Пояснительная записка
Значение сенсорного развития в раннем и
дошкольном детстве трудно переоценить. Именно
этот возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств,
накопления представлений об окружающем мире. У
детей с нарушениями речи зрение и слух
физиологически сохранны, однако процесс
восприятия, который является компонентом
сенсорного развития, несколько затруднен –
снижен его темп, сужен объем, недостаточна
точность восприятия (зрительного, слухового,
тактильно-двигательного). Снижена скорость
выполнения перцептивных операций. Затруднена
ориентировочно-исследовательская деятельность,
направленная на исследование свойств и качеств
предметов. Требуется большее количество
практических проб и примериваний при решении
наглядно-практических задач, дети затрудняются в
обследовании предмета.
Поэтому, одним из наиболее важных
направлений в работе психолога с детьми с НР
является развитие сенсорных чувств ребенка как
предпосылки удачной интеграции в дальнейший
образовательный процесс.
Цель: развитие функций ЦНС, речи, познавательных процессов через стимуляцию и развитие сенсорики.
Задачи:
- активация различных функций центральной нервной системы за счет создания мультисенсорной среды и использование приемов кинезиологии;
- стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
- развитие познавательных процессов;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
- создание положительного эмоционального фона, групповое сплочение.
Необходимое оборудование:
- Мягкая игрушка «Пушистик» (котенок или щенок, который может пищать при нажатии).
- «Центр тактильности» – набор из 5 картонных или деревянных продолговатых брусков, которые обклеены материалами с разными тактильными поверхностями: фольга, наждачная бумага, махровая ткань, кожа, мех, шерстяная ткань, шелк, обои, поролон, дерево.
- Игра «Угадай звук» (набор из пустых яиц из-под киндер-сюрпризов, заполненных попарно одинаковыми частичками – зерна, песок, пуговицы, фасоль, мелкие монетки) – 10-12 яиц;
- Полотно из полупрозрачной ткани (шифон, органза, шелк и т.п.) размером 2 х 2 метра, цвет – в зависимости от назначения игры. У нас – голубой.
- 2 маленькие шкатулочки разные по форме или цвету: одна наполнена маленькими сувенирами (наклеечками, искусственные жемчужинки, игрушки из «киндера» и что-то подобное), вторая – пустая;
ХОД ЗАНЯТИЯ
Психолог выходит к детям и представляется.
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут… я сегодня пришла к вам не одна, а вместе со своим другом, котенком, которого зовут Пушистик. Давайте поздороваемся с ним! Сейчас Пушистик к каждому подойдет, а вы представьтесь и скажите так : «Здравствуй, Пушистик! Меня зовут Марина (например)».
(Дети здороваются и представляются Пушистику).
– А Пушистик пришел не с пустыми руками к вам!
Он принес вам подарки – вот эти две шкатулочки:
одна – для послушных детей, там находятся
подарки, а другая – для непослушных детей, что
там, я не знаю. Кто будет хорошо себя вести на
занятии, тот и получит подарок из этой вот
шкатулочки.
Но у Пушистика большое несчастье! И ему нужна
ваша помощь! Все дело в том, что Пушистика
заколдовала злая волшебница, и он не может теперь
говорить, не может сказать нам, какой же главный
сюрприз он для всех нас приготовил. Давайте
поможем Пушистику, расколдуем его!
Сейчас я вам раздам вот такие полосочки, на
которых наклеены разные кусочки ткани, бумаги и
т.д. (Игра с «Центром тактильности»)
– Вы должны сейчас с закрытыми глазами угадать,
какая из этих полосок больше всего похожа на
шерстку Пушистика.
Посмотрите, какой он мягкий. Какая у него
пушистая шерстка. Закройте глазки. Потрогайте
полосочки и найдите тот кусочек, который
больше всего похож на его шерстку. Если мы все
правильно угадаем, то Пушистик будет
расколдован!
(Дети с закрытыми глазами угадывают, если им сложно, то психолог сначала подносит им Пушистика, чтобы они его погладили, а потом по памяти угадали на мягкость полоску).
