унию с Польшей
- Командовал польскими войсками под Грюнвальдом.
3. Фронтальная работа
Терминологический диктант
Определите понятие:
- Представитель ордынского хана и сборщик дани в покорённых землях.;
- Дань Золотой Орде, уплачиваемая русскими землями;
- Военно-политическое объединение католических монахов-рыцарей;
- Высшее должностное лицо Новгородской республики.
- Помощник главного должностного лица Новгородской республики, отвечающий за сбор налогов и городское ополчение.
- Переписчик у монголо-татар;
- Грамота ордынского хана на княжение.
- Крупное земельное владение с зависимыми крестьянами, передававшееся по наследству.
- Глава Русской православной церкви после крещения, назначавшийся патриархом.
- Содержание наместников за счёт местного населения.
Ответы:
- Баскак.
- Выход.
- Орден
- Посадник.
- Тысяцкий.
- Численник.
- Ярлык.
- Вотчина.
- Митрополит.
- Кормление.
Хронологический диктант
- Битва на Калке. (1223г)
- Поход монголов в Северо-Восточную Русь. (1237-1238гг).
- Установление республики в Новгороде. (1136г.)
- Ледовое побоище. (1242г.)
- Невская битва (1240).
- Получение Ярославом Всеволодовичем первого ярлыка на великое княжение. (1243г.)
- Восстание против ордынцев во Владимире и других городах (1262г).
- Организация ордынцами переписи (1257-1259гг.)
- Первое упоминание в летописи о Москве. (1147г.).
- Восстание в Твери против ордынского ига. (1327г.).
4. Изучение нового материала
Вступительная беседа. Границы периода феодальной раздробленности с 1136 по 1300 год. Следовательно, начиная с XIV века, начинается закономерный, объективный процесс объединения русских земель. Чтобы этот процесс стал реальностью необходимо наличие предпосылок. Вспомните, каковы они?
Во-первых, нужен определённый уровень экономического развития, когда создаются более или менее устойчивые связи между отдельными частями страны, а развитые города начинают поддерживать объединительную политику власти.
Во-вторых, потребность в объединении стимулируется оформляющимся национальным сознанием которое в Северо–Восточной Руси подогревалось необходимостью борьбы с игом Золотой Орды. Предпосылкой объединения служили никогда не исчезавшие полностью, единый язык, единая вера, общие традиционные правовые нормы.
В-третьих, нужен лидер – экономический, политический и культурный центр, обладающий мощным потенциалом, способный возглавить объединительный процесс и довести его до конца.
О наличии этих предварительных условий мы
говорили на прошлом уроке.
Объединение страны в единое централизованное
государство может идти двумя способами – «снизу»
по инициативе горожан, торговцев, ремесленников.
Вспомните, где проходил аналогичный процесс? (так
оно шло в Западной Европе через коммунальную
борьбу жителей городов) и «сверху», при этом
процессе инициатором и главным исполнителем
становится одно из крупных государственных
образований на территории страны. Назовите
пример такого объединения (так объединялась
Германия). В русском государстве первый путь был
практически нереален – т.к. города на Руси
возникли как административные центры и лишь во
вторую очередь как центры ремесла и торговли.
Городское население серьёзной социальной силой
себя не осознавало. К XIV веку наши предки жили при
натуральном хозяйстве, хотя и появляются первые
признаки его разложения. Вспомните его признаки?
(ничего не продаётся, ничего не покупается, а всё
необходимое производится внутри хозяйства.). В
этом случае коммунальная борьба была реальна.
Поэтому в действие вступил второй способ.
Процесс этот проходил в 3 этапа.
- Конец XIII века – 1380
- 1380 – 1462г
- 1462-1533г.
Главная наша задача сегодня найти ответ на вопрос: Можно ли назвать Василия Тёмного и Ивана III типичными представителями политиков данного периода?
1. Наследники Дмитрия Донского. Объяснение учителя. Учащиеся во время объяснения учителя заполняют таблицу. (Приложение 1)
№ п/п | Правитель, при котором произошло присоединение | Время присоединения | Территории, которые были присоединены. |
2. Феодальная война. Подготовленное сообщение учащихся. (Приложение 2)
3. Создание новой системы управления. Рассказ учителя. Учащиеся делают записи в тетради по основным понятиям темы. (Приложение 3)
4. Свержение ига Орды. Работа с учебной презентацией.
Слово учителя. В процессе создания единого государства на первый план вышли не столько экономические, сколько политические факторы, прежде всего — необходимость противостояния Золотой Орде и другим соседям: Литве, Ливонскому ордену, Швеции. В 1228-1462 гг. русские княжества выдержали 302 военных похода и 85 крупных сражений — ни одно государство Европы не знало такой интенсивной борьбы за национальную и государственную независимость. Условия такого давления формировали не только сильную верховную власть московского великого князя и зависимый от него слой «служилых людей», но и иные, по сравнению с Западной Европой, политические традиции.
Работа с презентацией. (Презентация)
5. Закрепление изученного материала
Беседа с учащимися:
– Можно ли назвать Василия Тёмного и Ивана III
типичными представителями политиков данного
периода?
– Что такое Боярская дума? (Совет при великом
князе. В нее входят думные чины (бояре,
окольничие); преобладающее влияние в Боярской
Думе прибежало представителям княжеских
фамилий – потомков Рюрика и Гедимина, а также
представителям старою московского боярства
(запись в тетрадях)).
– Кто такой дьяк? (С XV по XVIII век должностное
лицо: управляющий делами приказа;
письмоводитель, начальник канцелярии разных
ведомств (запись в тетрадях)).
– Что такое приказы? (Это органы центрального
управления, их возглавляли бояре или дьяки,
которым великий князь «приказывая» ведать те или
иные дела (запись в тетрадях)).
– Кто такой наместник? (Глава местной
администрации. Известны с XII века. Они
назначались в города великими и удельными
князьями. В их распоряжении был
административный аппарат и военный
оборонительный отряд. Формой вознаграждения за
службу являюсь кормление (запись в тетрадях)).
– Объясните термин кормление. (Территория, с
которой бояре за судебно-административную
власть получали ренту («корм») (запись в
тетрадях)).
Работа с документом на стр. 191 (А.Н.
Сахаров, В.И. Буганов История России с древнейших
времен до конца XVII века – М.: Просвещение, 2006 – 336
с.). На основании документа и материала урока
оцените справедливость традиционного названия
событий на Угре – стояние.
Укажите разницу между поместьем и вотчиной.
(Вотчина: предоставляется за службу; наследуется;
продаётся и покупается; вкладывается в
монастырь; Поместье: предоставляется за службу;
фактически наследуется; не продаётся и не
покупается;не вкладывается в монастырь;)
Проверка таблицы, которую учащиеся заполняли во
время объяснения учителя.
6. Домашнее задание
§23 учебника А.Н. Сахаров, В.И. Буганов История
России с древнейших времен до конца XVII века – М.:
Просвещение,2006 – 336с.
Докажите, что в XV в. образовалось единое
государство – Россия (при этом вспомните
признаки централизованного государства и
докажите их наличие).
Какое значение для дальнейшей судьбы страны имел
результат феодальной войны?
Подготовьте презентации на тему: Религиозные
ереси России: стригольники, иосифляне и
нестяжатели.