– Молодцы! Послушайте! (Психолог незаметно
нажимает на звуковой аппарат, спрятанный внутри
игрушки и игрушка мяукает). Наш Пушистик
говорит вам спасибо, и предлагает в подарок
путешествие!
Давайте сейчас сядем вот на этот волшебный
ковер (психолог подводит ребят к ткани и
садится вместе с ребятами) и полетим. Чтобы
никто не упал мы возьмемся за руки и будем
поддерживать друг друга, а Пушистика положим в
центр. Полетели!
(Психолог стимулирует раскачивание группы, но следит за тем, чтобы раскачивание не привело к баловству и никто не вылетел с полотна).
– Ну вот мы и прилетели! Куда же это мы попали? Давайте наденем волшебные очки и посмотрим! (Психолог показывает, как из пальцев рук модно сделать колечки-очки).
– Что вы видите? Я вижу пальмы, вот там прекрасное озеро, здесь песок, а чуть дальше трава.. а что вы видите? (Психолог выслушивает ответы ребят)
– А что вы слышите? Чтобы лучше слышать, давайте потрем ушки вот так! (Психолог показывает как надо массажировать ушные раковины)
– Что вы теперь слышите? (Пока ребята массажировали ушки, психолог достает из кармана заранее спрятанное там яйцо из-под киндера, заполненное песком или манкой. При сотрясании это яйцо издает звук, подобный звучанию гремучей змеи).
– Ой! Ребята! На что похож этот звук? Как вы думаете? (Снова потрясает яйцо и выслушивает ответы ребят)
– Правильно! Это змейка! А как вы думаете, какая она? Красивая? Добрая, или злая? (Выслушивает ответы).
– Змейки бывают разные. Бывают добрые и злые. Теперь она добрая и звучит вот так! (Снова трясет яйцом). А когда она злится, то звучит вот так! (Берет другое заранее заготовленное яйцо, наполненное монетками или фасолью, и трясет его).
– Давайте попробуем найти пару к нашим змейкам! (Игра с пособием «Найди пару») Каждый из вас должен сейчас найти пару доброй или злой змейке. (По выбору детей каждый ребенок ориентируясь на издаваемый звук находит пару).
– Молодцы! Хорошо справились с заданием! Но нам пора улетать назад, а пока мы не отправились давайте здесь посадим добрые семена и вырастим из них добрые деревья, чтобы все, кто живут в этой местности – и змейки, и цветочки, и птицы – все были добрыми.
(Игра «Посади семечко» с полотном)
– Давайте представим, что мы и есть добрые семена. Сейчас мы вот так сядем, свернемся калачиком, как семечко (психолог показывает как надо сесть – на колени, голову положить на колени, лицо спрятать, руками обхватить колени, можно лечь на бочок в позу «эмбриона»). А сейчас вас накроет мягкий волшебный снежок, который потом растает и превратится в волшебную водичку (накрывает группу полотном мягко, позволяя полотну опускаться как парашутик на детей). Водичка напитала наши семена, выглянуло солнышко и начали показываться маленькие зеленые росточки (психолог говорит деткам, чтобы они потихоньку расправляли ручки, выставляя их через ткань к «солнышку», тем временем, медленно и аккуратно стягивает полотно с детей так, чтобы ткань нежно скользила по детям).
– Наши росточки все выше и выше, и вот они
уже деревья (показывает, что надо встать и
распрямиться в полный рост), деревья подняли к
небу ветви и закачались: высокие, могучие, добрые.
Ну а теперь нам пора отправляться назад. Вокруг
себя обернись и снова дома очутись! а Пушистик
раздаст свои подарки. По-моему все вели себя
хорош о, не так ли? Ведь мы все стали добрые,
сильные, тогда открываем шкатулку и берем
подарки. (Психолог позволяет ребенку засунуть
руку в шкатулку и на ощупь выбрать и взять
подарок).
– Давайте скажем «Спасибо» Пушистику за такое интересное путешествие и за подарки и попрощаемся с ним (дети благодарят Пушистика), и я говорю вам «До свидания!»
– Занятие окончено.
Список используемой литературы.
1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008.